Читайте также:
|
|
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете.
«Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия»: герменевтика - это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция философии герменевтики.
Выдающийся представитель герменевтики XX в. - Ханс ГеоргГадамер (1900 г.). Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.
X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание - это анализ процесса понимания движения к истине. Она не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.
Мир культурных ценностей - язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры.
20 .ЧЕЛОВЕК В «ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ»
XIX-начало XX в. - время появления ряда философских течений.
Философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон).
Дух - субстанция культуры - может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции.
Культура - самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, «душевным настроем».
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура - средство подавления и порабощения человека.
Философия жизни - оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.
По традиции немецкого романтизма жизнь – это первичная и исходная реальность.
Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».
Идеи - в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попытки построения философской системы. По Ф. Ницше, мир - постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещь» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.
Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.
Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati - «любовь к судьбе»; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».
Ницшеанский «сверхчеловек» - критика морали, которая разлагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Ф. Ницше гипертрофировал волю, особенно к власти: проповедовал культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».
В начале XX в. популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859- 1941) - интуитивизм. Философия жизни - генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя - «вниз».
В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции:
1) интеллект - орудие работы с материальными, пространственными объектами;
2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений.
В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь - метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу- «вещество». Человек - творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |