Читайте также:
|
|
В европейской культуре исторический период Средневековья занимает почти тысячу лет с V по XIV в. и делится на два этапа. Раннее Средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (476 г.) и зрелое Средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, в качестве идеологической основы христианства.
Христианство возникает в I - II столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземноморском побережье.
Большое влияние на формирование христианских основ оказали Филон Александрийский (ок. 13 до н. э. - ок. 50 н. э.) - греческий философ иудейского происхождения и Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) - римский стоик. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя. Все попытки рабов и угнетенных Римом народов изменить общественные отношения терпели поражение, выход был найден в христианстве.
Большое влияние на формирование христианских основ оказали Филон Александрийский (ок. 13 до н. э. - ок. 50 н. э.) - греческий философ иудейского происхождения и Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) - римский стоик. Филон разработал понятие логоса (от греч. - слово, закон, совокупность идей), которое содержится в Боге и само является Богом. В христианство логос переходит в одну из форм божественной троицы. Учение Филона послужило идейной предпосылкой для христианских представлений об иерархии духовных начал.
Сходные идеи высказывал и Сенека. Он считал главным для человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Христианству созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромности и умеренности в повседневной жизни.
. В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов ( защитников) христианства. Самый известный из них Тертуллиан (ок. 160-230). Вслед за апологетикой возникла патристика - сочинения так называемых отцов церкви (Григорий Назианзин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский).
Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. на Ближнем Востоке гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спасти людей от первородного греха, с иудаизмом, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание (гносис) Бога, или высшее, созерцательное и синкретическое познание божества верующим.
Заметное влияние на раннее христианство оказало манихейство. Его основателем был персидский мыслитель Мани (216-270), который учил, что свет и тьма - двойные начала одновременно божественного и дьявольского происхождения, между ними происходит постоянная борьба, в том числе и в душах людей. Манихейство указывало и путь преодоления зла. Человек может быть спасен, но для этого необходимо, чтобы он отдался строжайшему аскетизму.
В философии средневековья также обычно выделяют два периода, называемых "патристика" (IV - VIII вв.) и "схоластика" (VI - XV вв.).
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |