Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Читайте также:
  1. A) хранения информации.
  2. B. Повышение тонуса ядер ретикулярной формации ствола мозга.
  3. C. Движение информации и ее трансформация от исходной в командную
  4. E) автоформа
  5. E) миф, религия, философия.
  6. ERP — информационная система масштаба предприятия
  7. FCC информация (U.S.A.)
  8. Flash –носители информации
  9. I . Понятие и признаки правовых норм.
  10. I Крестьянская реформа 1861 г.

Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. В структуру М. входят не только знания, но и их оценка. Т. е. М присуща не только информ., но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч. Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

Понятие мировоззрения. Ф как теоретич форма М. М – сис-ма принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, опред-х направл-е деят-ти и отнош-е к действ-ти отд-го ч-ка, соц группы, класса или общ-ва в целом. М складывается из эл-тов, принадл-щих ко всем формам общ. сознания; большую роль в нем играют фил-кие, научн, пол, нрав-ые и эстет-ие взгляды. Научные знания, включаясь в систему М, служат целям ориентации ч-ка или группы в окр. соц. и прир реальности; кроме того наука рационализирует отнош-е ч-ка к действит-сти, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нрав-ые принципы и нормы служат регулятивом взаимоотнош-й и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами опред-т отнош-е к окруж-му, формам деят-ти, ее целям и рез-там. Во всех классово антагонистических общ-вах большую роль в форм-ии М играет религия. Фил взгляды и убеждения составляют фундамент всей системы М: именно фил-ия выполняет фун-ции осознания, рационально-понятийного выражения и обоснования мировоззренческих установок; она теоретически осмысляет совокупные данные науки и практики и стремится выразить их в виде объективной и исторически опред-й картины действ-ти. М явл-ся отражением общ-го бытия. Для качеств-ой хар-ки М существенно наличие в нем не только знаний, но и убеждений. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы М, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравств-ое и эмоционально-психологическое и к знанию, и к самой реальности. Важная роль в М психол-их, соц-психол-их и эмоцион моментов обусловлена тем, что они опред-т черты хар-ра и настроение ч-ка, а в конечном счете – готовность к действию, к борьбе за принципы своего М. Именно убеждения, вырастающие на основе знаний, явл-ся источником активности личности, группы, класса. В состав М., сложного интегрального образования, входят вся совок-сть обобщенных знаний о мире — научных, практических, профес. и др., а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отнош-е к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Хар-ная черта М. — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, соц-ой активности, д-сти в решении насущных жизненных проблем. Т. о., в М. в обобщенном виде представлены познавательная,ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.Сама Ф-я – есть М, т.е. совок-сть взглядов на мир в целом и на отнош-е ч-ка к этому миру. В одном ряду с Ф-ей находятся др. формы М.: миф., рел., худ., натуралистич., обыденное. Ф-я отличается от иных форм М. тем, что относится прежде всего к научн. сфере общ. сознания (но не только к ней), а внутри нее и-т специфич категориальный аппарат (аппарат понятий), опирающийся не на одну научную дисциплину, а на все науки, на весь совокупный опыт развития чел-ва. Сущность Ф-и – в размышлении над общими проблемами в системе «мир-ч-к». Ф составляет теоретическую основу М. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи М м.б. идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм – фил воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир-движущая материя. Идеализм-фил. воззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а дух началу – разуму, воле (в основе бытия лежит дух начало). С нравственно-психологической точки зрения М м-т харак-ся как оптимистическое или пессимистическое. Понятие М употребляется и в более узком смысле, н-р фил М, худ М. Соотношение Ф и М м-о охарактеризовать и так: понятие М шире понятия Ф-я. Ф – такая форма общ и индивид сознания, к-рая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности, чем просто М. Итоговое опред-е соотнош-я Ф и М м-о сформулировать так: Ф – система основополагающих идей в составе М-я ч-ка и общ-ва. В индивид развитии М формируется на дотеоретическом уровне (в ходе освоения языка, дух к-ы). Мировоззренческий выбор – прежде всего дух-практич выбор. Ф м-т способствовать осознанности этого выбора, предоставляя к использованию в этих целях выработанный в ней язык.

В различных формах М-й по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.Эмоционально-психологическую сторону М-я на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав