Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Французский классицизм

Читайте также:
  1. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).
  2. Классификацию типов политических партий провел французский политолог М. Дюверже.
  3. Классицизм
  4. Классицизм
  5. Классицизм. Московская школа: архитекторы В. И. Баженов, Ф.М. Казаков.
  6. Маржиналистская революция и неоклассицизм. Микроэкономика
  7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КЛАССИЦИЗМА И РОМАНТИЗМА
  8. Неоклассицизм и эклектизм в архитектуре 19 века.
  9. Тема 9. Культура раннего Нового времени. Барокко и барочный классицизм
  10. Тема № 4. Французский Гражданский Кодекс 1804 года.

Литература XVII века

 

В литературной истории Франции XVII века выделяется несколько периодов:

1) Конец 90-х гг. XVI века – 20-е гг. XVII века – распадается на два этапа:

a) до 1610 г – консолидация абсолютизма в годы царствования Генриха IV. Созревание художественного метода классицизма.

b) 10-20-е гг. подъем оппозиционных абсолютизму сил. Наряду с классицизмом развиваются другие художественные тенденции – барочные и отчасти реалистические (Теофиль де Вио, Сорель).

2) Конец 20-х – середина 40-х гг. – нарастание мощи французской абсолютной монархии в годы правления кардинала Ришелье. Стремление государственной власти и аристократической среды подчинить своему влиянию развитие языка и художественное творчество. Расширение сферы влияния классицистческой эстетики на прозу и театр. Расцвет прециозной литературы (от «précieux» - драгоценный).

3) 1645 – 1660 – смерть Ришелье и Людовика XIII, Фронда (феодальная междуусобица). Спад в развитии классицизма и расцвет барочных тенденций.

4) 60-80-е гг. - расцвет абсолютизма и классицизма при Людовике XIV («Государство – это я»).

С конца 80-х гг. и по 1715 г. длится переходный период от XVII столетия, как литературной эпохи к веку Просвещения.

Центральное и наиболее значительное явление этого периода – становление классицизма. На этом этапе самое яркое изаконченное воплощение оно нашло в поэзии. Крупнейшие фигуры во французской поэзии этого времени – Франсуа Малерб, мастер торжественной оды и Матюрен Ренье, сатирик. Малерб объединил существовавшие в литературе элементы классицизма в единую систему. Основные требования к поэзии – логика, здравый смысл, соблюдение правил светских приличий. В творчестве Малерба центральное место занимает политическая лирика, ее основная тема – прославление исторических свершений абсолютизма.

Но вот пришёл Малерб и показал французам Простой и стройный стих, во всём угодный музам, Велел гармонии к ногам рассудка пасть И, разместив слова, удвоил тем их власть. Очистив наш язык от грубости и скверны, Он вкус образовал взыскательный и верный, За лёгкостью стиха внимательно следил И перенос строки сурово запретил. Его признали все; он до сих пор вожатый. Любите стих его, отточенный и сжатый, И ясность чистую всегда изящных строк, И точные слова, и образцовый слог!
Пер. Э.Линецкой

(«Поэтическое искусство» Н. Буало)

Характерной приметой того времени были литературно-аристократические салоны. Самый знаменитый из них – Отель Рамбуйе, созданный около 1610 года Екатериной Вивонн, маркизой де Рамбуйе. Салон сыграл двойственную роль в развитии литературы: с одной стороны, школа светскости способствовала изысканности речевой культуры, ствшей предпосылкой для развития французской литературы второй половины XVII века, но, с другой стороны, строгий пуризм (требование «чистоты» языка) обеднял литературный язык. Салон посещают все, в том числе и Малерб, но там свои моды и свои законодатели. Ценится остроумный экспромт, облечённый в форму мадригала и эпиграммы. Есть свой классик – Винсент Вуатюр, заполняющий стихами альбомы прециозных красавиц. Альбом – это форма существования салонной поэзии.

Прециозная литература знает не только малые формы. Одним из самых известных её памятников является роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (1607-1627). В этом пасторальном романе с большой глубиной отражены духовные интересы и общественные устремления французской аристократии первых двух десятилетий XVII века. Несмотря на то, что действие отнесено к V веку, в образах романа узнаются черты идеализированных французских аристократов XVII века. «Астрея» - своеобразный свод дворянской цивилизации на рубеже веков. Роман оказал глубокое влияние на дальнейшее развитие не только галантно-героического жанра, но и психологической повести XVII столетия.

неожиданность экспромт
остроумие мадригал
прециозный стиль альбом

 

 

После убийства Генриха IV социально-политическая ситуация в стране обостряется. Усиливается «католическое возрождение» - Контрреформация. С другой стороны, во Франции бурно развивается движение либертинажа или философии вольномыслия. Один из крупнейших представителей литературы французского вольномыслия – Шарль Сорель. Его наиболее примечательное произведение – «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623). Примыкая к жанру плутовского романа, «Франсион» отличается большей интеллектуальной насыщенностью по сравнению с испанским, обнаруживает сильное тяготение автора к характеристике положительных идеалов своего героя.

Кардинал Ришелье оказывал заметное влияние на духовную жизнь страны. В 1634 году по его инициативе создается Французская Академия, сыгравшая важнейшую роль в разработке теоретических основ поэтики классицизма. Кроме этого академики занимались созданием словаря и грамматики французского языка.

Важным для развития французской культуры был расцвет рационалистической философии, связанный с деятельностью Рене Декарта. Между учением Декарта и эстетикой классицизма существует глубокая внутренняя связь. Этический идеал Декарта – в непреклонном владении человека страстями, во внуутренней уравновешенности, в вырастающем на этой почве глубоком нравственном удовлетворении.

Особенно значительны в этот период завоевания классицистической теории в области драматургии и театра. Наиболее крупные представители драматургии этого периода – Пьер Корнель и Жан Ротру.

Одна из наиболее своеобразных фигур в литературе Фронды – Поль Скаррон (начал писать, когда паралич приковал его к креслу). Литературную известность принесли ему бурлескные поэмы «Тифон, или Гигантомахия» (1644) и «Вергилий наизнанку» (1649-1652), а также многочисленные «мазаринады», направленные против кардинала Мазарини. Суть бкрлеска, разновидности пародийной поэзии, заключается в переложении легким восьмистрофным стихом на комический, шуточно-тривиальный лад античных мифов. Скаррон писал также барочные трагедии. Наиболее знаменитое произведение – «Комический роман» (1651-1657).

С наибольшей силой бунтарские и плебейские черты вольнодумного движения второй половины XVII века нашли выражение в творчестве Сирано де Бержерака. Самое знаменитое произведение писателя – научно-фантастический роман «Государства и империи Луны» (1649-1650). В нем автор воплотил страстный порыв к лучшему будущему, стремление вырваться из пут косного Средневековья, мечту о раскрепощении творческой энергии человечества.

Последний период – время относительной политической гармонии в отношениях аристократии с королем, буржуазией, а также гармонии в литературной жизни. Литература обнаруживает большее единство, стилистически более монолитна. Плодотворно работают Мольер и Лафонтен, Расин и Буало, Ларошфуко и Лабрюйер.

 

Никола Буало-Депрео (1636-1711)

Выдающийся поэт, сатирик, критик и теоретик классицизма. Работал в разных жанрах – сатиры, послания, ироикомической поэмы, но вошел в историю литературы прежде всего как автор стихотворного трактата „Поэтическое искусство” (1674). В нем впервые теоретические принципы классицизма, разработанные задолго до Буало Малербом, Шатленом и др., систематизированы, сведены воедино, всесторонне обобщены. К тому же, нормы и каноны классицизма изложены в „Поэтическом искусстве” в доступной, живой форме. Это не только теоретический трактат в стихах, но и произведение художественного искусства. Именно в его формулировке запомнились и были приняты принципы того, что позже назовут нормативной поэтикой. Нормативной – поскольку устанавливающей норму подкреплённого разумом и образованностью изящного вкуса.

Нормативная поэтика:

„Поэтическое искусство” состоит из 4-х песен. Первая посвящена призванию поэта и вопросам литературного мастерства. Ведущая мысль – прославление разума как источника познания прекрасного:

„Дружите ж с разумом: всегда пусть будет стих

Обязан лишь ему ценой красот своих”.

Вторая песня – характеристика ряда лирических жанров – оды, элегии, сонета, баллады, эпиграммы, идилии, сатиры. Лирике отводится второстепенное место, т.к переживания частного лица обладают меньшей идейной ценностью.

Третья песня – обсуждение драматических жанров – трагедии и комедии, пути создания эпопеи. Здесь же формулируется правило трех единств:

“Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечёт”.

Четвертая часть – вопросы писательской этики, утверждение общественного значения литературы.

„Поэтическое искусство” оказало огромное влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и за ее пределами.

 

Пьер Корнель (1606-1684)

Литературную деятельность начал с комедий нравоописательного характера. Корнель заложил основы классицистической комедии, предвосхитил достижения Мольера, но всемирную славу принесли ему трагедии. Теоретик трагедии – в разборе „Никомеда” он говорит о том, что его трагедии отличаются от аристотелевского канона, т.к. своеобразие корнелевской трагедии – в герое. Он не жертва богов и судьбы. Корнель тяготеет к созданию характеров исключительных, отмеченных „величием смелости”. Они способны преодолевать любые испытания во имя возвышенных принципов и общественного блага.

Впервые специфика творческого метода Корнеля проявилась в „Сиде” (1637). Сюжет этот не античный. Он принадлежит испанскому героическому эпосу, повествующему о подвигах Родриго Диаса (XI в.), прозванного его поверженными врагами – маврами – сидом, то есть господином. Сюжет своей трагедии Корнель взял не непосредственно из эпоса, а из пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро о юности Сида (1618). Историю юношеской любви Корнель истолковал в духе “героической страсти”, побуждающей к подвигу.

С момента появления «Сида» для французской драмы обязательным становится деление на пять актов, для её драматической речи – александрийский стих: парнорифмованный двенадцатисложник с обязательной паузой (цезурой), соответствующий в системе русского силлабо-тонического стиха шестистопному ямбу. Как принцип драматической композиции утверждается правило трёх единств – действия, места и времени. О желательности следования ему Корнель говорил ещё в предисловии к своей комедии “Компаньонка” (в 1634 году ею открылся театр Маре), но предупреждал, что не будет рабом этого правила.

Трагедия классицизма:

пять актов исторические события
александрийский стих вершинность конфликта
три единства чувство долга

Для Корнеля характерен пристальный интерес к человеческой мысли (в трагедиях важное место занимают размышления героев), огромную роль играет столкновение различных точек зрения, реализующееся в спорах и дискуссиях. Противоборствующие силы заключены и во внутреннем мире героев Корнеля. Души персонажей раскрываются в драматическом конфликте. Правила трех единств способствуют более детальному раскрытию души человека, т.к. „единство места” сокращает пространство, „единство времени” отсекает прошлое и будущее, а „единство действия” сокращает до предела число событий и поступков.

Творчество Корнеля подразделяется на два периода (манеры):

1. Трагедии 40-х гг. – утверждение исторических заслуг абсолютной монархии. Тема общественных и духовных противоречий, с которыми связано торжество абсолютной монархии («Сид»). Темы неподчинения, бунта («Гораций») заговора («Цинна»).

2. Трагедии второй манеры:

a) больший интерес к событиям внешнего мира, больше происшествий, действий персонажей;

b) появляется принцип незнания или неполного знания героями событий, происходящих рядом («Рогуна»);

c) усиление значения образа негативного персонажа как решающей силы («Ираклий»).

В произведениях так называемой “второй манеры” Корнеля, созданных в годы смуты, властвует политика: “Politique partout” (политика повсюду) – восклицает героиня трагедии “Эдип” (1659). Тогдашняя политика – царство интриги. Посреди ужаса и произвола трагический герой пытается утвердиться в личном стремлении к славе: la gloire – новое ключевое понятие. В нём честь сменилась честолюбием, ибо непременное условие для его осуществления – успех в борьбе за власть.

Вывод: в творчестве Корнеля усиливаются барочные тенденции. Сохраняется приоритет внутреннего мира, три единства, категория героического, но появляется идея иррациональности. Корнель не отказываясь от веры в человека, но борьба со злом кажется более трудной.

3. Трагедии третьей манеры (1659-1672) – усиление критических тенденций: обличение фаворитизма, всесилия министров, осуждение любовных похождений монархов. («Тит и Береника»)

Жан Расин (1639-1699)

Наряду с Корнелем – крупнейший трагедийный писатель эпохи классицизма во Франции. Расин представляет новый этап в развитии трагедии. Если Корнель в мощных, монолитных, овеянных духом героики образах воспроизводит столкновения, которыми сопровождался процесс укрепления единого национального государства, то в трагедиях Расина на первый план выдвигаются образы людей, развращенных властью, охваченных пламенем необузданных страстей, людей колеблющихся, мечущихся. В драматургии Расина доминирует не столько политический, сколько нравственный критерий. В “галантной трагедии” Жана Расина, младшего современника Корнеля, интригуют ради любви.

Творческое наследие Расина чрезвычайно многообразно. Его перу принадлежат остроумные, с элементами буффонады комедии, поэтические произведения, однако бессмертие Расину, как и Корнелю, принесли трагедии. Лучшие из них – «Андромаха» (1667), «Федра» (1677), «Гофолия» (1691). Он сохраняет серьёзность Корнеля, но освобождается от его громогласной риторики. Того требует и новое понимание долга. Долг для Расина не деяние, не подвиг, а нравственное чувство, скорее – память о подвиге, о прошлом величии. Именно таков сюжет первой великой трагедии Расина – “Андромаха”.

В основе построения образа и характера у Расина – унаследованная от ренессансной эстетики идея страсти как движущей силы человеческого поведения. Героев трагедий Расина сжигает огонь страстей. Такова Гермина в «Андромахе», Роксана в «Баязете». Им драматург стремится противопоставить светлые образы, претворяя в них свое представление о душевной незапятнанности. Таковы Ипполит в «Федре», Андромаха в одноименной трагедии.

Расин еще больше, чем Корнель углубляет психологизм, уменьшает внешнее действие, избегает эффектов и запутанной интриги. Структура трагедии у него четкая и прозрачная. Расин вносит изменения в события мифа и выстраивает действие как череду встреч-противостояний или встреч-признаний между персонажами.

Творчество Расина подразделяется на несколько периодов:

1. 1667 г. – середина 70-х гг. – начало славы.

2. Середина 70-х – перелом в творчестве: после постановки «Федры» Расин, в расцвете сил, признает своё творчество нравственной ошибкойпокидает театр истановится придворным историографом.

3. С 1691 – новый подъем. «Гофолия» - художественное завещание Расина и провозвестник нового этапа в развитии французской драмы. Здесь пессимистические мысли о будущем, протест против деспотизма и религиозных преследований. Для этого вводит хор, отказывается от любовной интриги, в V акте меняет место действия и декорации.

 

Жан-Батист Мольер (1622-1673)

Создатель классицистической комедии. Родился в семье королевского обойщика Поклена. С 1643 года до самой смерти связан с театром: актер, постановщик, драматург. Его творчество отличается жанровым многообразием: высокая комедия, фарс, комедия-балет.

Первая большая комедия Мольера – «Сумасброд» (1655). Духом борьбы с архаикой проникнуты комедии «Школа мужей» (1661), «Школа жен» (1662). В целом же оппозиция молодежи старикам существенна и в «Тартюфе» (1664-1669), и в «Скупом» (1668), и в «Мнимом больном» (1675).

Как у писателя-классицисиа, у Мольера встречаются характеры одной страсти, но он создает и многоплановые образы (Дон Жуан, Альцест, Тартюф). Динамика характера связана не с переломом в душе героя, а с более глубоким раскрытием образа.

В комедиях отражены черты мироощущения человека XVII столетия (противоречивость мира, дисгармоничность человека). В центре – пороки («Школа жен», «Дон Жуан», «Тартюф), веселое, комическое уступает место мрачному или сосуществует с ним («Тартюф»), присутствие категории трагического («Мизантроп»).

Зло не представляется Мольеру неискоренимым, присущим всему миру, а воплощено в отдельных людях, с которыми можно и нужно бороться. Главное даже не положительный герой, а обрисовка образа врага. Враг у Мольера может быть умен (и наиболее опасен), это не просто персонаж с мелкими страстишками.

Комедии Мольера можно разделить на два типа:

ü бытовые комедии с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой. Их комизм – комизм положений («Смешные жеманницы, «Брак поневоле», «Плутни Скапена»);

ü «высокие комедии», пятиактные, написанные большей частью стихами. Их комизм – это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»).

В творчестве Мольера выделяют несколько тем, к которым он неоднократно обращался:

ü тема лицемерия («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»);

ü тема мещанства во дворянстве («Школа жен», «Мещанин во дворянстве»);

ü тема семьи и брака, воспитания, образованности («»Смешные жеманницы», «Школа мужей», «Школа жен»).

В художественной системе Мольера творческий метод классицизма переплетается с элементами реализма. Реалистические тенденции заключаются в концепции героя. У Мольера появляется новый тип героя – интеллектуальный (в противоес маниакальному), который характеризуется следующими качествами:

ü наличием своего отношения к миру;

ü универсализмом отношения к действительности (склонность к обобщениям, исследование законов бытия – Альцест в «Мизантропе»).

Интеллектуальный герой как правило, обращен к внешнему миру, стремится преодолеть ограниченность рационалистического отношения к жизни, для самой же комедии характерен перенос внимания с внутреннего мира личности на обстоятельства, определяющие ее судьбу.

Особую роль Мольер отводит человеку из низов, которому присущи независимость суждений, предприиимчивость, т.е. это лицо, руководящее действием. Это, прежде всего, слуги: Маскариль, Сганарель, Скапен, Дорина и др. Именно в их образах драматург выразих характерные черты национального французского характера: веселость, общительность, приветливость, остроумие, ловкость, здравый смысл.

Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко утверждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма». Однако, он – самый значительный и самый характерный комедиограф классицизма. Сатира в его комедиях всегда заключает в себе общественный смысл. Комедиограф создавал комедии, которые изображали быт и нравы современного ему общества. Мольер близок классицизму тем, что устанавливает психологические константы, ищет причины поведения человека в нем самом. В соответствии с поэтикой классицизма, характер представляет у него внутреннее психологическое единство. Но (реалистические тенденции): сословно-классовая принадлежность определяет социальное содержание характера (Дон Жуан – аристократ, Гарпагон – буржуа, Тартюф – лицо, близкое к духовенству).

Творчество Мольера – одна из вершин мировой драматургии. Оно не только оказало влияние на развитие французской комедиографии, но способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре песледующих эпох.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 75 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав