Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Древней Греции

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. V3: Политические и правовые учения Древней Греции и Рима.
  7. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  8. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  9. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  10. Абай философиясы

Исторические типы философии, выдающиеся философы мира

 

ПЛАН

 

1. Философия Древней Греции.

2. Особенности философии средневековья.

3. Особенности философии эпохи Возрождения.

4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

5. Немецкая классическая философия.

6. Философское учение Маркса и Энгельса.

7. Особенности русской философии.

8. Философские учения 20 века.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Исторические типы философии, выдающиеся философы мира. 1

Философия Древней Греции.. 2

Особенности философии средневековья (5-13 века) 6

Особенности философии эпохи Возрождения (14-16 века) 7

Философия Нового времени и эпохи Просвещения (17-18 века) 9

Немецкая классическая философия. 10

Философское учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) 11

Особенности русской философии.. 12

Философские учения 20 века. 15

 


Философия Древней Греции

История философской мысли охватывает более двух с половиной тысячелетий.

В течение веков возникали, сменяли и дополняли друг друга различные философские школы, учения. Много интересных, глубоких мыслей было высказано учеными. Они и сегодня имеют для нас большое значение, так как позволяют понять наше прошлое и настоящее.

В ходе исторического развития менялся круг вопросов, которыми занималась философия. Но всегда оставались общие для всех философов проблемы бытия, сознания, человеческой жизни. И решение этих проблем было связано с определенными историческими условиями, развитием науки, культуры.

В Древней Греции философия начала формироваться в 7-6 веках до н.э. В то время развивались торговля и судоходство, появлялись крупные города – полисы, росло их население, увеличивалось богатство. Начинал разрушаться привычный социальный и домашний уклад, менялся смысл человеческой жизни, а прежнее мифологическое мировоззрение уже не могло объяснить эти новые явления. В это время жили первые греческие мудрецы. Их было 7, это были самые известные политики и законодатели того времени. Их краткие изречения – уроки жизненной мудрости– были написаны на стенах дельфийского храма. Они гласили: «Мера важнее всего» (Клеобул), «Познай самого себя» (Хилон), «Сдерживай гнев» (Периандр), «Лишку ни в чем» (Питтак), «Главное в жизни – конец» (Солон), «В многолюдстве нет добра» (Биант), «Ручайся только за себя» (Фалес).

Их мудрость была скорее практического свойства, они исходили из своего жизненного опыта, а их афоризмы отражали новое моральное сознание, например: «Трудом приобретай состояние», «В договорах будь тверд», новые ценности: мудрость и знание.

Самым мудрым из семи мудрецов был признан Фалес. С него начинается история греческой философии. Фалес жил в городе Милете – богатом морском торговом центре. Он был разносторонне образован: знал математику и астрономию, вавилонскую и египетскую религию и науку. Он открыл Полярную звезду, предсказал солнечное затмение (в 585 г. до н.э.), разделил год на 365 дней, а каждый месяц на 30 дней. Он был не только ученый, но и практик, который умел с пользой применить знание. Когда над ним начали смеяться и говорить, что «он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными», Фалес решил доказать, что это не так. Он рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе и, когда урожай был собран и всем понадобились маслодавильни, он заработал много денег. «Видите, - сказал он, - разбогатеть философу легко, но неинтересно».

Фалес считается основателем европейской науки и философии. Он выработал первую философскую систему взглядов. Интересны его афоризмы. Фалес спрашивает самого себя и себе отвечает: Что больше всего на свете? – Пространство. Что быстрее всего? – Ум. Что сильнее всего? – Необходимость. Что мудрее всего? – Время. Что труднее всего? – Познать самого себя. Что легче всего? – Дать совет другим. Что удивительнее всего? – Тиран, доживший до старости.

Эта мудрость преимущественно китайского плана, но уже ставятся вечные философские проблемы: что есть добро и зло, счастье и справедливость, прекрасное и др.

Но заслуга Фалеса в другом. Он первым поставил важный философский вопрос: что лежит в основе мира? Такой основой он считал воду – это первоматерия, из которой возникает все многообразие мира.

На этот вопрос отвечали по-разному, например: воздух (Анаксимен), число (Пифагор), огонь (Гераклит), 4 стихии: воздух, вода, огонь и земля (Эмпедокл), бесконечное множество частиц (Анаксагор), идеи (Платон), атомы (Демокрит), апейрон – беспредельное (Анаксиман) др. Менялись учения, менялись ответы, но вопросы оставались.

Другим крупным центром торговли, культурной жизни был город Эфес. В 6 веке до н.э. здесь появилась философская школа, связанная с именем Гераклита. Основой мира Гераклит считал огонь. Огонь – это первоматерия, из которой состоят все вещи, и символ развития, постоянных изменений. Гераклита называют «отцом диалектики». В центре его учения лежит принцип: «Все течет, все изменяется». Он считал, что в этом мире каждая вещь та же самая, но в то же время другая. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды («В ту же реку дважды не войдешь», «Даже солнце каждый день новое»).

Гераклит также разработал учение о Логосе. Это закон, по которому развивается мир. Таким образом, мир представляет собой единое целое, он развивается благодаря борьбе противоположных сил. Мир только кажется хаосом, но на самом деле развивается по общим законам, в нем есть порядок, красота и гармония, а человек старается познать закономерности мира.

Школа атомистов. Левкипп (520-440 г.г. до н.э.), Демокрит (460-370 г.г. до н.э.), Эпикур (341-270 г.г. до н.э.). Они создали учение об атомах Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, постоянны, имеют величину и определенные размеры. Соединяясь, атомы образуют все многообразие мира, но сами при этом не изменяются. Миром правит строгая причинность, ей подчинено движение атомов, но она имеет естественный характер, а значит, ее можно выявить и познать. Каждый атом вечен, неизменен и непроницаем, поэтому и мир тоже вечен и неуничтожим.

Позже, через 2,5 тыс. лет была создана модель атома Резерфордом и Томпсоном (в Англии в 1903 и 1909 гг.); Ленин высказал мысль о неисчерпаемости электрона, как и атома; японский физик Саката в 1966г. высказал идею о неисчерпаемости нейтрино (одной из элементарных частиц).

Так решали проблему, как из единого (из атомов) появляется многообразие мира. Итак, философы: Фалес, Гераклит, Демокрит принадлежали к школе натурфилософии (философии природы), которая включала в себя все естественные и философские взгляды. Они ставили вопросы: об основе мира, о происхождении вещей, о связи человека с космосом. В рамках натурфилософии также появились гипотезы в области астрономии, математики, гидравлики и др.

Во 2-й половине 5 века до н.э. интерес передвинулся на вопросы человеческой жизни, нравственности и политики.

Цель философии того времени – научить человека правильно и разумно жить. Это была эпоха афинского Просвещения. Она была связана, прежде всего, с именем Сократа (470-399 г.г. до н.э.).

Для Сократа главной была проблема человека. Люди сами должны искать истину и стараться изменить свою жизнь к лучшему. Он считал, что люди должны находить нравственную основу своих поступков, смысл своей жизни. Для него смысл человеческой жизни заключался в философствовании, в самопознании. Он создал формулу мудрости: «Познай самого себя». Сократ был знаменит своей манерой говорить, своей иронией. Собеседник сначала ощущал свое превосходство над простаком и начинал его поучать, а потом понимал, что попал в ловушку и оказался глупцом сам. Сократ раскрывал противоречия в взглядах собеседника, сталкивая разные точки зрения. О себе же он говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Итак, Сократ, а потом его ученики разрабатывали учение о правильном образе жизни, о нравственных принципах, о счастье и преодолении страстей, о существовании, достойном человека и философа.

Платон (427-347- г.г.. до н.э.).

Он основал школу, которая стала центром античного идеализма. Эта школа называлась Академией (Платон беседовал с учениками в роще, посвященной аттическому герою Академу). По своим взглядам Платон был объективным идеалистом. Он считал, что в основе мира лежат вечные идеи, мировой разум, а материальный мир, в котором мы живем, является только отражением мира идей, то есть он вторичен. Для человека важен и мир идей, и мир вещей, но они не связаны друг с другом.

У Платона есть интересное сравнение: он сравнил людей с узниками, находящимися в пещере, они прикованы так, что все время находятся лицом к стене и видят только тени друг друга и тени реальных предметов. Они убеждены, что тени – это и есть реальный мир. И только, когда один из узников сумел выйти из пещеры, люди поняли, что всю жизнь жестоко обманывались.

Это очень точное сравнение, так как представления людей о мире могут не совпадать с действительным положением вещей, люди могут создавать свой иллюзорный мир. Эта проблема и сегодня актуальна. Она связана с компьютерными технологиями, с возможностью создавать мир виртуальной реальности, которую можно принять за действительность и жить в иллюзионном мире обманывая себя; с проблемами наркомании, алкоголизма, когда человек пытается уйти от реальных проблем; с проблемами человеческого общения, когда мы придумываем себе образ человека, но он не всегда совпадает с действительными его качествами.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.).

Он был энциклопедистом. Круг его интересов был чрезвычайно большим: он занимался естественными науками, политикой и государственным устройством, экономикой, поэтикой и риторикой, философией и многим другим. Он основал свою школу – Лицей. Аристотель создал Логику – науку о законах мышления и психологию. Учение Аристотеля оказало большое влияние на дальнейшее развитие философии, особенно в средние века. Известны также изречения Аристотеля, которые вошли в нашу жизнь, например: «Корень учения горек, а плоды его сладки»; «Из двух зол выбирай меньшее»; «Привычка – вторая натура»; «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть» и др.

Он говорил, что «воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке и упражнении». А на вопрос: «Как ученикам преуспеть?». Отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».

Выводы.

1. Философы Древней Греции поставили много философских и научных проблем, высказали гениальные догадки, которые позднее были подтверждены наукой и практикой.

2. Многие развивали стихийную диалектику.

3. Античное мировоззрение было ориентировано на внешний мир:

мир представлялся в виде космоса– целостного, живого образования. Человек находится в гармонии с окружающим миром и занимает в нем центральное место. Человек активен, он изучает природу, участвует в общественной жизни, в политике. Он заботится о красоте тела и души.

4. Аристотелем была создана научная модель мира – геоцентрическая, то есть Земля находится в центре Вселенной.


Особенности философии средневековья (5-13 века)

В средневековой Европе господствовала религия – христианство.

Сложилась религиозная картина мира: мир создан Богом, а человек – это высшее творение Бога и создан по его образу и подобию. Человек грешен, он во всем подчиняется Богу, зависит от него. Все земное, телесное отходит на второй план, а главным становится спасение души. Главный мировоззренческий принцип того времени: «Мир – это книга, в которой реализован замысел Бога». Такой книгой была Библия. Она была самой древней истиной, а значит, подлинной и надежной. Библию считали источником всех знаний, и все науки сводились к изучению Библии.

Философия тоже носила религиозный характер. В центре философии стоял Бог и отношения Бога и человека, Бога и сотворенного им мира.

Главные задачи философии: найти доказательства существования Бога; доказать то, что провозглашала вера и догматы церкви; формировать нравственные начала, которые направляют человека к Богу, наставляют на путь спасения.

Философия развивалась вначале в монастырях и религиозных орденах (францисканских и доминиканских). Философию стали преподавать в церковных школах (с 5 века), а с 11 века в светских школах и в университетах (с 12 века) и поэтому ее стали называть схоластикой (в переводе– школьная).

Философия того времени – схоластика – была абстрактной, оторванной от жизни, в ней было много формальных рассуждений. Например, Тертуллиан (ок. 160-230 г.г.) – это прославленный римский адвокат, первый отец церкви.

Он отделил знание от веры, философию от религии. Религия основана не на разуме, а на вере. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан утверждал: «Верую, потому что абсурдно». Поль Гольбах (французский материалист 18 века) по этому поводу заметил, что «ученые могут не верить в Бога, так как они не могут верить в абсурд».

Фома Аквинский (1225-1274). Он был монахом доминиканского ордена. Он теоретически обосновал католическое вероучение. Учение Фомы Аквинского стали называть ТОМИЗМ, и оно стала официальной доктриной церкви. Сам Фома Аквинский был провозглашен святым (в 1323 г.) и получил титул «ангельского доктора».

В 20 веке его учение получило дальнейшее развитие и стало называться НЕОТОМИЗМ – это одно из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

Итак, в средние века философия была на вторых ролях: она обслуживала религию и, как сказал кардинал Петр Дамиани, была «служанкой богословия». Она решала главный вопрос: о соотношении знания и веры.


Особенности философии эпохи Возрождения (14-16 века)

Эпоху Возрождения также называют эпохой Ренессанса или эпохой гуманизма.

В это время падал авторитет церкви, начиналось становление новых капиталистических отношений. Появилась необходимость опираться на разум, знания, объективную информацию, необходимую для принятия решений.

Создавались условия для развития личности, науки, и стало формироваться новое мировоззрение, в котором на первом месте стоял человек – активный, свободный, жизнелюбивый, верящий в себя, в свои силы, в свой разум. Формировалась новая система ценностей, главное место в ней занимали личные достоинства человека, его образованность, а не происхождение.

Ученость, образованность возвышает человека больше, чем богатство и власть, поэтому человек может совершенствоваться, приобщаясь к культуре, развивать свои способности и проявлять их в творчестве, в науке, в служении людям и обществу. Поэтому ценились люди талантливые, мыслящие, образованные, прежде всего, художники, поэты и философы.

Таким образом, эпоха Возрождения была элитарной, художественно- эстетической. В это время не ставился вопрос о том, чтобы дать образование всем.

Философия того времени возвеличивала человека. Человек чуть ли не равный Богу. Это творец себя и своего места в жизни. Возросла ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость.

Голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536) – автор знаменитого трактата «Похвала глупости», говорил, что смысл жизни в том, чтобы пользоваться жизненными благами, а не отказываться от них. Большую роль он отводил нравственному воспитанию, образованию и просвещению.

Французский гуманист Мишель де Монтень (1533-1592 г.г.) отстаивал идею независимости и самостоятельности человеческой личности.

Он говорил, что под лозунгом: «Жить для других» часто скрываются эгоистические, корыстолюбивые интересы, в которых другой человек выступает только как средство. А человек должен быть свободным, самостоятельно мыслить и действовать, опираться на свой разум, на свои силы, без слепого подчинения авторитетам.

В эпоху Возрождения стала развиваться наука. Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Дж. Бруно, Николай Коперник и др. создают новую научную модель мира – гелиоцентрическую.

Николай Коперник (1473-1543) поставил Солнце, а не Землю в центр Вселенной. Таким образом, изменилось представление о мире и о месте в нем человека.

Дж. Бруно говорил, что Вселенная бесконечна, развивается по своим законам, изменяется и гибнет. Человек стоит перед бесконечным космическим пространством, в котором есть множество обитаемых миров. Природа обожествляется, так как Бог сливается с природой, и она превращается в первоначало всех вещей. Это учение называется ПАНТЕИЗМ – «Бог во всем».

Целью познания становится не Бог, а природа и ее законы.

 

Выводы.

Эпоха Возрождения:

1. Заново открыла свободу мыслить, возродила интерес к человеку.

2. В эпоху Возрождения человек хочет быть свободным, обрести личное достоинство. Он начинает понимать, что многое зависит от него, что жизнь прекрасна и надо наслаждаться всеми благами, надо развивать свои способности, быть образованным, талантливым, мыслящим, служить людям и обществу. Таким образом, сформировалось новое мировоззрение, в центре которого стоял свободный и жизнелюбивый человек.

3. Возродился интерес к античному культурному наследию.

4. Была создана новая научная картина мира – гелиоцентрическая. Начался переход от религиозного мировоззрения к научному пониманию природы.

 


Философия Нового времени и эпохи Просвещения (17-18 века)

В это время философия опиралась на науку.

Были развиты математика и механика, изобретены различные машины и механические часы. Эти открытия изменили мировоззрение: мир стал представляться в виде огромного часового механизма, созданного и заведенного Богом.

Считали, что Бог при сотворении использовал математические принципы, что человек – это машина, в которую Бог вложил душу. На этом представлении были основаны анатомия и физиология (Гоббс), а общество – это искусственно построенная система, где каждая часть выполняет свою задачу, а люди живут по определенному сценарию. Отсюда известное выражение: «Театр жизни», «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры».

В философии на первый план вышли проблемы познания. Главный вопрос: каким образом человек получает достоверные знания о мире? В это время появились два учения: рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. – разум) – источником знаний считал логику, логический анализ. Образцом такого знания является математика (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц, Ньютон). С помощью логики, математики можно понять любые явления, а опыт, чувства и другие знания не имеют никакого значения. Все идеи, мысли, понятия являются врожденными.

Эмпиризм (от лат. – опыт) – источником знания считается опыт и наблюдения. Образцом такого знания является опытное естествознание (Фр. Бэкон – «знание – сила»).

Английский философ Джон Локк говорил, что нет никаких врожденных идей и знаний. Разум человека при рождении представляет собой чистый лист бумаги, и только опыт заполняет этот чистый лист. Опыт – это чувственные ощущения и наблюдения, поэтому ощущения являются основой познания.

Эпоха Просвещения (18 век). В это время был лозунг: «Наука и прогресс». Девиз эпохи Просвещения: «Все должно предстать перед судом Разума». С помощью разума, науки человек может понять свои потребности, интересы и добиться личных успехов. И в обществе прогресс идет через развитие наук, знания, просвещение.

Просветители критиковали монархию, религию и церковь, требовали религиозной свободы, равенства людей перед законом. Французские просветители: Вольтер, Руссо, Гольбах и др. Английские: Дж. Локк, Толанд и др. Немецкие: Лессинг, Гердер и др. Американские: Б. Франклин, Томас Пейн, Т. Купер и др. Русские: А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, П.С. Новиков, Я.П. Козельский и др.

Выводы. В Новое время и эпоху Просвещения мир напоминает машину, часовой механизм. Каждая часть этого механизма выполняет свои функции, а значит, можно что-то изменить, наладить в этом механизме. Но для этого нужны знания, наука. Именно наука, просвещение обеспечивают прогресс общества и человека.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав