Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Особенности философии эпохи Возрождения.

Читайте также:
  1. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  2. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  3. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  4. I. Специфика русской философии
  5. I.II Психологические особенности леворуких детей
  6. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  7. II. Особенности продажи продовольственных товаров
  8. II. Особенности службы и контингента ТД.
  9. II. Особенности экологического образования школьников
  10. III. 10. Особенности канонического права

Философия европейского Ренессанса. X1V-XVI вв. в истории западноевропей­ского общества принято называть эпохой Возрождения (или Ренессанса), которая ознаме­новалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, составившими вели­чайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. В экономическом и социально-политическом отношениях это был период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией, кресть­янских и религиозных войн, великих географических открытий, развития торговли и го­родов.Радикальные социально-экономические изменения обусловили существенные пе­ремены в духовной культуре, мировоззрении, философии той эпохи.Отметим наиболее значительные из них.Прежде всего происходит освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви, в то время как в эпоху Средневековья религия была безраздельно господствую­щей идеологией. Философия Ренессанса, не порывая полностью с наследием средневеко­вой мысли, в то же время противостояла всей системе схоластического знания, пришед­шего в состояние упадка в XV-XVI вв. Поэтому термин «ренессанс» (возрождение) в оп­ределенной степени отражает антифеодальное содержание этого противоречивого процес­са, его направленность против церкви, христианской религии.Характерной чертой этой эпохи, давшей ей наименование, является широкое ис­пользование античного культурного наследия. Творения философов Древней Греции и Рима оказали решающее влияние на формирование воззрений мыслителей XIV-XVI ъв.Интерес к античной культуре в эпоху Возрождения проявился и в ее ориентации на искусство. Эта эпоха дала прекрасные образцы в области художественной литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Ра­фаэля, Тициана, Сервантеса, Петрарки, Данте, Боккаччо). Культуру Возрождения и куль­туру античного мира сближало то, что обе они в отличие от Средневековья были продук­том городского происхождения, возникшими на основе относительно развитых товарноденежных отношений. В то же время нарождающаяся буржуазия видела в античной куль­туре орудие в борьбе с феодально-церковной идеологией. Но античность воспринималась и перерабатывалась в этот период по-своему.В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание са­мых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философий. Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл. Если в средневековой философии цен­тральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала ре­шалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека. Следовательно, пантеизм - специфиче­ская черта натурфилософии Возрождения. При этом речь идет не о простом отожде­ствлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения - не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необ­ходимыми силами первоначало вещей. Это наиболее последовательно проявилось в пантеизме Джордано Бруно.Философию эпохи Возрождения отличает и ярко выраженный антропоцентризм. Человек, являясь главным объектом рассмотрения, оказывается и центральным звеном космического бытия. В определенном смысле антропоцентризм был характерен и для средневековой традиции, но в ней человек рассматривался не сам по себе, а в отношении к Богу, греху и вечному спасению, которое недостижимо собственными силами. В гумани­стической культуре Возрождения рассматривается земное предназначение человека. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет от­дается признанию интересов и прав человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становятся разносторонность, своеобразие и уникальность каж­дой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого се­бя. Не случайно эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма.В развитии философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода, хотя это деление носит условный характер: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставлявший средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношения с миром (середина XIV - середина XV в.); неоплатонический, связанный с решением он­тологических проблем (середина XV - начало XVI в.); натурфилософский, главным пред­метом исследования которого была философия природы (середина XVI - начало XVII).


 

10. особенности философии 16 века эмпиризм рационализм. В конце 16 – начале 17 века началась Научная Революция. В этот период были следующие открытия:Обоснование Коперником гелеоцентричности вселенной;Галилео Галилей заложил основу физики и механики (сконструировал телескоп);Кеплер обобщил открытия Коперника в математических формулах;Гарвей открыл систему кровообращения;труды Ньютона – открытие закона всемирного тяготения.В этот период центром развития философии становится Англия, Франция, Голландия. Именно в 17 веке наука философия приобретает современный характер: до этого целью науки считалось (как сама цель) – знание как само по себе, а новое отношение – целью науки становилось достижение таких знаний, которые бы увеличивали власть человека над природой.

Основной проблемой этого периода был поиск методов познания. Под методом понимается – это способ достижения цели, а совокупность методов – методология. «знания – это сила.»В философии Нового времени выделяют 2 основных направления: эмпиризм; рационализм.

Эмпиризм (от лат. «опыт») – это учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знания. Представители: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк.

Ф.Бекон был первым философом Нового времени, знатным человеком. Умер, когда проводил опыты по замораживанию курицы. Среди его работ выделяют такие: Новый Органон; Новая Атлантида.В философии Бекона выделяют:

1. Критическую часть – почему до сих пор не было получено адекватного знания о мире? – «Этому мешали предрассудки, укоренившиеся в человеческом сознании (идолы)», и выделяют 4 вида идолов:идолы рода – это врожденное несовершенство человеческого ума;идолы пещеры – это индивидуальные идолы, индивидуальные заблуждения человека;идолы рынка – это предрассудки, которые возникают в связи с употреблением слов;идолы театра – возникают в результате некритического отношения к традиционным философским системам. Авторитет мешает развитию нового.2. Позитивная часть. Бекон считал основой всякого познания – опыт, а философию – наукой о реальном мире, основанную на опытном познании. Основной метод научного исследования по Бекону – это индукция – предполагает выводы о целом на основе рассмотрения изучения частых элементов. По Бекону материал полученный в результате исследований и наблюдений, необходимо заносить в таблицы, и он предложил несколько разделов в таблицах:1. таблица позитивных инстанций (собрать все случаи, касающиеся проявления исследуемых св-в);2. таблица негативных инстанций (изучает, где исследуемые свойства не присутствуют);3. таблица степеней и сравнений (необходимо собрать случаи, где исследуемые свойства содержатся в большей или меньшей степени).Его современники считали, что это все можно познать разумом .Рационализм – это учение в теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, оно может быть подчеркнуто только из самого знания. К мыслителям рационализма относят: Ренэ Декарт; Бенедикт Спиноза; Годфрид Лейбниц.Декарт утверждает, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания. Декарт задает вопрос: 1. «В каком знании человек может быть абсолютно уверен?» -может все вокруг иллюзия, сон, «Мы можем сомневаться в истинности представления о мире, кроме одного: мы не можем сомневаться, что мы существуем!»(Мыслю, следовательно существую)2. «Существуют ли другие истины, кроме существования мыслящего «Я»?» - «В сознании мыслящего субъекта существуют различные идеи, которые возникли из полученных впечатлений (например: солнце, деревья, дома – появились в результате опыта).Есть врожденные идеи, не являющиеся результатом опыта, это идеи Бога как совершенного существа, это идеи математических объектов. Ни одна из видимых окружностей не является круглой – обязательно будут микроскопические неровности».Метод познания, который предлагает Декарт, это дедукция – это метод познания, при помощи которого частные знания выводятся из общего.


 

11.Философские идеалы эпохи Просвещения
 
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и ' недостаточную связь с наукой и практикой.
Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.
Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума.
Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.
Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.
Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.
Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.
Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

 


 

12.Важнейшим этапом развития европейской философии стала не­мецкая классическая философия. Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом вработе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха.

Немецкая классическая философия охватыва­ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И.Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос­ти Фейербаха.

Привсем различии в концепциях указанных мыслителей их творчество объединяется общими чертами и особенностями:

- в содержании классической немецкой философии доминировала гносеологическая проблематика, исследовались возможности и границы человеческого познания; структура познавательного процесса и история становления познавательной деятельности; специфика познающего субъекта и природа его активности; понятие истины и ее критерии. Помимо гносео­логии важное место занимала методология, что реализовалось в теорети­ческом обосновании диалектического метода. Эти традиционные для новоевропейской философии проблемы были дополнены новыми подходами в области философской антропологии. В частности, отдавая пальму первенства человеческому разуму, философы предприняли попытку обна­ружить те области человеческого бытия, которые не всегда поддаются рациональному объяснению, но могут играть существенную роль в структуре человеческого опыта; иными словами, такие аспекты жизни человека, которые подтверждают тезис о том, что сумма нашего существования, делен­ная на разум, никогда не разделится без остатка. Особое место отводилось этическим проблемам - поведению человека в культуре, обществе, личной жизни;

- по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопо­нятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. В отличие от философов эпохи Просвещения, с которой классическая немецкая философия была тесно связана преемственностью проблематики, мыслители данной школы никогда не стремились популяризировать свои идеи и учения, сделать их достоянием широкой общественности.

- по влиянию на дальнейшее развитие философской рефлексии классическая немецкая философия занимает уникальное место. С одной стороны, она аккумулировала, синтезировала и углубила те проблемы, которые наметились в философии Нового времени, обеспечила преемствен­ность философской традиции. Сдругой стороны, из классической немецкой философии в той или иной степени берут начало практически все современные направления философской мысли.


 

Теория познания Канта(основные понятия и принципы)

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

 


 

14.Категорический императив канта. Основная проблема этики Иммануила Канта — проблема человеческой свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значение решения И. Кантом этой проблемы состоит в том, что мыслитель объясняет человеческую свободу господством человека, его правом распоряжаться вещами. Самую точную формулу автономии, являющуюся исходным пунктом его суждений, И. Кант дал в «Метафизических основах правовой науки». Согласно его формуле, наша свобода находится в зависимости от того, что связь между чувственностью и поведением не имеет характера прямой необходимости, но представляется как обусловленность. У животного внешний раздражитель возбуждает инстинктивную реакцию, а у человека он рождает лишь желание удовлетворения, к которому бы привела инстинктивная реакция. В результате в акте воли мотивация является автономной, и определенность воли побеждается чувственным раздражителем. Различие автономно мотивированного поведения от поведения, которое определяется внешними условиями, является отличием между животным и человеческим уровнями жизни. Кант этим самым объясняет высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек становится «целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства». Эта онтология, разумеется, действительна лишь с точки зрения морального поведения, а не с теоретической точки зрения. Во введении к произведению «Критика практического разума» Кант пишет о свободе как «доводе существования» нравственного закона. После чего философ приступает к выведению нравственного закона. Поведение человека по нравственному закону определяется тем, что люди, относительно которых я произвожу какие-либо действия, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но никогда не средствами для дела кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая определяет содержание морального поведения, звучит так: «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство». Согласно более патетичной, но не столь точной формуле из «Критики практического разума», нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека («Другой человек должен быть для тебя святым»). К формуле морального закона необходимо добавить, что моральный закон возведен на дуализме природного характера человека и обязанности, из которой следует, что человек является существом, которое способно к свободному решению, чем он и отличается от животных. Моральное поведение выступает ограничителем личного эгоизма, который следует из инстинкта самосохранения. Таким образом, нравственное поведение, по И. Канту, своеобразно тем, что оно, во-первых, согласно закону, во-вторых, его мотивацией является достоинство человека.

 


 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав