Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 4 География религий

Читайте также:
  1. E) математика, география
  2. E) математика, география
  3. II.9. Социальная география
  4. Lt;variant>. государство, которое не признает господствующей ни одну религию, равно относится ко всем существующим, допускает существование различных религий
  5. O География в эпоху Великих географических открытий.
  6. Антропогеография (человечество, отношение человека к земле, культура, народ и государство).
  7. В январе двое учеников стали участниками регионального этапа всероссийской олимпиады школьников: Соколова Вера (география) и Смирнов Александр (биология).
  8. ВОПРОС№17:Церковно-религийные отношения в ВКЛ и РП.
  9. Вред религий.
  10. ГЕОГРАФИЯ

1. Актуальность изучения религиозного состава населения.

2. Сущность основных вероучений.

3. География мировых, национальных и родоплеменных религий.

4. Конфессиональный состав населения мира и макрорегионов.

 

Религия (от лат. «religio» – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Религия играла и продолжает играть важную роль как в личной и социальной жизни людей, так и в международных отношениях. Наиболее значительно проявляется религиозный фактор в культурных традициях и бытовом поведении людей. Можно отметить большое воздействие религии на демографические и миграционные процессы. В некоторых случаях религия выступает в качестве этнообразующего фактора и этнического признака.

Под религиозной оболочкой нередко проявляются политические и социально-экономические процессы, особенно в странах, где религия является государственной. Наблюдается тенденция усиления религиозного воздействия на многие стороны общественной жизни, особенно в мусульманских странах, где каждая структура власти обязана увязывать принимаемые политические и социально-экономические решения с положениями Корана. Религиозную окраску имеют многие общественные организации и политические партии в некоторых странах мира, например, Христианско-демократический союз в Германии, Христианско-демократическая партия в Италии, Бхаратия джаната парти в Индии, христианские профсоюзы в странах Западной Европы и т.д. растет участие религиозных организаций в общественной жизни на постсоветском пространстве.

Почти во всех «горячих точках» планеты, где происходят или происходили в недавнем прошлом кровопролития, замешаны религиозные различия между людьми. В бывшей уже СФРЮ проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусумальмане; в Грузии абхазцы и аджарцы являются мусульманами при православном большинстве; азербайджанцы – мусульмане и армяне – православные воевали в Нагорном Карабахе. К перечню можно добавить войну между Ираном (шииты) и Ираком (сунниты), борьбу сикхов в Пенджабе за создание независимого государства Халистан и др.

Принадлежность к той или иной религии определяет иногда социальное положение отдельных групп населения, что также вызывает жесткое противостояние: католическое меньшинство в Ольстере среди протестантов Великобритании и Ирландии; протестантское меньшинство в католической Испании и т.д.

Отмеченный характер религиозных процессов вызывает повышенный интерес к изучению в школьном и вузовских курсах социально-экономической географии, разделов, изучающих особенности религиозного менталитета как важнейшего фактора общественно-экономического развития стран.

До недавнего времени изучению народов мира по вероисповеданию в нашей географии населения не придавалась должного внимания. Идея географии религий возникла давно, но дело ограничивалось указанием на конфессиональный состав населения в рамках этногеографических характеристик. Как и религиоведение, конфессиональная география включает в себя вопросы распространения религий в отдельных странах и районах мира. Этот раздел общественной географии способствует гуманизации образования и может дать ключ к пониманию важных закономерностей дифференциации человеческих культур и развития государств мира, в том числе специализации их экономики, территориальной организации хозяйства, степени развития частнопредпринимательской деятельности, режима воспроизводства населения и т.д.

Объектом конфессиональной географии являются «территориальные сочетания элементов религиозной сферы (религиозные территориальные системы), состоящие из групп людей носителей веры: объектов, общественных институтов и явлений, прямо или косвенно связанных с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы и религиозной символики» [, с. 306].

Характеризуя религиозный состав населения мира, выделяют:

– мировые религии, распространенные в разных регионах и странах;

– национальные религии, распространенные в одной стране, ограниченном ареале или среди одного народа;

– разные направления (церкви, секты) и внутри отдельных религий;

– примитивные традиционные верования (родоплеменные культы).

Важнейшими показателями, которые позволяют судить о степени и масштабах воздействия той или иной религии на социальные процессы, являются: абсолютное количество верующих, а также количество верующих в отдельных странах, регионах, на континентах. Однако учета религиозной принадлежности во многих странах не ведется, а там, где он есть, данные не отличаются достоверностью.

Отсутствуют исследования и методика изучения остроты религиозных чувств населения, верности обрядовой стороне религии (например, соблюдение постов) и исполнения населением догматов религии. Здесь требуются полевые исследования, в том числе социологическое анкетирование, наблюдения, например, заполнение храмов в будни и праздничные дни. По косвенным признакам (изменением в товарообороте) можно судить о соблюдении постов, пищевых запретов. Интенсивность религиозной жизни можно определить по доле церковных браков, крещений новорожденных, отпеваний умерших в общем числе соответствующих событий.

Что касается остроты религиозных чувств, то известна приверженность религии у народов, исповедующих ислам. – вплоть до существования теократических государств, что подчеркивается их официальными названиями (Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания, Исламская Республика Комарские Острова). В современном мире проявляется склонность к экстремизму, чаще всего среди приверженцев ислама.

Следует отметить, что в существующих учебниках и учебных пособиях еще недостаточно охвачены многие важные аспекты географии религий.

Родоплеменные религии – первоначальные формы религиозных верований у отстающих в социально-экономическом отношении народов, племен.

Исследователи первобытной культуры отмечают, что наука не знает племен. У которых не было бы никаких религиозных понятий.

Фетишизм – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, любых, поразивших воображение человека:камень, кусок дерева или часть тела животного. Позднее – это фигурки, идолы. Можно поклоняться и благодарить, но можно иногда и наказывать…

Тотемизм – вера в происхождение племени от того или иного животного или растения и поклонение этому животному (растению). В Австралии, к примеру, – это кенгуру, страус эму, опоссум, которых нельзя убивать и употреблять в пищу.

Культ предков или мертвых – вера в то, что живущие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать благодетельное или вредоносное влияние на судьбу живущих.

Шаманизм – вера в способность отдельных людей входить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей.

Существует целый ряд и других верований: анимизм (от лат. animus – «душа»),персонифицирующий все природные явления; пантеизм – представление о Боге, «разлитом» в природе; система табу, магия и т.д.

Местными национальными религиями называются более развитые религиозные системы, не входящие, как правило, за границы одного или родственных этносов. Складывается усложненная религиозная практика, культ.

Индуизм – господствующая религия в Индии, Непале, Шри-Ланка. Основы индуизма заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию в середине II тысячелетия до н.э. Второй период в истории индийской религии – брахманский (I тысячелетие до н.э.). Для него характерна вера в переселение душ и принцип кармы – воздаяния за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитением божеств Тримурты (Троицы) – Брахма, Шива, Вишну – и соблюдение кастовых бытовых правил. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др.

Сикхизм – это секта в индуизме. В XVI–XVII вв. превратился в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в индийском штате Пенджаб. Основой религии является единобожие, отрицание каст, равенств сикхов перед Богом. «Сикхи» в переводе с хинди – «ученики» (первый гуру – Нанак). Внешние атрибуты ярко выделяют сикхов. Длинные волосы, которые никогда не стригут, убирая их под тюрбан, короткие штаны, три стальных предмета, которые каждый мужчина должен иметь при себе: браслет, гребень и меч. Всем сикхам присваивается почетное имя «сингх» (лев), которое теперь является составной частью фамилии. В последние годы придерживающиеся правых взглядов сикхи выступают за создание в Пенджабе независимого государства Халистан. В числе их преступлений – организация убийства Индиры и Раджива Ганди.

Хотя сикхи составляют не боле 2% населения Индии, около 30% офицерского состава армии – сикхи. Также высока их доля в управлении государством и в полиции. Этого вероисповедания придерживался и недавний президент страны Заил Сингх.

Конфуцианство – религия Китая. В конфуцианстве социально-этические положения, провозглашенные его основателем Кунцзы (Конфуцием) ставятся во главу угла, мировоззренческие же мотивы занимают вторичные позиции. Одним их важнейших элементов конфуцианской религии является культ предков, учение о «сяо» – сыновней почтительности, заботе о родителях. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему, воспитывает чинопочитание. Вторая местная религия Китая – даосизм – основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. К настоящему времени сохранилась лишь в отдельных районах.

Синтоизм – возник в Японии, на основе почитания предков и культа природы. Синтоисты верят в существование множества богов и духов. Верховным божеством их религии считается солнечная богиня – Аматэрасу, от которой синтоисты выводят родословную ныне правящей японской династии императоров (с 1989г. – Акихито).

Одним из ранних верований является иудаизм, возникший в I тысячелетии до н.э. в Юго-Западной Азии, среди еврейского населения Палестины, на территории современного Израиля, где является господствующей религией, хотя и не имеет официального статуса. Для него характерна идея греха и покаяния. Помимо веры в единого Бога Яхве (Иегова), иудеи верят в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай и ад, свою богоизбранность. Священная книга иудаистов – Танах (тождественный Ветхому Завету), а также Талмуд – свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма.

Только три местных религии, проповедовавшие единобожие (монотеизм), приобрели международный характер и превратились в мировые.

Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Буддисты (как и индуисты) говорят о длинной цепи перерождений каждой души. Центральную часть буддийского учения составляет нарвственность, нормы поведения человека. Основатель буддизма – Будда – «просветленный» (Сиддхартха Гаутама – сын князя). Современные направления – Махаяна («широкий путь спасения»), Хинаяна («узкий путь») и буддизм- ламаизм (с VII – XV вв. в Тибете).

В Индии имеется немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в самой Индии буддизм большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами – в Китае, Японии, Корее, Монголии, Вьетнаме и в ряде других стран. Он не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, так как отвергал кастовость, авторитет брахманов, религиозный ритуализм.

Во II в. до н.э. буддизм проник в Китай и получил огромное распространение, оказав большое влияние на китайскую культуру.

Христианство – относят к числу мировых религий, имея ввиду как его влияние на ход мировой истории, так и масштабы распространения. Христианство возникло в I в. н.э. как секта в Израиле на востоке Римской империи (на территории современного государство Израиль), вобравшее в себя в тот период весь средисемноморский мир, когда основанная на рабстве цивилизация уже клонилась к упадку. К 60-м гг.I в. н. э. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса.

Важнейший догмат христианства: вера в единого бога, имеющего три ипостаси – Бога - Отца, Бога - Сына, Бога - Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства – идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все «рабы Божьи».

Могут ли люди очиститься от греха? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого и единого в трех лицах Бога и великого божественного спасителя, который был послан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил первородный грех и указал людям путь к спасению через благочестивую жизнь, покаяние в грехах и надежду на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец попадет в ад, будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света», нечестивцам и грешникам грозит «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь, на Земле.

В XI в. (1054г.) христианство раскололось на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматическое различие – вопрос о происхождении Святого Духа: католики считают, что он исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына, православные – только от Бога-Отца. В отличие от православных, католики полагают, что кроме рая и ада существует «чистилище» – промежуточное звено.

Если все католики организационно едины и подчинены папе римскому, то православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви. Всего их 15: Московская, Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Американская и др. В католицизме большую роль играет монашество – только через священнослужителей может дойти обращение к Богу. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, у католиков – целибат (обязательное безбрачие).

Есть некоторые отличия и в отправлении служб: в православных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка, верующие молятся стоя; католики крестят детей, обливая их водой, православные – трижды погружая их в воду; есть различия в наложении креста – православные крестятся с права налево и троеперстием и т.д.

Некоторые православные церкви пошли на сближение с католичеством и признали главенство папы римского (униатские или греко-католические).

В XVI веке в результате так называемой Реформации от католицизма откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть папы римского и ставший третьим основным направлением христианства. Крупнейшими течениями является лютеранство и кальвинизм.

Протестантизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным (крещение взрослых людей), получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви, духовенства). Оставлены лишь два таинства: крещение и причастие. Отвергнуты: поклонение святым и многочисленным праздникам в их честь, почитание мощей и икон (их нет в молитвенных домах, как нет алтарей, колоколов и т.д.), т. е. признавая Священное писание, протестанты отвергают Священное предание – труды отцов церкви и вселенских соборов, Богослужение сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке.

В протестантизме имеется ряд течений, церквей, сект, известных как «поздний протестантизм»: баптисты, методисты, адвентисты, свидетели Иеговы, «Армия спасения», пятидесятники, «Христианская наука» и др. Мировой центр протестантизма – США, там находится штаб-квартира этих церквей.

Ислам – самая молодая по времени возникновения мировая религия, появившаяся среди населения Аравийского полуострова.

По имени его основателя Мухам меда ислам часто называют магометанством или мусульманством (по другой версии, «ислам», «мусульмане» происходят от слова «покорность» – Аллаху). Аллах – от общесемитского корня «ал» в понятии «Бог».

Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться самостоятельно, но только с помощь Аллаха.

Мухаммед – историческая личность. Он родился в 570г., в молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове и стал главой государства в Аравии. Считается, что Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем как Будда, Конфуций, Иисус, но именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий главное – призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеленым знаменем ислама.

Ислам – строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Для мусульман Бог един – Аллах, а Иисус Христос – только человек из многих пророков (как и для иудеев).

В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). В последствии учение обогащалось арабскими традициями: многоженство, не пить вина и др.

Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм. Шииты (более ортодоксальные, их меньшинство) признают имамами-халифами лишь Алидов (потомков халифа Али и его жены Фатимы – дочери Мухаммеда). Сунниты на ряду с Кораном признают Сунну (священное предание, записанное со слов родственников и сподвижников Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на «согласие всей общины». С другой стороны, сунниты не менее ортодоксальны, поскольку, в противоположность шиитам, отрицают наличие у человека свободной воли.

Ислам послужил мощным импульсом развития в сжатые исторические сроки такого феномена, который обозначается понятием «мусульманский мир».

Христианство получило распространение среди народов Европы и в других регионах мира, заселенных переселением этой части света.

 

Таблица 1 Количество верующих христиан в мире, млн. чел.

 

Регионы   1980г. 1993г. 2006г.
Европа Латинская Америка Северная Америка Африка Южная Азия СНГ (СССР) Восточная Азия Океания Всего Население мира      

 

Источники: [, ]

В самой Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм более широко представлен в южной, отчасти западной и восточной ее частях. Его исповедуют романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), а также ирландцы, бретонцы, баски, некоторые народы германской группы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, некоторые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть западных украинцев, белорусов, литовцев и часть латышей).

Католицизм является господствующей религией в странах Латинской Америки и на Филиппинах; значительные группы католиков имеются в США и Канаде (франкоканадцы), а также в Индокитае и некоторых странах Африки (бывших колониях). В Латинской Америке католицизм преобладает, так как большинство стран этого региона были ранее колониальными владениями Испании и Португалии. Именно поэтому на американский континент приходится более половины всех католиков мира.

Протестантизм распространен в северной, центральной и западной частях Европы. Его исповедуют большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов. Он преобладает в США и других англоязычных странах (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии). В Канаде католиков несколько больше, чем протестантов. В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков. Значительные группы протестантов имеются в ЮАР, Бразилии, Эстонии и Латвии.

Во многих странах африканского континента представлено христианство (католицизм и протестантизм), так как в недалеком прошлом эти государства были колониями европейских стран. В Африке существует и христианство монофизитского толк а – в Эфиопии и отчасти в Египте.

Православие получило распространение на востоке и юго-востоке Европы среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев). Его исповедуют русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдаване, некоторые народы Кавказа (грузины и южные осетины) и Сибири (якуты) и др. К православной церкви близка армяно-григорианская церковь.

В Зарубежной Азии зародились и широко распространены ныне всемировые и многие крупные национальные религии. Это прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке, Ливане, Йемене, Азербайджане) – шиитского толка.

Ислам суннитского толка распространен в Юго-Западной Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин. Значительные группы суннитов имеются в Индии (около 150 млн.) и Западном Китае. Его исповедуют все народы Северной и Тропической Африки – жители Египта, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко, Судана, Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера. Чада, Гамбии, Мавритании и др.

На территории СНГ ислам исповедуют жители Северной Азии и Казахстана, Северного Кавказа, а также жители некоторых республик, входящих в состав России – татары, башкиры и некоторые тюркоязычные народы Сибири.

В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы населения (боснийцы, албанцы, часть болгар, а также мигранты, проживающие в Европе – выходцы из стран, где исповедуют ислам).

Следует отметить, что в последнее время в международных отношениях, в политике и геополитике, экономике, идеологии. Культуре все большую роль начинают играть страны мусульманского мира (таблица 1).

 

Таблица 2 Динамика числа верующих, млн. чел. (по Д.Баррету)

 

Религии 1980г. 1993г. 2006г. (прогноз)
Христианство Ислам Буддизм Индуизм Сикхизм Иудаизм Новые религии Родоплеменные Прочие      

 

Индуизм распространен в Южной Азии, в первую очередь в Индии, где 83% верующих составляют индуисты, в Непале – 90%, в Шри-Ланке и Бангладеш – по 15, в Бутане – 25%. Более 40% верующих Фиджи представляют индуисты, 52% – Маврикия, 34% – Гайаны.

Число приверженцев буддизма в последнее время сокращается, а традиционным районом его распространения является Восточная и Юго-Восточная Азия. Эта религия является преобладающей в Лаосе, Таиланде, Монголии (ламаисты), Камбодже, Мьянме, Шри-Ланке ()70%, Японии (75%), Вьетнаме (55%). Значительный удельный вес среди верующих буддисты занимают в Китае, Корее (30%), Малайзии (17%), Брунее (14%).

Среди всех религий, число людей, исповедующих ислам, растете быстрее всего. Ежегодный прирост верующих мусульман составляет, по данным специалистов, почти 25 млн. человек (более 2%). Число приверженцев индуизма увеличивается ежегодно на 1,7%, или на 13,8 млн. человек. Прирост христиан, которые составляют треть населения Земли идет в 2,5 раза медленнее, чем прирост всего остального (нехристианского) населения: на 20 млн. человек. Или на 1,04% в год.

Как уже отмечалось, самой распространенной, но не доминирующей религией является христианство (таблица), которое оказывало и оказывает большое влияние на ход мировой истории, хотя из всех землян за 20 веков христианами были только 24% (около 9 млрд. человек). Как свидетельствуют данные таблицы, среди верующих христиан преобладают католики, причем ежегодный прирост их составляет 1,3% или 13,5 млн. человек. Во второй половине XX в. значительное развитие получили независимые христианские церкви (прирост 2,5%, или 9,5 млн. человек ежегодно).

Среди мусульман 84% верующих составляют сунниты, в индуизме – 68% сторонники вшинуизма. Буддизм в настоящее время переживает упадок из-за сокращения числа верующих, особенно в Корее и Японии, перехода их в индуизм. По прогнозам специалистов ислам будет в этом столетии переживать период подъема благодаря высоким темпам роста населения в мусульманских странах, а также активному продвижению его в Центральную Африку. В Африке и других районах мира происходит упадок родоплеменных (этнических) религий. Рчстет число сторонников новых религий, сект, течений. Мир движется в сторону создания крупных религиозных блоков. Будет расти также число людей не принадлежащих ни к какой религии.

 

Таблица 1 – Состав населения мира по вероисповеданию, 2001г. (Encyclopedia Britannica)

Религии Число верующих, млн. чел. Доля в мировом населении, %
Христианство в том числе: Католицизм Протестантизм Православие   Независимые церкви Ислам в том числе: Суннизм   Индуизм в том числе Вшинуизм Шиваизм   Буддизм в том числе Махаяна Тхеравада Ламаисты   Китайские верования*   Этнические религии в том числе Анимизм Шаманизм Сикхизм Иудаизм   Не религиозны     385,7       811,3   549,6 216,2     202,2 136,3 21,5     228,4   216,2 12,3 14,4     33,0   17,5 5,6 3,6   6,4     16,6   13,4   9,1 3,6   5,9   3,3 2,3 0,3   3,9   3,8   3,6 0,2 0,4 0,2   20,0

* Религия, совмещающая в себе элементы буддизма, даосизма и конфуцианства в Китае и за его пределами.

Людей, не исповедующих никакую религию, нельзя механически отнести к атеистам. Внерелигиозные люди могут и не находиться за пределами сферы религиозного. В эту группу входят люди, которые в силу разных причин не относят себя к членам какой-либо конфессии и не могут точно определить и сформулировать свое религиозное мировоззрение и свои религиозные переживания.

К внерелигиозному населению примыкает антипод религии – атеизм, который предусматривает активную богоборческую позицию. Атеизм также свято верит в отсутствие бога, как религия в присутствие. На краю религиозной жизни находятся квази-религии (около 80 млн. человек).

Религиозный состав населения Земли и макрорегионов можно исчислить лишь приблизительно, поэтому в литературных источниках сведения о количестве верующих значительно различаются. Географию религий отражают данные таблицы??.

 

Таблица?? – Распределение преобладающих религий по макрорегионам, % от численности верующих

  Христианство Ислам Индуизм Внерелигиозные и атеисты
Европа Азия Африка Северная Америка Латинская Америка Австралия и Океания 28.0 15,6 18,0 13,0 24,0 1,4   2,7 70,0 26.7 0,42 0,15 0,03 0,2 99.3 0,3 0,2 0,1 0,04 14,1 79,5 0,6 3,3 2,15 0,4

 

Верующие в России составляют 53% населения, причем подавляющая часть их относит себя к православным, 4% - к мусульманам, 0,7% исповедует иудаизм. Верующая часть калмыков, тувинцев, восточных бурят – буддисты-ламаисты.

На Беларуси в древние времена религиозные верования существовали в форме язычничества. В конце X –начале XI вв. господствующей религиней стало христианство (с 1054г. – православие), а после Кревской унии 1385г. в западных районах появился католицизм. С XIV- XV в. в ВКЛ появляются ислам и иудаизм, в XVI в. – протестантизм и его направления. С 1569г. стали действовать униатские церкви (греко-католические).

В нстоящее время верующие Беларуси относятся к 26 конфессиям, образовано боолее 2,6 тыс. общин, в том числе 1172 православных, 417 – католических, 470 – христиан веры евангелистов, 268 – христиан – баптистов, 22 – иудаистов, 24 – мусульман и др. Более 70% населения Беларуси исповедуют православие.

 

 

Литература

1. Копылов в.А. география населения: Учеб. пособие. – М., 1998. – 124с.

2. 2. Любарский А.Н. Об изучении географии религий в школьных курсах // Геаграфія: праблемы выкладання. – 1999. – №2

3. Мансаковский В.П. Историческая география мира: учебное пособие для вузов. – м.: Жокрос, 1997.

4. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – 268с.

5. Поликарпов В.С. история религий. Лекции и хрестоматия. – М., 1997.

6. Религии мира – Мн: Белоракс, 1994. – 463с.

7. Религоведение: Учеб. пособие и учеб. словарь – минимум по религоведению. – м.: Гардарика, 1998 – 536с.

8. Росс Ф., Хиллс Т Великие религии человечества. Пер. с англ. – Ростов м/Д, 1999.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История возникновения идеи народной p2p-сети Пандора.| Задание

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав