Читайте также:
|
|
· Русская религиозная философия начала XX в. На рубеже 19 – 20 веков главные позиции в русской философской мысли занимает религиозно-идеалистическая философия. Характерными особенностями отечественной философии этого периода являются ее религиозный характер, антропоцентризм (АНТРОПОЛОГИЯ - философско-научное направление, предметом исследования которого является человек и весь комплекс проблем, с ним связанных) и гуманизм(ГУМАНИЗМ - способ мышления, система взглядов, идей и убеждений, основанная на признании безусловной ценности человеческой личности, ее прав и свобод).
· Основные идеи философии С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка.
С.Н. Булгаков (1871-1944). На рубеже веков он переходит от марксизма к идеалистической философии, разрабатывает концепцию "христианского социализма ". По его мнению, София - "живая связь между миром и Богом". При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и "тварную" Софию.
П.А. Флоренский (1882-1937). Он развивает учение о Софии. Она у него - "идеальная личность мира ", "корень земного мира, связь Бога и мира". Истина постигается "подвигом веры", в рассудочной форме она проявляется в форме антиномии (АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя положениями, каждое из которых имеет законную силу): истина и есть антиномия. Мыслитель стремился соединить научные и религиозные представления о мире.
Е. Н. Трубецкой настаивал на определяющем значении и даже «первичности» метафизического (МЕТАФИЗИКА - учение о началах бытия, недоступных для чувственного восприятия и постигаемых лишь умозрительно) познания. Безусловное, абсолютное начало, по Трубецкому, присутствует в познании как «необходимая предпосылка всякого акта нашего сознания». Последовательно настаивая на «нераздельности и неслиянности» Божественного и человеческого начал в онтологическом плане, он следовал тем же принципам и при характеристике процесса познания: «наше познание… возможно именно как нераздельное и неслиянное единство мысли человеческой и абсолютной». Полное же единство такого рода в человеческом познании невозможно, считал религиозный мыслитель.Идея всеединства играет определяющую роль в философской системе Франка, и уже с этим обстоятельством связан ее преимущественно онтологический характер. Всеединство это имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира.
· Софиология. Учение Соловьева о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной философии. Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства.
· "Всеединство" и "соборность". Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как "всеединстве". Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира.
· Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - одно из философских направлений XX в. В его основе проблема смысла жизни отдельного человека, его личностной свободы и ответственности.
Н.А. Бердяев (1874-1948) Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Свобода была и есть всегда и везде. Свобода является основой творчества. Творчество - важнейшая религиозная задача человека, его долг. "Цель человека - не спасение, а творчество". он также отступает от христианской традиции и критикует христианство за недооценку роли творчества. В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объек т. Философский персонализм Бердяева подчеркивает приоритет личности. Она - первооснова всего. Основа истории - это свобода зла.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |