Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия как мировоззрение и методология медицины.

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. Методология теории государства и права.
  3. II. Объектно-ориентированная методология разработки программ
  4. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  5. II. Философия как специальность.
  6. IV. Методология и теория исторической науки.
  7. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  8. Lt;variant>Философиялық антропология
  9. V1: Методология и терминология управления качеством
  10. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ

Философия медицины как особая отрасль научного знания в XX веке становится особенно актуальной. В этот период появляется большое количество исследовательских программ, имеющих междисциплинарный характер и находящихся на стыке философии и медицины. Основные проблемы современной философии медицины - здоровье личности и общества, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья, социальные причины болезней, этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины. Современные теоретические положения философской антропология, философии сознания, социальной философии положены в основу медицинской теории адаптивного реагирования и теории адаптации, теории детерминизма, а также теории нормальной саморегуляции и теории общей патологии. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики. Врач- клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания. Объект изучения врача - сложная система, методологический анализ которой позволяет понять ее специфические свойства и общие закономерности развития. Врач в своей деятельности не может избежать ни философских обобщений, ни мировоззренческих принципов. Формирование взглядов на сущность болезни, причины ее возникновения, роль условий в сохранении здоровья зависят от мировоззрения, общего взгляда врачей на мир. Объект медицины представляет собой единство общего, изучаемого философией, опирающейся на достижение конкретных наук, и специфического, исследуемого конкретными науками (в том числе и медицинской), которые используют философские положения и категории в качестве мировоззренческих и общеметодологических принципов познания. В деятельности современного врача активно используется диалектический метод, поскольку он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода. Если применение методов любой конкретной науки ограничено сферой действий изучаемых ею частных законов, то диалектическая методология опирается на использование всеобщих законов бытия и познания. Например, одной из важнейших методологических проблем в медицине является проблема качества и количества. А данные категории в свою очередь являются основанием диалектического закона. Диалектический закон о «переходе количества в качество» следует понимать, как переход одного качества в другое на основе количественных измерений. Проблема количества и качества неразрывно связана с мерой. Мера - это тот интервал количественных измерений, в которых сохраняется данное качество. Методологическим основанием медицины также являются категории причины и следствия. До конца XIX века с причинностью (детерминизмом) в медицине отождествлялась этиология. Понятие «этиология» на протяжении почти двух тысячелетий сохраняло свой исходный и первичный смысл - учение о причинах болезней (И.В. Давыдовский). Большую роль в развитии этиологии в связи с развитием анатомии и физиологии сыграли классификации, делившие все болезни на общие и единичные (Гиппократ); внешние и внутренние (врачи александрийского периода); отдаленные и непосредственные (Платон); самые общие и самые отдаленные, более близкие и более частные, самые близкие и собственные (Д. Франкасторо); отдаленные (внешние) и ближайшие (внутренние) - У. Куллен.

 

 

71. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология. Медицина обращена к человеку как целостному духовно-телесному существу. Но это не значит, что ее предмет - «человек вообще». Таковым изучает человека философия. Медицина рассматривает человека в аспекте таких понятий как «болезнь» и «здоровье», «норма» и «патология». Здоровье и болезнь представляют основные формы жизни человека. Именно поэтому проблема жизни, смерти и бессмертия рассматривается в медицине с точки зрения этих категорий. Норма - это типичное, обычное, наиболее часто встречающееся состояние здоровья, соответствующее определенному стандарту.

Здоровье - это состояние человека, при котором он полноценно выполняет социальные функции и ведет образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и развитие этого состояния. Состояние здоровья раскрывает все многообразие социального, физического и духовного состояния индивида, общества в целом.

Болезнь - это уклонение от нормального жизненного процесса, обусловленного разными причинами внутреннего и внешнего характера, регуляторных процессов организма человека. Болезнь, как и здоровье, - это модель поведения, ориентированная на определенные ценности, и проявление сущности человека. Критерием болезни в современной медицине выступает страдание или дискомфорт. Эта позиция принята Всемирной организацией здравоохранения: здоровьем считается состояние комфорта физического, психического, социального и культурного. Соответственно все остальное относится к нездоровью или болезни. Этот же критерий используется для определения и психического здоровья. жизнь - специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой; патология - понятие, отражающее представление общества о состоянии, выходящего за пределы нормы и подлежащего коррекции со стороны врача и общества. смерть- прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершениемпериода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. Конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состоянье отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, к духовной жизни...». «Смерть — это конец жизни».

 

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 363 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав