Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Т. Гоббса. Договорная теория государства

Читайте также:
  1. A) все источники доходов государства;
  2. A. теория познания
  3. E) миф, религия, философия.
  4. I БӨЛІМ. КЛАССИКАЛЫҚ ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТЕОРИЯНЫҢ НЕГІЗДЕРІ
  5. I. Общая теория статистики
  6. I. Сущность и социальное назначение государства.
  7. I. Сущность и социальное назначение государства.
  8. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  9. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  10. I. Теория предпринимательской деятельности

Томас Гоббс (1588–1679) – одна из главных фигур философской школы, которая позднее в политической теории получила название школы социального контракта. В своей самой знаменитой книге «Левиафан» Гоббс высказывался за установление государства, основанного на согласии между всеми людьми пожертвовать своей естественной свободой и подчиниться приказам суверена. Гоббс был материалистом; верил в то, что физические атомы, находящиеся в движении, являются единственными реальными вещами. Он объединил эту метафизическую теорию с психологической теорией, согласно которой всякое человеческое существо всегда действует в направлении удовлетворения своих желаний и усиления своей власти. В «Левиафане» он попытался вывести свою теорию социального контракта из этих двух фундаментальных положений. Гоббс был одновременно тонким наблюдателем человеческого поведения и изящным стилистом.

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

24. Философия Р. Декарта.

ДЕКАРТ Ренэ (1596-1650) - французский философ, представитель рационализма и дуализма Нового времени. Декарт по праву считается одним из основателей философии нового времени.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, согласно которому всякое достоверное знание можно вывести только из самого человеческого ума и понятий, созданных умом.

ДУАЛИЗМ - философское учение, признающее духовное и материальное начала равноправными: принципами человеческого бытия и мира.

Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как свидетельство истины, Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом.

Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую.

Проблема существования внешнего мира.

Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Прежде чем перейти к вопросу существования бога, следует вспомнить, что Декарт различает три вида идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в самом себе, вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и, сотворенные идеи, сконструированные им самим. Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, что идея вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так, Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму.Ясность и отчетливость как критерии истины. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположной рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи. Ясность и отчетливость представлений являются поэтому и критериями истинности (достоверности) наших знаний.

Материя и движение в философии Декарта. В математике Декарт является одним из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел.

1) Материя трактуется как единое тело, понимается как одна из субстанция.

2) В материи, как и в теле, отбрасывается все, кроме протяжения; материя отождествляется с пространством

3) Материя, как и тело, уподобляется также геометрическим объектам, так что материальное, физическое и геометрическое здесь тоже отождествляются.

4) Материя как протяженная субстанция отождествляется с природой;

5) Движение отождествляется с механическим перемещением (местным движением), происходящим под влиянием внешнего толчка; сохранение движения и его количества трактуется как закон механики, который одновременно выражает и закономерность материи-субстанции.


25. Французский материализм XVIII века: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

МАТЕРИАЛИЗМ - философское направление, признающее материю началом мира.Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась во Франции в XVIII в. накануне французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыслителей JI. Гольбаха, К. Гельвеция (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751) и других против феодализма и религиозной идеологии.

· Вечность и самодвижение материи.

Гольбах утверждает, что материя — это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: «Материя есть все то, что воздействует на наши чувства». Представления о материи французских материалистов в том, что материя объективна, что объективны и первичные и вторичные качества, что кроме материи нет ничего; материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей; что материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами. Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи.

Выдвигая правильное положение о многообразии и разнообразии свойств, форм и видов материи, отвергая представление о ее однородности, Д. Дидро, например, выводит движение материи как ее абсолютное свойство из взаимодействия между предметами материального мира. Учитывая данные молекулярной физики, он заявлял, что именно внутренняя природа мельчайших частиц (молекул, атомов), их взаимодействие являются подлинной причиной движения. Атом приводит в движение мир, - писал он. Рассматривая материю как единственную реальность, бесконечную и вечную, французские материалисты полностью освободили материализм от теологической формы, придав ему открыто антирелигиозную направленность.

· СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) - философское учение, признающее чувственные ощущения единственным источником достоверного знания. Человек — продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства. Разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе «О человеке». Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Однако социальную, общественную среду они понимали крайне односторонне - как государственно-политический строй, который сам определяется характером и волей законодателя, властите­ля и т. д.

· Природная сущность человека. Для П. Гольбаха, например, бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных люден со стороны церкви и ее служителей. Будучи до конца последовательными сенсуалистами, французские материалисты, категорически отвергали идеалистические представления о врожденных идеях, не оставляя места для религиозного мифа о бессмертной душе.

Ограниченность научного знания XVIII в. о жизни, ее формах и видах не могла не отразиться на содержании философских идей французских материалистов. Не будучи в состоянии вскрыть подлинную сущность человека, Гольбах, например, как и его единомышленники, пытался объяснить специфику человека законами природы, его физиологии. Он писал, что человек, подчиненный природе и ее законам, действует в силу главного мотива - стремления к удовольствию, ибо все в человеке есть физическое ощущение и им мотивируется.Человека они представляли созерцательно-пассивным существам, способным лишь отражать воздействия окружаю­щей среды. В этом смысле Ж. Ламетри и позволял себе называть человека машиной, действия которого носят непроизвольный характер: он не обладает способностью к свободному выбору.

26. Философия эпохи Просвещения.В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. С разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. ГУМАНИЗМ (лат. humanus - человечный) - способ мышления, система взглядов, идей и убеждений, основанная на признании безусловной ценности человеческой личности, ее прав и свобод. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. ДЕИЗМ (лат. deus - бог) - религиозное учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в жизнедеятельность человека. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков. И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения. Соц.- политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом(в то же время считал неизбежным соц-ое неравенство).

Основная гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике,преданность каждого лица к общегосударственному делу.Сама возможность существования различных типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социально-историческими условиями возникновения государств различного типа, а выводится из соответствия между образом правления и физическими свойствами страны,ее пространственным протяжением,ее климатом и лишь затем из образа жизни народа,из его главных занятий,из степени его материального благосостояния,из его религиозных взглядов,нравов и т.д. Развитая им теория деления властей на власть законодательную, исполнительную и судебную отмечены печатью исторической обусловленности и ограниченности. Однако именно эта теория сделала Монтескье одним из знаменитейших писателей его века.Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли - политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.Теория общественного договора в том варианте, который развивал Руссо, не имела научно-материалистического характера. Однако сама идея о естественном происхождении государства, о том, что оно является результатом договоренности между людьми для обеспечения своих прав и своего благополучия, опрокидывала все реакционно-мистические вымыслы феодально-клерикальных идеологов, их попытки обожествления королевской власти.

27. Особенности немецкой классической философии. Становлению немецкой классической философии способствовали:

- Французская буржуазная революция конца XVIII в. Молодые немецкие студенты - будущие великие философы восторженно приветствовали революцию и восхищались выдвинутыми ею лозунгами. Но быстро разочаровались в идеалах этой революции, потому что реализовываться они стали с помощью массового террора.

- Социально-экономическая обстановка в Германии оставалась полуфеодальной страной. В этих условиях практически не было возможностей для проявления способностей молодых и во многом тщеславных людей, но оставалась сфера духовной культуры.

- Промышленная революция в Англии способствовала развитию машинного производства. Это выводило на мысль о возможности общественного прогресса.

Классической немецкую философию этого периода принято называть потому, что учения ее представителей отличаются строгой системностью и аргументированностью в осмыслении и изложении главных проблем. Характерным отличием немецкой классической философии является ее четко выраженная направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант и Фихте), а также попытки создать целостную, логически и исторически обусловленную картину мира (Гегель и Шеллинг). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.

3. Все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию(ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, рассматривающий вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее критериях) и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию(ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии). Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. ДИАЛЕКТИКА - учение о движении, изменении, преобразовании и развитии всех мировых явлений и процессов в их непрерывной взаимосвязи. Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях.

28. Философское учение И. Канта КАНТ Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, создатель системы трансцендентального идеализма. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ - то, что находится за пределами человеческого сознания и познания, выходит за границы материального, чувственно воспринимаемого мира. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет. То есть, главной проблемой всякой философской системы Кант считал именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.Необходимые условия познания заложены, по Канту, в самом разуме и составляют основу знания, и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводят люди этот хаос в единство и порядок силами своего разума. Кант не разделял безграничной веры ряда философов и ученых в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. ДОГМАТИЗМ - некритический, односторонний тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета объективных условий. Определяющую роль в мировосприятии человек, считал Кант, играют две априорные формы познания - пространство и время. Он утверждал, что как только человек появляется на свет, то сразу же оказывается в рамках пространства и времени, "выйти" из которых он уже не в силах, поэтому Кант и называет их главными. В теоретическом отношении он придумал для них специальное обозначение - трансцендентальное. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике(ДИАЛЕКТИКА - учение о движении, изменении, преобразовании и развитии всех мировых явлений и процессов в их непрерывной взаимосвязи): противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Кант был убежден в том, что разуму и воле человека нужны устойчивые и всеобщие законы, по которым он мог бы действовать, не боясь ошибиться. Поэтому задача настоящей философии и заключается в том, чтобы отыскать и сформулировать такие моральные законы, которые философ называл императивами. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Не только в философии, но и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

29. Философская система Г. Гегеля. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ- идеалист, создатель неформальной - диалектической логики.ИДЕАЛИЗМ - философское направление, исходящее из принципа первичности духовного, мыслительного, идеального начала над материальным, природным, физическим. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье государственного чиновника, получил хорошее образование. Философия Гегеля в общем виде - это стремление дать всеохватную картину мира, объяснить весь универсум в его всеобщности. Тем не менее, всю гегелевскую философию можно условно разделить на три основных раздела:

1. Логика.

2. Философия природы.

3. Философия духа.

По Гегелю, весь мир пронизан духовным разумным началом. Эти начала являются абсолютно объективными, т. е. не зависящими от человека и его воли. И мировой разум, и мировой дух - суть Абсолютная Идея, Абсолют (АБСОЛЮТ - философское понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову Вселенной; первоначало всего сущего). Гегель считал, что природа и общество живут и развиваются по определенным законам. Эти законы так же разумны, строги и последовательны, как и законы мышления, логики. Таким образом, согласно Гегелю, бытие(БЫТИЕ - объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Все то, что существует) и мышление(МЫШЛЕНИЕ - процесс оперирования понятийными или конкретно-чувственными образами) совпадают, а Абсолют представляет собой непрерывный процесс самопознания. Высшим же принципом логики и мышления он называет разумность всего существующего и наоборот: "Все действительное разумно, все разумное действительно".Одной из первых ступеней самопознания мирового Абсолюта является его воплощение в природе. он не согласен с теорией эволюции, зачатки которой стали появляться уже тогда. Природные формы не возникают друг из друга, отмечал Гегель, а появляются как воплощение в каждой из них Абсолюта. После того как Абсолют воплотился в природе, и она прошла все ступени развития от простейших до высших форм, он начинает двигаться дальше. Следующим этапом его становления является появление разумного человека. Этот период развития Абсолюта выражается философией духа, которая исследует развитие всей духовной жизни человека и общества. Сюда входит анализ умственной деятельности индивидуумов и социальных групп, различных общественно-политических, экономических, правовых идей, отношений, систем и форм. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. Что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Что источником развития являются противоречия. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Гегель отмечал, что дом останется домом, независимо от того, будет ли он больше или меньше.

Другой закон позволил обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видел основной источник развития. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта. Через закон отрицания отрицания. Пример: Из зернышка овса прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Потом образуется колосок и дает новое зерно. Произошло отрицание отрицания.Историю человечества он понимал не как цепь случайных событий. Она для него имеет закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснял, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Основные работы: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Философия религии", "Философия истории", "Философия искусства" и др.

30. Философия Л. Фейербаха. ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-1872) - немецкий философ – материалист.

МАТЕРИАЛИЗМ - философское направление, признающее материю началом мира.Философские взгляды Фейербаха формировались под воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в Берлинском университете. Однако гегельянцем Фейербах не стал. Перейдя на позиции материализма, он подверг критике философский идеализм и религиозное мировоззрение.Свою философию Фейербах называл "философией будущего", "новой философией", призванной утвердить реальность и самоценность Человека на Земле как единственного и неповторимого носителя разума. Учение Фейербаха создало глубокую пропасть между философией и религией, не просто противопоставляя их друг другу, но объявляя непримиримыми врагами.Помимо этого он основательно исследовал и саму философию, которой отводил огромную роль в будущей цивилизации. Это будет постхристианская эпоха, так как любая религия с развитием и победным шествием науки окончательно отомрет. По Фейербаху, философия будущего должна вобрать в себя все лучшее, что было в христианской религии, отбросив все плохое, что было в старой схоластической (Господствующее направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов) и догматической (ДОГМАТИЗМ - некритический, односторонний тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета объективных условий) философии. Сильной стороной религии Фейербах считал ее близость к "сердцу" человека, эмоциональность, душевную интимность. Сильной стороной христианства называет его мораль. И если в христианстве и гегелевской философии таким источником был Бог, или Абсолют, то в новой философии Фейербах им стал Человек.Фейербах полагал, что человек есть высшая ценность природы. В собирательном образе человека, по Фейербаху, все прекрасно, ценно, возвышенно, мудро. Человек стоит в центре мироздания. Поэтому и относиться к человеку надо соответственно: "Человек человеку - Бог". Христианство должно уступить место религии Человека. Старая богословская наука, теология, заменялись Фейербахом антропологией, то есть наукой о человеке.Основные работы: "Мысли о смерти и бессмертии", "Лекции о сущности религии", "Сущность христианства", "Эвдемонизм" и др.

31. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, исходящее из того, что в мире царят слепой случай, хаос, беспорядок. Поэтому познавательные возможности разума ограничены, а познание возможно лишь на уровне интуиции, инстинкта.БЕРГСОН Анри (1859-1941) - французский философ, представитель философии жизни

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - немецкий философ, представитель философии жизни.

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) - немецкий философ, представитель иррационализма, создатель философии воли.

В целом философию Шопенгауэра можно охарактеризовать как философию нигилизма(НИГИЛИЗМ - способ мировоззрения, отрицающий общепринятые нормы и правила поведения, ценности, идеалы, культуру в целом), попытку переоценки ценностей разума. Онтология(ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии) Шопенгауэра представляет собой учение о воле как первооснове бытия, "воля к жизни" - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип. Общество у Шопенгауэра предстает как относительно сбалансированная система эгоистических устремлений индивидов, а государство и право - как факторы, сдерживающие индивидуальность и агрессивность. Преодолеть индивидуальный эгоизм способны избранные, аристократы духа, философы, гении. Эгоизм и сострадание - основные составляющие неизменного характера человека и его судьбы. Сострадание - мистическое тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека, позволяющее испытать к нему братскую любовь. Иллюзорность счастья - вывод, определяющий смысл человеческой жизни как аскетического стремления к святости и тем самым к свободе.

Фридрих Вильгельм Ницше (Однажды во время прогулки он увидел безобразную сцену: хозяин избивал кнутом лошадь. Этого потрясения организм философа не вынес, у него случился припадок, а впоследствии выяснилось, что великий мыслитель утратил рассудок.) Одним из ключевых понятий философии Ницше является воля к власти. Сама жизнь, по Ницше, постоянно "стремится к максимуму чувств власти". Борьбу за существование он считал наглядным примером того, что в основе всех жизненных процессов лежит воля к власти, но впоследствии пересматривает постулат дарвинизма о том, что в основе выживания особей лежит приспособление их к жизни. Философ считал, что надо бороться за жизнь и это может только сильнейший. Он и есть носитель воли к власти, он и должен выжить.Самую негативную оценку дает Ницше религиозной концепции "двух миров". Бог - это выдумка слабаков, гибнущих из-за собственной неспособности в воле и к жизни. Ницше открыто выступал против христианства с его моралью милосердия, сострадания и смирения. Только максимально свободный, активный, самостоятельный и самодостаточный человек может стать Сверхчеловеком. Понятно, что в мире сверхлюдей не может быть демократии. Злейшим врагом свободного человека Ницше объявил государство, которое он рассматривал не иначе как инструмент для подавления всякой свободы и индивидуальности.В основе реальности, согласно Бергсону, лежит творческая устремленность и сила – «жизненный порыв». Он целостен и до конца неопределим, в нем слиты дух и материя, познание этого начала возможно лишь в интуиции( ИНТУИЦИЯ - способность человека непосредственным образом, с помощью внутренних духовных особенностей постичь истину. Противоположностью интуиции является логическое мышление ). Жизненный порыв – основа всего активного, нового, растущего. То, что оживлено жизненным порывом, то находится в развитии. Ход этого творчества никогда нельзя окончательно предсказать. Это творческая эволюция жизненного порыва. Она проявляет себя в биологической эволюции жизненных форм и в истории общества. В творческой эволюции действуют две основные силы – сила оформления жизненного порыва в рамках той или иной определенности, как бы замыкающая его в границы формы, и сила освобождения порыва из-под власти всех форм, сила открытости. Отсюда Бергсон выделяет два типа общества – закрытое и открытое. В первом преобладают традиции над новациями, коллективное господствует над личностью, польза ценится выше, чем истина. В открытом обществе преобладает сила открытости, которая приводит к творческому развитию этого общества, личное преобладает над коллективным, истина ставится выше пользы. Основу открытого общества, полагал Бергсон, составляют люди с жизненным порывом (герои, великие общественные лидеры, развивающие человечество.

 

32. Основные идеи философии марксизма.

МАРКС Карл (1818-1883) - немецкий философ, создатель диалектического и исторического материализма.

Маркс - основатель и теоретик политической экономии, теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма, создатель и руководитель первых международных политических пролетарских организаций. Совместно с Ф. Энгельсом написал ряд работ, в том числе "Манифест Коммунистической партии (1848), утвержденный на созданной ими первой международной коммунистической организации - Союза коммунистов. Затем Маркс обобщает опыт европейских революций 1848-1850 гг. и занимается углубленной разработкой экономической теории. Маркс был идеологом и фактическим основателем в 1864 г. Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала). Последователи Маркса выделяли два наиболее важных его открытия: одно в области социальной теории - материалистическое понимание истории, другое в экономической науке - теория прибавочной стоимости. Человек, согласно Марксу, есть продукт социальных отношений, и только в качестве такового его и надо рассматривать. "Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание". В обществе неизбежно возникают всевозможные материально-производственные отношения - кто-то работает, кто-то присваивает созданное, кто-то торгует, кто-то покупает и т. п. Так создается экономическая структура общества, зависящая от уровня развития этих отношений, - рабовладение, феодализм, капитализм. Подчеркивал Маркс, всеми без исключения историками мировая история трактовалась неправильно. Они не понимали того, что все мировые конфликты, равно как и социально-политические противоречия, надо рассматривать только как конфликт производительных сил и производственных отношений. В движении истории надо видеть не внешние (зачастую ложные) силы и влияние духовно-политических идей, а чисто материальные интересы. Маркс считал, что частная собственность возникла не сама собой, а путем постоянного присвоения капиталистом результатов труда наемных рабочих. Отсюда проистекает социальный антагонизм между капиталистами и рабочими, которые вынуждены продавать свой труд. Разрешить противоречие между трудом и капиталом Маркс предлагал в ходе пролетарской революции.Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Грамши, а также русские философы - Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 133 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав