Читайте также:
|
|
Среди других онтологических проблем средневековья известен спор реалистов и номиналистов или спор об универсалиях. Одним из источников этого спора стал текст из второго комментария философа Боэция к Порфирию, в котором Боэций выясняет вопрос, могут ли существовать роды и виды (животное или собака) реально, или они реальны только в понятиях? Суть спора формулируется в трех вопросах:
1.Существуют ли универсалии в действительности или только в уме?
2.Материальны они или нематериальны?
3. Существуют ли они вне чувственных вещей или присутствуют в них?
Попытки ответа на вопросы Боэция сформировали две крайние точки зрения, сторонники которых получили название номиналистов и реалистов.
Реалисты –, что существует единая духовная субстанция, способная модифицироваться в разных формах, и, следовательно, можно говорить о реальном существовании родов и видов. Должно быть соответствие между знанием и реальностью, и если есть понятие, ему должно соответствовать что-то реальное. В подтверждение своей точки зрения они ссылались на догмат о первородном грехе. Если первородный грех передается от Адама к его потомкам, то должна существовать субстанция, передающая этот грех от поколения к поколению. Другое доказательство приводит Фредегизий Турский в «Письме о Ничто и Тьме», где он утверждает, что должно быть что-то, что соответствует слову «ничто», поскольку Бог творил мир из ничего. Это «ничто есть некий первичный недифференцированный материал». Расцвет ультрареализма приходится на IX-X вв., и в то же время сформировалась противоположная позиция. Влияние на позицию реалистов оказала философия Платона.
Антиреалистическая точка зрения высказывала уже в IX в. Гейриком Осеррским, но наиболее четко была сформулирована Росцелином, затем поддержана Абеляром, Ансельмом, Иоанном Солсберийским и другими. Общая позиция номиналистов такова: универсалии, т.е. общие понятия, обозначающие классы вещей, суть слова, имена, названия, не существуют. Реально существуют только единичные вещи, и никаких общих сущностей вне ума нет. Влияние на позицию номиналистов оказала философия Аристотеля.
Апогей этого спора относится к XII в., к дискуссии между Пьером Абеляром и Гильомом из Шампо. Абеляр ставит вопрос следующим образом: к чему отсылают слова «человек», «животное», «роза»? где находятся «животность», «человечность», «разумность»? существует ли в действительности нечто, что соответствовало бы этим понятиям? К вопросам Боэция Абеляр добавляет четвертый вопрос: обладает ли универсалия каким-то значением, если она ни к чему не отсылает в действительности?
Оппонент Абеляра понимает универсалию как субстанцию, обладающую независимым существованием. Это означает, что животное вообще, роза вообще, человек вообще существуют реально. Но Абеляр не соглашается с этим и предлагает не отождествлять универсалию с какой-либо субстанцией. Субстанциями являются только индивиды, универсалия же есть грамматическая характеристика индивидуальности, относящая ее к какому-либо классу вещей. Победу в споре одержал Абеляр, но это не означало, что все вопросы в споре об универсалиях были решены. Но его действительная заслуга состояла в том, что он пытался избежать крайностей той и другой позиции и найти решение вопросов с точки зрения умеренного реализма.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |