Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основной принцип сенсуализма: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

Читайте также:
  1. I Принцип работы клавиатур
  2. I. Смешанные техники (основной материал - тушь)
  3. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  4. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  5. II. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАИБОЛЕЕ
  6. II. Этические принципы
  7. III Принципы организации производственных процессов
  8. III. Основной этап
  9. IV. Принципы конституционного судопроизводства
  10. Quot;И поклоняйтесь Аллаху не берите Ему в сотоварищи ничего; и к родителям - благодеяние".

Сенсуализм противостоит рационализму (философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей).

Важнейшие детерминистские теории в области психического - теория ощущений, рефлекторных действий и ассоциаций – определялись принятым механикой способом объяснения динамики материальных тел.

Основные мыслители: Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Локк.

 

Р. Бэкон (1214-1292)

Бэкон (1561-1626) – английский психолог, философ, политик. Самое известное произведение – «Опыты» или «Наставления», переиздавались 9 раз.

«Новый органон» и «Новая Атлантида»

Пытался сформировать новую систему знаний: «знание – сила», мы можем столько, сколько знаем.

«Истинное знание есть знание причин».

Конечная цель науки – изобретение и открытие, главная задача которых – конкретная польза для человека (улучшение жизни, умножение власти над природой). Таким образом, наука – лишь средство, а не самоцель.

Утверждал, что современная ему наука не в состоянии решить проблемы человечества, поэтому его цель – перестроить здание науки.

Новый взгляд в исследовании души: отказ от изучения наиболее общих вопросов относительно природы души и переход к эмпирическому описанию её интересов или способностей.

Эти взгляды создавали предпосылки для становления психологии как науки о сознании (а не о душе).

Необходимо создать единую науку о человеке, составлой частью которой будет психология.

Учение о человеке:1

  1. . Философия человека рассматривает человека как такового;
  2. Гражданская философия рассматривает человека в его отношении к обществу.

Выделяет науки о теле (медицина, косметика, атлетика и наука о наслаждениях) и науки о душе (науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, телесной, общей человеку и животным).

Чувственная душа – невидимая жидкость, разжиженная теплотой, которая движется по трубкам-нервам и воздействует на все члены организма.

Разумная или мыслящая душа занимает особое место в идеях Бэкона, поскольку он не может провести чёткой границы между Богом и человеком.

В каждой душе выделяет её способности или функции:

  1. чувственная – способность ощущения и выбора (стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств). Эти способности имеют все тела.
  2. Рациональная – разум или интеллект, рассудок, воображение, память, желание или влечение и воля.

Политику и философию считает составными частями философского учения о человеке (антропологии).

Вопросы, охватывающие тело и душу: вопрос о личности и о связи души и тела.

В учение о личности входит учение о человеческихъ слабостях и преимуществах, об особенностях характера, об аффектах, о средствах исцеления душ и о гармонии между благом души и тела. Здесь рассматриваются проявления различных высших человеческих возможностей (выдающаяся память, чудеса мудрости, моральной стойкости) на примере исторических деятелей.

Бэкон занимался физиогномикой (определение душевного состояния по внешним проявлениям), толкованием снов, влиянием болезненных состояний тела на душевную деятельность и наоборот.

Связь души и тела проявляется в единстве приёмов лечения их болезней.

Ощущения, представления и понятия – это результат воздействия внешних предметов на наши чувства. Образы явлений с помощью чувств входят в сознание и не исчезают бесследно, а сохраняются душой. Душа относится к ним одним из следующих способов: собирает их в памяти, подражает им воображением, перерабатывает их в понятия с помощью рассудка.

Изучал память и её вспомогательные средства («Искусство запоминания»).

Ощущения субъективны и относительны. Поэтому восприятие одного и того же раздражителя разными людьми будет неодинаковым.

Проблема познания рассматривается исходя из объективности существующего мира. Исходный элемент познания – чувства. Однако они не обеспечивают всего познания. Поэтому данные чувств должны обрабатываться разумом (союз опыта и рассудка).

Наука заключается в применении рационального метода к чувственным данным.

Познание подвержено заблуждениям («идолам»).

«Критическая» часть научной системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Чтобы познавать мир, необходимо устранить препятствия и тем самым сделать душу восприимчивой к истине («очистить площадь ума»).

Tabula abrasa – очищенная доска

Человеческий ум сам ставит себе преграды и ловушки, которые необходимо преодолеть. Идолы или признаки в познавательном процессе человека:

  1. Идолы рода свойственны всему человеческому роду и обусловлены:

А) примешиванием к природе познаваемых вещей природы человеческого духа;

Б) несовершенством органов чувств, неспособных воспринимать быстрое движение атомов;

В) вера, догмы и стереотипы разума;

Г) склонность людей поддаваться влиянию только положительных факторов.;

  1. Идолы пещеры (Платон) – субъективные искажения процесса познания. Они свойственны людям от природы, воспитания и бесед с другими. Их предпосылки – такие же, как и у идолов рода, но они по-разному распределены у разных людей по причине многообразия их интересов. Таким образом, они выражают индивидуальные различия человеческой природы.
  2. Идолы площади или рынка происходят из особенностей социальной сферы и заключаются в подверженности людей общепринятым оценкам, взглядам и суждениям. Причина – в дезориентирующем влиянии словесной путаницы.
  3. Идолы театра являются производными от идолов площади. Их причина – в искажающем воздействии ложных теорий и учений. Они характеризуют такое свойство человеческой психики, как слепое преклонение перед авторитетами.

Все идлоы могут быть как врождёнными, так и преобретёнными. Они могут быть преодолены посредством орудий познания.

Главное орудие познания – метод, адекватно раскрывающий природу – научная индукция. Поэтому учение о методе – центральная часть его научной системы.

Бэкон – родоначальник английского эмпиризма (ведущая роль в методе принадлежит опыту).

Опыты бывают плодоносными (непосредственная польза) и светоносными (открывают горизонт знания и ориентированы в будущее). Поэтому светоносные важнее.

Классифицирует наук по различиям познающих способностей человека с учётом практических потребностей применения знаний и различий в приёмах исследования.

Бэкон возводит индукцию в общую теорию и выявляет правила перехода от частного к общему.

Наиболее значимые для психологии результаты деятельности Бэкона:

  1. признание объективности существующего мира и возможности его познания человеком;
  2. исходным элементом познания являются чувства, действующие по принципу отражения и вдальнейшем обрабатываемые разумом;
  3. необходимость единства опыта и рассудка (преодоление всех препятствий познания);
  4. достижение объективной истины возможно с помощью метода (самая важная проблема).

Дуализм учения о человеке

 

Р. Декарт (1596-1650) заложил основы аналитической геометрии, дал понятие перемены величины и функции, ввёл многие математические обозначения, сформулировал закон сохранения количества движения и ввёл понятие импульса силы. Образование и движение небесных тел объяснял вихревым движением частиц материи («вихри Декарта»).

Во времена Декарта психика понималась как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению. В основе картезианской психологии лежат такие суждения:

  1. всё сущее разделено на две субстанции: телесную и духовную;
  2. сознание противоположно телу.

До Декарта считалось, что вся деятельность по воспроизводству психического материала производится душой, которая черпает энергию за пределами земного мира.

Декарт утверждал, что телесно устройство способно и без души справляться с обработкой психической деятельности. Душу он возводит в степень субстанции, равноправной великой субстанции природы.

Наиболее значимые для психологии сочинения Декарта: «Страсти души», «Человек», «Рассуждения о методе», «Начала философии».

Метод Декарта – рационалистический (приоритет отдаётся деятельности ума). Методы познания: математический – математизация научного знания, дедукция и интеллектуальная интуиция – представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнения.

Использовал особый методический приём – сомнение. «Сомнение во всём – первый шаг на пути к истине». Проблема метода – центральная в философии Декарта.

1637 – «Рассуждение о методе»: «лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода».

Метод содержит 4 правила:

  1. Принимать в качестве истинных только такие положения, которые отчётливо представляются таковыми;
  2. Расчленять сложные проблемы на как можно большее число составляющих;
  3. Сначала искать решение простейших проблем и затем переходить шаг за шагом к более трудным;
  4. Просматривать все выводы во избежание упущений.

Декарт ориентируется на модель организма как механически работающей системы («человек как машина»).

Основываясь на открытом У. Гарвеем круге кровообращения, Декарт вводит понятие «рефлекс». Однако Декарт лишь сформулировал рефлекторный принцип, а сам термин «рефлекс» был введён в работах чешского физиолога Прохаска и невролога Виллиса.

Нервную систему Декарт представлял в виде трубок, по которым проносятся лёгкие воздухообразные сущности, «животные духи». Внешний импульс приводит их в движение, заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения человека.

Этот объяснительный принцип применим только к простым движениям, однако Декарт надеялся, что вдальнейшем наука сможет найти объяснение и сложным движениям.

Декарт предусмотрел в своей схеме перестройку поведения и назвал её обучающей системой. «обучающая система действует по своим законам, и их знание позволяет людям властвовать над собой».

Движение по Декарту возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга к мускулам. Направленность «животных духов» к определённым мускулам объясняется характером внешнего воздействия.

Декарт уточняет, что таким механизмом объясняются не все движения, а только те, которые производятся без участия воли (дыхание ходьба).

Животные не имеют души. Все сложности в их поведении – это «чистый автоматизм природы». «то, что животные думают, - это величайший предрассудок». Животные не могут думать, поскольку не имеют ни языка, ни разума.

Отрицание у животных психики нарушает приемственность между животным и человеком и приводит к идее Бога, творящего человеческий разум.

В учении Декарта косвенно раскрывается идея бессмертия души. Душа по своей природе может существовать отдельно от тела, но в действительности она существует в связи с телом (только человека).

О связи души и тела свидетельствуют опыт и самонаблюдение. Голод, жажда, все восприятия – продук соединённой деятельности души и тела, страсти.

Собственные проявления души – это желание и воля. Они не имеют отношения ни к чему материальному.

«Страсти души» - последнее произведение Декарта. «нём Декарт объясняет страсти не психологически, а физиологически. Под страстями подразумеваются не сильные и длительные чувства, а страдательные состояния души – всё, что она испытывает, когда мозг сотрясают животные духи.

Все человеческие чувства можно свести к шести основным: желание, любовь, ненависть, печаль, радость, удивление.

Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало предаёт страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет ими управлять и воспитывать их.

Учение о страстях включает такие вопросы:

  1. Причины и источники страстей. Причины - движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят физиологические изменения). Источники многообразны, но главное – это воздействие внешних предметов.
  2. Классификация страстей и их описание. Первичные страсти сигнализируют душе о полезном и вредном для неё (6 основным. Вторичные страсти образуются при жизни человека. Значение страстей в том, что они обеспечивают единство тела и души. Их недостаток – в том, что они могут вредить телу и душе.
  3. Воспитание чувств. Человек неограничен в своих возможностях в воспитании страстей. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. Лучшим средством овладения страстями является опыт.

Не только мышечные реакции, но и различные псизические состояния продуцируются телом, а не душой. Душе предназначено иметьь самое прямое и достоверное знание, какое может быть у человека, о собственных актах и состояниях, никому более не видимых. Душа определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений.

Благодаря учению Декарта предметом психологии становится сознание.

Декарт: сознание – это начало всех начал, философии и науки.

По мнению Декарта, мышление тождественно сознанию, с которым, в свою очередь, отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию.

Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт. Это единственный атрибут души. Она мыслит всегда, всегда знает о своём психическом содержании, зримом изнутри. Таким образом, бессознательной психики быть не может.

Концепция сознания Декарта – интроспективная.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трёх видов идей:

  1. Идеи, порождённые самим человеком связаны с чувственным опытом и являются обобщением данных оранов чувств. Эти идеи дают знание об отдельных предметах и явлениях, но не могут помочь познанию объективных законов окружающего мира.
  2. Идеи приобретённые основываются на опыте не одного человека, а являются обобщением опыта разных людей. Они также не могут помочь в познании окружающего мира.
  3. Врождённые идеи дают знание об основных законах развития мира. Они являются частью духовной субстанции. Примеры: идеи бытия, Бога, общие понятия, аксиомы, фигуры, число.

Врождённые аксиомы: «из ничего не бывает ничего», «у всякой вещи есть причина», «сомнение есть акт мышления».

Способ, при помощи которого человек открывает содержание врождённых идей, - рациональная интуиция. Интуиция – это пристальное всматривание, понимание (conceptum) ясного и внимательного ума.

Тело материально и имеет протяжённость. Ему свойственны делимость, пространственная форма (фигура), скорость движения, перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого ему другим телом.

Дух, в противоположность телу неделим.

Душа и тело – две противоположные субстанции, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чём, кроме себя самой.

Смерть никогда не наступает по вине души, а исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела.

Психо-физическое взаимодействие – сосуществование души и тела. Оно проявляется в том, что тело влияет на душу, пробуждая в ней страдательные состояния (страсти) в виде эмоций и чувственных восприятий, а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, принуждая эту машину работать и изменять свой ход.

Органом соединения души и тела является шишковидная железа (эпифиз).

Средством познания души является внутреннее сознание.

Тело может только двигаться, а душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс, а души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки, во втором сознание отражает собственные мысли и идеи.

 

Спиноза (1632-1677): «Принципы философии Декарта», «Этика».

Есть единая, вечная субстанция – природа с бесконечным множеством атрибутов. Из них нашему уму открыты только два: протяжённость и мышление.

Человек – целостное теленсо-духовное существо. Эта целостность является основой познания окружающего мира.

Интуитивное знание является ведущим, так как только интуиция позволяет проникать в сущность вещей и познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций. А общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопознания, а познавая себя, человек познаёт окружающий мир, так как законы души и тела – одни и те же.

«Этика»: задача объяснить всё многообразие аффектов как побудительных сил человеческого поведения.

Спиноза не отрицает эмоции, но пытается их объяснить. Он связывает их с волей.

Поглощённость страстями нге даёт человеку возможности понять причины своего поведения, делая его несвободным. Отказ же от эмоций открывает перед человеком его возможности, показывая, что зависит от его воли, а что – от обстоятельств.

Такое понимание следует считать истинной свободой.

Главные силы, правящие людьми, из которых можно вывести всё многообразие чувств:

  1. влечение, являющееся ни чем иным, как самой сущностью человека;
  2. радость, увеличивающая способность тела к действию;
  3. печаль, уменьшающая эту способность.

 

Лейбниц (1646-1716) выступает за целостный подход к человеку. В основе этого единства лежит духовное начало.

Мир состоит из бесчисленного множества монад. Каждая из них психична и наделена способностью воспринимать всё, что происходит во вселенной.

В душе непрерывно происходит незаметная деятельность малых перцепций (неосознаваемых восприятий). Их осознавание возможно благодаря психическому акту апперцепции, включающей внимание и память.

В душе выделяет несколько областей, отличающихся друг от друга степенью осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это: области отчётливого и смутного знания и область бессознательного.

Однако Лейбниц не раскрыл роли бессознательных образов в деятельности человека, поскольку считал, что деятельность преимущественно связана с сознательными образами.

Человеческие знания субъективны, что обусловлено особенностями познавательной активности человека.

Психо-физический параллелизм – связь духовных и физических явлений, при которой утверждается, что душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако между ними существует предопределённая свыше гармония. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия.

 

Гоббс (1588-1679) отвергал душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Этим законам подчиняются и все психические явления. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения, из которых по закону инерции возникают представления. Они образуют цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

Декарт, Спиноза и Лейбниц считали ассоциации одним из основных психических феноменов, низшей формой познания в сравнении с мышлением и волей.

Гоббс придал ассоциации силу универсального закона психологии. Он считал, что произвольность – это иллюзия, порождённая незнанием причин поступка.

Он – основоположник эмпиризма - новой тенденции в психологии, пришедшей на смену рационализму. Эмпиризм провозглашает разум продуктом ассоциации, имеющим своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром – опыт.

 

Локк (1632-1704), «Опыт о человеческом разумении», «Трактат о правлении» и «О воспитании».

Признавал опытное происхождение всех знаний.

«В сознании нет ничего, чего не было бы в ощещуниях».

Психика ребёнка формируется только в процессе его жизни. Он является противником картезианской концепции врождённых идей.

Ошибочность этого положения Локк доказывает тем, что, если бы идеи были врождёнными, то они были бы известны как ребёнку, так и взрослому человеку, как умному, так и глупцу. Кроме того, в этом случае все люди придерживались бы общих моральных принципов.

Знания и идеалы не даются человеку в готовом виде, а формируются вследствие воспитания.

В опыте выделяет два источника: ощущение и рефлексию.

Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

 

Эпоха просвещения (XVIII В.)

 

В Англии XVIII в. Начались процессы индустриализации.

Мыслители эпохи Просвещения считали, что причиной всеъх бедствий является невежество и религиозный фанатизм, и требовали вернуться к природным началам человека, покончить с суеверием, а также утвердить в умах людей, вместо ошибочного знания, научное, основанное на опыте и разуме. Предполагалось, что, если идти по этому пути, то повсеместно воцарятся добро и справедливость.

Мыслители эпохи Просвещения: Давид Гартли, Джорж Беркли, Д. Юм, Вольтер, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Руссо, Кабанис, вико, Монтескье, Кондорсе, Иоанн Гердер.

Эпоха Просвещения дала науке трактовку психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга. Это способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души. Кроме того, в это время развивалось учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями и духовным миром людей.

В XVII-XVIII вв. психологические теории развиваются в рамках ассоционизма. Ассоциативная психология объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация (от лат. – соединение) – связь психических явлений, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Термин был введён Локком в 1698 г.

Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражителя.

Гоббс в рамках ассоциативной теории выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром.

Спиноза сформулировал закон ассоциации, согласно которому, если человеческое тело однажды подверглось воздействию одновременно со стороны двух илии нескольких тел, то впоследствие душа, вспоминая одно из них, тотчас будет вспоминать и о другом.

В XVIII в. В рамках ассоцианизма возникают два направления:

  1. естественнонаучное (Гартли и Пристли), связывающее возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды;
  2. Идеалистическое направление (Беркли и Юм), рассматривающее ассоциации как связь феноменов внутри субъекта.

Феномен – явление, постишгаемое в чувственном опыте.

Основные постулаты ассоцианизма:

  1. душа понимается как сознание и рассматривается в её познавательном аспекте;
  2. душевная жизнь разделяется на отдельные составляющие, т.е., простейшие психические элементы – ощущения;
  3. элементы чувственного характера первичны, а сложные представления, мысли и чувства вторичны и возникают на их основе;
  4. сложные психические образования формируются из простых по закону ассоциации;
  5. условие возникновения ассоциации – смежность двух психических процессов;
  6. закрепление ассоциаций обусловлено частотой их повторения в опыте;
  7. источник знаний о душе – интроспекция.

 

Научный период развития психологии

 

вильгельм Маркс Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ, основоположник новой психологической науки – экспериментальной психологии.

Впервые Вундт изложил свою программу в 1863 г. В работе «Душа человека и животных», а в 1874 г. Он подробно изложил свою теорию в книге «Основы психофизиологии».

В целом, Вундт придерживался теории ассоционизма.

Предметом изучения экспериментальной психологии является сознание, а методом – интроспекция (базовый) и эксперимент (второстепенный). Методологическая задача – разделение сознания на элементы и выявление связей между ними (структура сознания). Поэтому направление получает нахвание структуралим, а теория Вундта – теория элементов сознания.

Главные темы исследований: физиологическое изучение органов чувств, ощущений и восприятий, а также исследование порогов ощущений, их различий и времени реакции.

На этом основании Вундт сформулировал законы (принципы) душевной жизни:

  1. принцип творческого синтеза – процесс организации элементов мышления, в результате которого возникает новое качество;
  2. принцип психических контрастов – группировка психических элементов по противоположностям;
  3. принцип усиливающих контрастов.

Для объяснения того, как из отдельных элементов возникает единый опыт использовал понятие апперцепция.

Виды сознания: индивидуальное, групповое, националььное.

Свойства сознания: феноменализм, объём, пределы восприятия, напряжение, интенсивность, ясность, отчётливость впечатлений и порог сознания.

Простейшие элементы – атомы сознания (неразложимые составные части) и ощущения (сенсорное содержание опыта).

Апперцепция – особая функция сознания, его внутренняя сила, которая проявляется в мыслительной активности субъекта.

На основе данных самоанализа Вундт предложил трёхмерную модель чувств, включающую удовольствие / дискомфорт, напряжение / расслабление и подъём / угасание.

10 лет своей жизни Вундт посвятил культурно-исторической психологии, так как считал, что в познавательных процессах (память и обучаемость) ведущую роль играют социальные силы («Психология народов»).

Высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и должны изучаться культурно-историческим методом.

 

Одновременно с Вундтом программу новой психологии предложил Ф. Брентано. Основные принципы своего подхода он изложил в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874).

Согласно Брентано, в сферу научных интересов психологии входят не только отдельные содержания сознания (ощущения, образы, мысли), но и по большей части его акты - психические действия, благодаря которым возникают эти содержания. Изучение этих актов сознания недоступно физиологии и составляет предметную область психологии. Классифицируя эти акты, Брентано выделяет 3 основные формы:

  1. акты представления чего-либо,
  2. акты суждения о чём-либо как истинном или ложном,
  3. акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого.

Главной для новой психологии является проблема сознания. Брентано говорил об активности сознания и его постоянной интенциональности (изначальной предметности и направленности).

 

Уильям Джемс считается создателем теории потока сознания. Под потоком сознания он понимал модель сознания, в которой оно наделено свойствами непрерывности, целостности и изменчивости. Эта непрерывность позволяет человеку быстро осознать себя, даже если функционирование сознания было прервано.

Кроме вопроса о том, как устроена душа и что лежит в её основе, более важным является вопрос, какую ценность она представляет для человека и чему служит. По Джемсу, предназначение души в том, что она позволяет человеку более гибко и совершенно приспосабливаться к миру.

Теория Джемса называется функционализмом (изучение функций сознания).

Душевная жизнь у Джемса – это поток опыта, т.е., непрерывность ощущений, из которых сознание отбирает всё, что соответствует актуальным проблемам индивида. Так формируется внутренний мир. Поэтому главное не то, какова действительность сама по себе, а то, как человек чувствует себя и самоопределяется в ней. Это зависит от того, каким субъект представляет себе мир – каким образом выстраивает его во внутреннем плане своего сознания. Такая установка получила название феноменализм.

Главная задача души – приспособить человека к действительности путём выстраивания из материала ощущений такого образа мира, который является оптимальным для жизнедеятельности субъекта. Отсюда вытекает тезис об уникальности и неповторимости субъективных миров.

 

В целом, в психологии сознания выделяют 5 основных направлений:

  1. теория элементов сознания (Вундт, Эдвард Титченер и представители Вюртсбургской школы);
  2. теория актов сознания (Брентано);
  3. теория потока сознания (Джемс);
  4. описательная психология (Дильтей);
  5. гештальт психология.

 

Вюрцбургская школа

 

Основатель – Освальд Кюльпэ (1862-1915). Был учеником, а потом и ассистентом Вундта.

В этой школе изучались высшие психические процессы (мышление и волю) с помощью эксперимента и интроспекции. Изучались пороги чувствительности, время реакции и психологические основания мышления, в противоположность существовавшему ранее мнению о том, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании по правилам ассоциации.

Выделялись такие переменные, как установка или мотивационная составляющая, задачи, и процесс. Также в составе сознания выделялись несенсорные (умственные) компоненты сознания.

Нарцисс Арх (1871-1946) утверждал, что в психологическом эксперименте испытуемый всегда преднастроен на выполнение задачи. Это – проявление детерминирующей тенденции или установки сознания.

Карл Бюлер (1870-1963) внёс новую ориентацию: испытуемый должен был тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе мышления.

Отто Зельц (1881-1944) занимался анализом зависимости процесса мышления от структуры решаемой задачи. Он ввёл понятие антиципаторной схемы.

 

Конец XIX – начало XX вв. - период открытого кризиса в психологии. Появляются направления, которые подчас противоположны друг другу (психоанализ и бихевиоризм). Их обусловили две тенденции, существовавшие в научной мысли того времени:

  1. Повышенный интерес к неосознаваемым проявлениям (Шарко, Жане). При этом, был сделан вывод, что поведение человека может принимать форму автоматизмов и неконтролируемых сознанием действий. Поэтому начало разрабатываться понятие бессознательного как нового объяснительного принципа в психологии.
  2. Укрепление и развитие естественнонаучных направлений. Философские концепции сменяются количественным анализом индивидуальных различий людей, их свойств и способностей. Развиваются прикладные псизологические исследования по профпригодности, профориентации, энергетическим характеристикам трудоспособности людей. Игдивидуальные различия и психические особенности людей начинают измеряться по стандартным шкалам. В науке формируется устойчивая направленность на исследование внешних проявлений психики.

 

Бихевиоризм – направление американской психологии, отрицающее сознание, психику и личность как предметы научного изучения. Центральой психологической категорией признаётся поведение, под которым понимается совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды.

Основатель бихевиоризма – Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиоризма», 1913).

Основные тезисы бихевиоризма:

  1. психология – это сугубо объективная отрасль естественной науки;
  2. её теоретической целью является предсказание поведения и контроль над ним;
  3. интроспекция как метод отвергается, так как её данные не представляют научной ценности;
  4. нет разделения между животными и человеком;
  5. окружающая среда – единственная причина любого поведения;
  6. поведение человека при всей его сложности представляет собой лишь часть общей поведенческой схемы.

Психология должна ограничиться только сферой наблюдаемых явлений, подлежащих количественной оценке.

Поведение индивида – это последовательность актов, фиксируемых в пространстве наблюдения. Оно выстраивается в цепочку ответов или реакций на стимулы, поступающие из окружающей среды.

Бихевиористы ввели понятие «поведение», но исключили понятия сознания, личности и индивидуальности.

Экспериментаторов интересовали лишь те формы поведения, которые можно оценить количественно, и которые являются универсальными для человека и животных. В бихевиоризме эксперименты в основном проводятся на животных.

Все проявления психики в бихевиоризме сводятся к поведенческим (двигательным) реакциям. Так, мышление отождествляется с речедвигательными реакциями, эмоции – с физиологическими изменениями в организме.

За единицу поведения принимается связь «стимул-реакция». Опираясь на эту схему, бихевиористы выделили основные задачи своего направления:1

  1. выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций;
  2. изучить процесс их образования;
  3. установить законы их комбинирования (образования сложных форм поведения).

Главная практическая задача – научиться по стимулу или ситуации предсказывать поведение и наоборот, по реакции судить о характере вызывающего её стимула.

В становлении и развитии бихевиоризма выделяют 3 этапа:

  1. классический (Уотсон) – 1913-1930;
  2. Необихевиоризм (Эдвард Толмен, Барес Скиннер и Кларк Халл) – 30-60-е годы;
  3. Социальный бихевиоризм (Альберт Бандура, Джулиан Роттер и Джорж МИД) – с 60-х до наших дней.

 

Толмен ввёл поправку в классичекую схему поведения, поместив между стимулом и реакций промежуточную переменную. Промежуточные переменные – это факторы служащие опосредующим звеном между воздействиями стимулов и ответными мышечными движениями. К ним относят цели, намерения.

Таким образом, схема поведения выглядит так:

С-В-Р

 

Скиннер предположил, что поведение определяется не только внешней стимуляцией, но и вероятными последствиями действий, которые оцениваются организмом. Это выражается стремлением к благоприятным последствиям и избегании неблагоприятных.

 

Социальный бихевиоризм характеризуется возвратом к когнитивным процессом, т.е., подразумевает существование внутренних субъективных переживаний у человека и зависимость научения от социального опыта.

Больший акцент делается на адаптационной активности организма и его способности преобразовывать внешние условия.

 

Гештальтпсихология (Макс Вертгеймер) выдвигает программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов) по отношению к их компонентам. Восприятие – это нечто большее, чем набор простых физических параметров, получаемых человеком от органов чувств. Таким образом, гещтальтпсихологи призывали к целостному восприятию окружающего мира.

Идеологические предшественники: Кант, Брентано, Мах, Рубин, Кристиан фон Эренфельс (ввёл термин «гештальт»).

Эренфельс «О качестве формы» (1890): исследование восприятия. Он подверг специальной обработке восприятие мелодии и геометрических фигур и выделил специфические свойства гештальта.

 

Целостное восприятие мира является врождённым качеством.

Представители гештальтпсихологии: Курт Кофка, Вольфган Кёллер, Курт Левин и Карл Гольдштейн.

Гештальт – это функциональная структура психики, которая согласно присущим ей законам упорядочивает определённый психический материал, придавая ему отчётливую и завершённую форму. Это также способ структурирования и синтеза отдельных элементов и образований психики.

Согласно постулатам гештальт-теории, мир состоит из целостных, сложноорганизованных форм, и человеческое сознание по принципу изоморфизма (подобия) также представляет собой интегрированное структурное целое.

Восприятие не сводится к сумме ощущений. Свойства воспринимаемой фигуры или образа не могут быть адекватно описаны через свойства её частей.

Все психические процессы характеризуются целостностью, стремлением к интеграции и завершённости.

На положениях гештальт-теории базуруется специфическое направление гештальт-терапии, основанного в середине XX в. Она основывается на предпосылке, согласно которой люди должны найти собственный путь в жизни и принять на себя ответственность, если надеются достичь зрелости. Основной целью для клиентов является осознание того, что они ощущают и делают, и тем самым, понимание, что они несут за это ответственность. Этот подход является экзистенциальным так как основывается на принципе «здесь и теперь».

В гештальт-терапии различные формы патологий разссматриваються как следствие незавершённых ситуаций и проявление связанных с ними незавершённых гештальтов.

 

Глубинная психология

 

Бессознательное – это относительно автономная область психической жизни, включающая недоступные сознанию ментальные содержания. Это подструктура личности, не подвластная и неподконтрольная сознательному. Оно является источником витальной псизической энергии и хранилищем вытесненного психического материала.

Глубинная психология включает Гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую и индивидуальную психологию.

Гормическая (от греч. Возбуждение, влечение, побуждение, стремление) основана англо-американским психологом Макдаугалом и базируется на теории инстинктов. Факторы, связанные с целеустремлённой, целенаправленной стороной психической деятельности, Макдаугал обозначил термином «хорме».

Основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила хорме, которая проявляется в виде инстинктов. В ней сосредоточен общий целевой принцип всей психики.

 

Областью исследования в психоанализе является бессознательное, а предметом – аномальное поведение. Психоанализ развился из методов лечения истерических неврозов. Термин «психоанализ» используется в трёх основных смыслах:

  1. теоретическое направление в психологии,
  2. особая методология в исследовании психики,
  3. психотерапевтический метод.

В научной деятельности Фрейда выделяют 3 периода:

  1. медицинский (1897-1905) – психоанализ как метод лечения неврозов;
  2. Психологический (1906-1918) – психоанализ превращается в общепсихологическое учение о личности и её развитии;
  3. Философский (1918-1939) – концепция Фрейда претерпевает значительные изменения и получает философское завершение.

Центральная научная проблема психоанализа – динамика соотношения между сознанием и бессознательным.

Фрейд создал оригинальную теорию сексуальности, уделял внимание семейным отношениям и отношениям со значимыми другими как решающий фактор развития личности.

В основе психической активности живого существа Фрейд представлял психическую энергию libido. Эта энергия направлена на реализацию первичных бессознательных влечений.

Периодизация развития личности ребёнка (стадии психосексуального развития личности):

  1. оральная (до 1 года),
  2. анальная (1-3 лет),
  3. фаллическая (3-6 лет),
  4. латентная (6-12/14),
  5. генитальная.

Цель психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые вдальнейшем приводят к неврозу.

Основные методы психоанализа: свободные ассоциации, анализ сновидений, интерпретация ошибочных действий.

Задача психоанализа – помогать людям, которых общество отвергло, считая психически больными.

Топографическая модель уровней сознания:

  1. сознание (контакт с внешним миром);
  2. предсознательное;
  3. бессознтельное (материал, недоступный для сознания).

В 20-х годах Фрейд добавил в эту модель 3 структуры: Id, Ego и Superego. Такая модель получила название структурной.

Id является исходной структурой психики человека. Существует 2 процесса, с помощью которых оно избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (протекают в бессознательном). Задача первичных процессов – сформировать образ, дающий определённую разрядку энергии.

Ego – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Часть энергии он берёт от Id, но преобразует потребности в социально приемлемом контексте. Его цель – сохранить организм в целостности путём отсрочки удовлетворения. Здесь протекают вторичные процессы.

Superego охватывает все уровни психики. Оно включает в себя «Я идеальное».

 

Неофрейдизм возникает в 20-30-е годы. В отличие от классического психоанализа, неофрейдизм базируется на социокультурной или социальной детерминации психики человека.

Представители: А. Фрейд, Хорни (лидер неофрейдизма), Генри Мюррей (персонология – техника, направленная на анализ индивидуальных проявлений), Э. Эриксон (эгопсихология), Саливан (интерперсональный психоанализ), Фромм (аналитическая социальная психология и социальная характерология).

Хорни: невроз – это реакция на тревожность, порождаемую в отношениях ребёнка с родителями.

В неофрейдизме libido рассматривается как энергия вообще, а не исключительно сексуальная.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 80 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.039 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав