Читайте также:
|
|
Проблема правогенеза – это проблема возникновения права, его происхождения и становления как специфического явления.
Право неразрывно связано с существованием человеческого общества– условия возникновения права являются условиями социальными.
Социальное регулирование -это регулирование с помощью социальных норм для поддержания в обществе правопорядка.
Регулировать – значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки.
2 вида социального регулирования:
1)индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае)
2)нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).
!!!Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к возникновению и развитию права!!!
До возникновения гос-ва | После возникн-я гос-ва |
Обычай: запреты и табу | Правовой обычай: мононормы содержали правовые, моральные и религиозные предписания |
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство». Мононормы содержали правовые, моральные и религиозные предписания.
Обычаи - неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков).
Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования:
1) Дозволение (случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др)
2) позитивное обязывание (имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.)
Признаки норм, существовавших в догосударственный период, выступают следующие:
1) регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
2) существование норм в поведении и в сознании людей, как правило, без письменной формы выражения;
3) обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
4) запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей);
5) выражение в нормах интересов всех членов рода и племени.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |