Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Древней Греции.

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. V3: Политические и правовые учения Древней Греции и Рима.
  7. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  8. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  9. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  10. Абай философиясы

Рассвет греческой культуры, к-рая заслуженно считается колыбелью европейской цивилизации, пришелся на 6-4 вв до н.э. 1. удачное географическое положение: Греция находилась на пересечении торговых путей (роль инф-ых потоков – сведения изо всех уголков мира).2 греки создали превосходную по тем временам сис-му образования, красота и гармония тела были у греков своеобразн. культом. 3. В Афинах царило уважение к личности. 4. Сущ-ла частная собственность на землю. Тот грек, к-рый владел хотя бы клочком земли, имел право голоса, при решение важных политических вопросов (незав-ть, уважение к гос-ву). 5. Религия не играла в жизни об-ва такой исключит. роли, как на Востоке, ее сдерживающее влияние на свободу мысли почти не ощущалось.

Греч. Ф-фы стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрер. дв-ии. Они пытались разобраться в природе бытия – вещест-но оно или духовно? В их взглядах на природу было много наивного т. к. науч. эксперимента еще не было. Диалог был естественной формой мышления.

 


20. Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.

Главным вопросом древнегреч. Ф. был? о первоначале мира. В этом смысле ф. перекликается с мифологией. Е. Мифология стремится решить этот? по принципу – кто родил сущее, то ф-ы ищут субстациональное начало – из чего все произошло. В лат. яз. – субстанция – это то, из чего все возникает. Первым в ряду милетских философов был Фалес. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама наша Земля держится на воде, окружена со всех сторон океаном. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся произошедшая из него природа – не мертвые, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Анаксимандр признавал в качестве источника всех вещей «не воду», не к.л. отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно – апейрон. Это первовещество, апейрон д.б.: бесконечным, т.к. оно не исчерпывается в творении; материальным; наделенным вечным движением. А. полагал, что все в Мире изменчиво и текуче. Космологические и космогонические представления А.: над землей сущ-ют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное, звездное. Земля же подобная цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Анаксимен. Принял в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него – дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» - род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля – плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же, как парящие в нем плоские, состоящие из огня диски светил. Гераклит Эфесский. Все движется и ничего не покоится. Движение – наиболее общая хар-ка процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Вечное движение есть вместе и вечное изменение. Г. утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый хар-р их существования, т.к. о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что поскольку он движется, он и 1-ет. и не 1-ет., одновременно. У Г. материализм учения о первовеществе сочетается с наивными остатками мифологических представлений. Процесс изменения в природе есть борьба противоположностей. Но не только дв-ем предполагается одновременное сосуществование противоположностей, но всюду происходит их борьба. «Война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными». Мысль о войне и борьбе как о начале, порождающем все в жизни. Г: борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется их общая для обеих противоположностей тождественная основа. День и ночь, война и мир, зима и лето и т.д. День переходит в ночь и наоборот, зима в лето, лето в зиму и т.д. «Бог есть тождественная основа всех переходов: он есть и день, и ночь, и зима, и лето, и т.д. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех вещей. Г. материалист: все составилось из огня и в огонь все разрешается. Изменение есть путь вверх и вниз; и по типу возникает мир. Именно сгущающийся огонь исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей – это путь вниз. С другой стороны, - земля рассыпается, из нее рождается вода, а из воды все остальное. Это путь вверх. Испарения рождаются от земли и от моря, одни светлые, другие темные: от светлых умножается огонь, от темных – влага. Все изменения у Г. происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос (слово, разум, закон). Всегда все совершается по Логосу.

21. Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке.

Пифагорейская школа. Космология. Теория чисел. Изобретение самого термина «философия» приписывается П. Т.к. П. Видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому П. Утверждал, что он не воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). В Кралоне, где он быстро завоевал популярность, создал религиозно-философскую и политическую школу – Пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. После Богов следует почитать правителей, родителей, старших, а также закон. П. Впервые употребил слово «космос» в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания, и важную сторону – упорядоченность, симметрию, а значит и красоту. П-цы исходили из того, что «порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны, но красота макрокосмоса – Вселенной, считали П-цы, открывается лишь тому, кто ведет правильный прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. «П-ий образ жизни имел космическую жизнь – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека». Космогонию п-цев можно описать: мир, слагающийся из предела и беспредельного есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и «вдыхающая» ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь мира и природы. Далее идут Противо З…, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противо З. введена как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Планеты, в т.ч. и З., вращаются с Запада на Восток, обращенные к центральному огню всегда одной сторооной, поэтому мы его не видим. Наше полушарие согревается отраженными Солнцем лучами центрального огня. Космология и? представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточное вращение вокруг центр. огня, объяснение солнечных затмений происхождением Луны м/д С и З, а времен года наклоном земной орбиты по отнош. к солнечной. Философия числа: числа трактовались как сущности, принципы и причины вещей. Аристотель писал: «П. Признал матем. Начало за начало всего сущего». П., определяя число как энергию, считал, что через науку о числах открывается тайна Вселенной. Именно наука о числе может обладать ключом жизни и сути бытия. Проникая в свойства чисел, объясняя их различные сочетания, П. пытался создать науку всех наук.

 


22. Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.

Крупным планом в развитии раннегреческой ф. была философия элейской школы (Ксенофан, Параменид и др.). Философия элеатов представляла собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – вода, воздух, земля, огонь, - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. Ксенофан – считал, что в основе всего лежит земля, т.е. был последователем натурфилософии. Он критикует образы богов, которые придумали люди, но не отвергал Бога. Бог – единое, вечное, несотворенное и неуничтожимое начало. Бог шарообразен, это связано с его неоднородностью, с тем, что он повсюду одинаков всюду равно отстоит от центра. Параменид: Мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Развитие элейской школы в целом вело от материализма к идеализму. П: Бытие, как оно существует по истине, представляет в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Мысль и предмет мысли одно и то же. Мысль – всегда мысль о предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Мысль всегда бытие. «Небытие» - то же самое, что пустота, пустое пространство. П. утверждает, что небытия нет, это означает, что в мире нет пустоты, нет ничем незаполненного пространства, нет пространства отделенного от вещества. Мир – сплошная масса вещества или шаровидное тело. 1-ет только бытие, только сплошь заполненное веществом пространство, и это бытие сферично. Мир един, в нем нет и не может быть никакого мн-ва отдельных вещей. 1-ет только единство. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, а иллюзорная. Знающий бытие знает истину. Так П. пришел к парадоксальным выводам: 1) наблюдение, опирающееся на внешние чувства, показывает множественность вещей окружающего нас мира. П. же отрицает реальность множественности; 2) для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими. П. утверждает, что это иллюзия чувств. Истинная картина мира открывается только умом. Она состоит в том, что мир не знает ни возникновения, ни гибели, Мир вечен, неизменен и неподвижен; 3) пространство, отделенное от тел, от вещества невозможно. Зенон развил длинный ряд аргументов в защиту Парменида. Метод, примененный им в этих аргументах впоследствии дал основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником «диалектики». Под «диалектикой» Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий. Зенон принимает – условно – 1 – что пространство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества; 2 – что мыслимо существование множества вещей, и 3 – что может быть мыслимо движение. Если предположения ложны, то необходимо должны быть истинны противоречащие им утверждения. Утверждения П. истинны: пустота, множество и движение немыслимы. Например, вопрос о мыслимости пустоты, т.е. пространства, отделенного от вещества. Если мы допустим существование такого пространства, то вступает в силу следующее рассуждение. Все существующее находится где-нибудь в пространстве. Но чтобы существовать, пространство тоже должно находиться где-нибудь, т.е. существовать во втором пространстве. Это второе пространство в свою очередь должно существовать в третьем пространстве до бесконечности. Но это абсурдно. След-но, пространство как отдельное от вещества немыслимо. Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить множество и мыслить движение. Мелисс повторяет учение П. Однако он вносит в учение П. и З. важное новшество. П. утверждал, что мировой шар имеет конечный радиус. Напротив, Мелисс доказывал, что мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе – если мир бесконечен. М. говорит, что если бытие едино, то оно не должно иметь тела: «Если бы у него была толщина, то оно имело бы части и уже не было бы единым».

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав