Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).

Читайте также:
  1. A) обозначение столбца и номера строки.
  2. A) обозначение ячейки, составленное с помощью $ и номера столбца и (или) номера строки.
  3. I .Причина смуты
  4. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  5. I. Духовный кризис и значение психоанализа
  6. I. Категории.
  7. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  8. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  9. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  10. I. Сущность и социальное назначение государства.

Категории диалектики - это широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, объектом выступает развитие.. Смысл диалектики: анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны.. Особенное – философская категория, выражающая относительность, обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга. Единичное - это философская категория, выражающая присущие особенному специфичность, неповторимость, индивидуальность. Общее - категория, выражающая существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие отдельным явлениям определенной группы. Методологическое значение этих категорий в том, что они ориентируют на поиск специфического в явлении, процесс познания начинается с единичного и от него к особенному и общему. Категории единичное, особенное, общее, отдельное используются при диагностике. Сущность и явление есть объективные, находящиеся в неразрывном единстве стороны и связи предметов. Закон их диалектической взаимосвязи заключается в том, что сущность определяет специфику явлений и обнаруживает себя в них, а явление зависит от своей сущности и неизбежно несет на себе ее отпечаток, «сущность является, явление существенно». Сущность и явление не одно и тоже. Форма проявления никогда не совпадает с сущностью. Отсюда противоречие между ними, которое объясняется тем, что на формирование явления влияют два фактора - сущность и внешние условия. • Сущность внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, а явление есть внешняя, более подвижная сторона предметов и процессов, представляющая собой выражение сущности. Единство формы и содержания есть единство противоположностей. Их единство постоянно развивается. Содержание - совокупность тех процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существенное развитие и смену их форм. Форма - способ организации содержания. В медицине форма и содержание мыслятся как структура и функция. Структура и функция диалектически едины. Не может быть бесформенного содержания, как и бессодержательной формы. Категория сущности-явлени я поднимает проблему «начала болезни» и патогенеза. Процесс познавания здорового и больного организма идет от явления к сущности. В повседневной деятельности врачу постоянно приходится совершать переход от доступных органам чувств явлений к скрытой от них сущности. Причина и следствие - философские категории, отображающие одну из форм объективной, всеобщей связи и взаимодействия явлений. В данных конкретных условиях причина порождает следствие, последнее в других условиях само может быть причиной другого следствия. Различия между причиной и следствием имеет абсолютное значение лишь в данных конкретных условиях, для других же условий оно имеет относительный характер. Представление о том, что все явления и вещи чем-то обусловлены, определены, связаны друг с другом лежит в основе философского учения, которое называется детерминизмом. Есть два вида детерминизма - диалектический и механический. Диалектический детерминизм исходит из признания всеобщей связи и обусловленности явлений действительности, из признания многообразия форм проявления причинности. Механический детерминизм ограничивается лишь рассмотрением одних причинных связей, и то только в форме внешних, простых механических взаимодействий. Категория причина-следствие указывает на необходимость выявления повода, причины и следствия заболевания (монокаузализм, конденционализм, механицизм). Монокаузализм - течение в медицине XIX века, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Конденционализм - течение в медицине XIX века, согласно которому течение болезни зависит не от причины, а от условий ее прохождения. Механицизм - течение в медицине XVII-XIX веков, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Применительно к медицине под причиной следует понимать то, что придает специфичность и качественное своеобразие тому или иному процессу. Под причиной современная патология понимает то, без чего патологический процесс не может возникнуть, несмотря на наличие определенных условий. Причина болезни - не только внешний фактор, но и реакция организма на этот фактор. Необходимость и случайность являются противоположностями, которые при определенных условиях могут превратиться друг в друга. Диалектика их состоит в том, что случайность представляет собой пересечение необходимостей, что случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Необходимость является существенной стороной закона. Случайность же связана с законом через необходимость. Необходимость - это категория для отражения общего, типичного, устойчивого в явлениях и процессах действительности. Категория случайности, наоборот, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий. Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей.

 

40. Проблема сознания в истории философии: основные концепции

Сознание – это особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Античная культура открыла одну сторону сознания – направленность на объект, на мир. Философия античности космоцентрична, античный человек живет космосом, вещами, нет навыка сосредоточения на самом себе. Христианство породило потребность во внутреннем сосредоточении на собственных переживаниях. Теоцентризм средневековой культуры, необходимость общения с Богом породили новую практику общения – молитву, исповедь. В ней человек должен отключиться от потока жизни, сосредоточиться на себе

Плотон выделял 3 уровня духовности: 1)высший – связь человека с Богом; 2)уровень рефлексии и разрушений, связанных с мирской жизнью; 3)господство инстинктов и страстей.

Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше обозначил словами: «Бог умер!». Переосмысление проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и небесному. Сознание теперь понимается как чисто интеллектуальная деятельность. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем победили правила логики.

Маркс утверждает, что сознание есть субъективный образ объективного мира. В структуре внутреннего опыта сознания стали доминировать материальные интересы и сознание стало ничем иным как осознанием этих интересов. Морально все, что приносит материальный успех.

В философии условно можно выделить следующие подходы к пониманию сознания:1. монистический;2. дуалистический.

Дуализм признает равноправное существование двух субстанций: материи и сознания, каждая из которых развивается по своим собственным законам и существует независимо от другой.

Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание есть особая нематериальная свободная по своей сущности духовная активность. Материя в рамках этого понимания представляет собой деградирующее сознание, потерявшее свою активность.

Объективный идеализм – сознание абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность. (Платон, Бердяев, Гегель). Идеи первичны, а действительность, в которой живет человек – вторичны. Идеи не являются продуктом человеческого разума, напротив, идеи существуют вне и независимо от человеческого разума.

Субъективный идеализм: трансцендентальная концепция сознания – Кант – сознание есть специфическая общечеловеческая идеальная активность. При всех различных вариантах в идеализме сознание понимается как субстанция, все остальное лишь еѐ производное. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция, субстанция, сознание есть производное материи.

Вульгарный материализм – вульгарными их знания считали из-за примитивного понимания психики: мозг так же вырабатывает мысль, как печень – желчь. Содержание сознания сводится к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

 

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 207 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав