Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Равнее средневековье. Апологетика и патристика

Читайте также:
  1. Ав. Блаженный. (патристика)Вразвитии философии
  2. Апологетика и патристика (III-V вв.)
  3. Вопрос 12 Этапы и основные черты средневековой философии. Патристика и схоластика.
  4. Вопрос 13: Исторические этапы становления и развития профессии юриста. Юристы в древности. Юристы в Средневековье. Юристы в Новое время.
  5. Европейское средневековье. Основные черты и особенности.
  6. Медицина в Средневековье.
  7. Патристика
  8. Патристика. Августин Блаженный
  9. Патристика. Формирование теоцентрического типа философствования
  10. Позднее Средневековье.

Христианство, распространяясь в пределах Римской империи, перерабатывало античную философию. Осмысление христианства, текстов Ветхого и Нового заветов, позволило заложить основы средневековой философии, которая, не смотря на большое количество направлений и борьбу идей, сформировалось в целостную систему к концу XIV в..

Средневековую философию условно можно разделить на три периоды: 1) апологетика (II – V вв.); 2) патристика (III-VIII вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

Термин «апологетика» происходит от греческого «апология» т.е. заступничество, оправдание. Апологетикой называют течение в христианской философии, которое выступало в защиты христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики II – V вв., особенно в период массовых гонений на христиан. В период II – III вв. образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и те приемы и убеждения, которые выработала античная философия. Применялись аллегория и логические доказательства. Работы писались многими известными мыслителями, наиболее выдающиеся труды были апологии Юстина, Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий. Философские идеи можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Главной проблемой является проблема соотношения разума и веры, языческой философии и христианского вероучения.

Наибольший интерес в истории философии вызывает Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220 гг.), который является автором парадокса «Верю, потому что нелепо». Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», и т.д.) не представляли собой целостной системы. Он подготовил идею о триединстве Бога, о различии римской и греческой христианской церкви, стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума. По его мнению, разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принять разум. То, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера. Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что и приводит его к первородному греху. Но это дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл там, где есть свобода.

Патристика – это религиозно-философское учение философов и богословов раннего периода христианства и прежде всего так называемых отцов церкви (богословов, учение которых оказалось доминирующим в формировании христианской ортодоксальной теологии). В период патристики происходило формирование догматов христианского вероучения. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II – III вв.) и зрелую (III – VIII вв.); а так же на восточную, греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); и западную, латинскую (Августин, Боэций и др.).

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, интересовавшие патристиков были:

 

· Троичность бога и соотношение между божественными ипостасями;

· Природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

· Соотношение свободы и благодати;

· Отношение веры и разума.

 

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских.

Представителем латинской (западной) патристики был выдающийся богослов Аврелий Августин (354 – 430 гг.) («Исповедь», «О граде Божьем» и т.д.). Систематизированное философское учение Августина представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии.

Объясняя мироустройство, Августин придерживался мнения, что все произошло от Бога и в силу этого все существующее в мире является благим. Зло – недостаток, повреждение. Идеи Бога вечны. Сущность человека – вечно стремиться к ним. Зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, человек совершает зло, так как зло – отсутствие добра. Зло – относительно, добро – абсолютно.

Бог создал мир из ничего (небытия) и существование мира постоянно поддерживается Богом. Мир ограничен в пространстве и времени, которые были созданы Богом вместе с миром. Мир имеет строгую иерархическую структуру. Душа человека нематериальна, бессмертна, наделена мыслью и памятью (т.е. разумна). Вера предшествует рациональному постижению («Верю, чтобы понимать»).

Видным представителем периода патристики был Боэций (480 – 524 гг.). Пытался решить проблему универсалий. Ему принадлежит классификация семи свободных искусств, которые делятся на 2 блока: 1) грамматика, риторика, диалектика – набор гуманитарных дисциплин (трехпутье (trivium)); 2) арифметика, геометрия, астрономия, музыка – 4 знания о природе (quadrivium). Перевел основные произведения Аристотеля. Основной философской работой стала работа «Утешение философией».




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав