Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Далеко ли до социального государства?

Читайте также:
  1. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  2. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  3. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  4. I. Теории социального неравенства.
  5. Ii. Мотивы социального действия
  6. III. Структура регионального центра социального преображения
  7. IV. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи
  8. Q]3:1: Какие из приведенных определений являются наиболее общими для различных типов государства?
  9. Q]3:1: Что включает понятие формы государства?
  10. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

В СССР ситуация в социальной сфере внешне выглядела вполне пристойно. Патерналистское авторитарное государство опиралось на стройную систему гарантий (их низкий уровень заслуживает отдельного разговора). С переходом к новым экономическим отношениям в социальной сфере происходят серьезные изменения. Конституцией 1993 г. Россия была провозглашена социальным государством.

Перечень государственных социальных обязательств в Конституции Российской Федерации, где в ст. 7 декларируется статус «социального государства» и цель его политики – «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», чрезвычайно широк. В этой же статье приводится укрупненный перечень социальных обязательств государства («охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»), а в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» этот укрупненный перечень многократно дробится и конкретизируется.

Подобного массива и перечня социальных обязательств государства нет ни в одной из известных нам конституций других стран[7].

Известный российский экономист В.Н. Лексин отмечает сложность и неоднозначность понятия «социальное государство». «Социальное государство, – пишет Лексин, – часто предстает перед исследователем (а тем более, – практиком), ищущим строгой определенности, неким фантомом, по сравнению с которым даже «зрелый социализм» или «цивилизованное государство» кажутся реально осязаемыми. Фантомную зыбкость «социальному государству» придает и то обстоятельство, что его частные детали (социальные функции, институты и т. п.) вполне зримы, но попытки материализовать из них нечто универсально смысловое до сих пор оказывались малорезультативными[8].

Лексин задается вопросом: почему число государств, обеспечивающих гражданам социальную защиту и поддержку в меру собственных возможностей и представлений о «социальной справедливости», порядково меньше тех, которые публично назвали себя «социальными»? Если вопрос только в мере социальности, и если эта мера не определена, то «асоциальных» государств, видимо, вообще не удастся найти. Если же признать в качестве такой меры определение ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» о том, что должно быть обеспечено право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния, то в современном мире преимущественно нездоровых и бедных людей, трудно отыскать более двух-трех десятков государств, к которым было бы безоговорочно применимы определения «социальное».

Рассматривая социальное государство как подчеркнуто открытую форму государственной организации исполнения социальных обязательств перед гражданами, Лексин предлагает следующее определение этого понятия: «Социальным можно назвать любое государство, которое одновременно: а) декларирует приверженность норме ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» и может открыто признать временную невозможность полной реализации этой нормы и стремление к этой реализации в исторической перспективе, б) законодательно формирует структуру социальных обязательств, совокупность которых позволяет судить о серьезности намерений реализовать вышеуказанные декларации, в) создает институциональные условия для выполнения этих обязательств, г) непосредственно участвует в финансировании выполнения своих социальных обязательств и создает условия для консолидации необходимых для этого финансовых ресурсов (общественных, частных и корпоративных), д) адресно устанавливает, снижает или отменяет перечень и объем этих обязательств перед каждым гражданином в той мере, насколько этот гражданин может самостоятельно обеспечить стандарт благосостояния»[9].

Насколько близка Россия к этой идеальной модели?

Основные принципы, определившие содержание понятия «социаль­ное государство», сформированы в ряде документов, признанных ми­ровым сообществом и Россией. Это Всеобщая декларация прав челове­ка ООН (1948); конвенции и рекомендации Международной ор­ганизации труда; декларация и про­грамма действий, принятые на Копенгагенском социальном сам­мите в 1995 г.[10]

Базовые функции со­циального государства включают формирование гражданского обще­ства, т. е. создание в обществе и хозяйстве множества как государственных, так и негосудар­ственных (общественных) субъектов. Это свя­зано с природой социального госу­дарства, основными принципами ко­торого являются: приоритет прав человека и его основных свобод; солидарность[11]; оптимальная поддержка (субсидиарность). Высшая цель и смысл сущест­вования государства – создание условий для мира и согласия в обществе, развитие институтов со­циального партнерства, гарантированное упорядочение всего пространства за­щиты от социальных и профес­сиональных рисков[12].

На протяжении десятилетий Россия в облике СССР декларировала себя как социалистическое государство.

Важно, что перечисленные черты социального государства, закрепленные в принятых международным сообществом документах, практически повторяют основные лозунги советского социалистического государства: защита прав и свобод человека; солидарность; создание условий для мира и согласия в обществе, со­циальное партнерство, за­щита от социальных и профес­сиональных рисков.

Все перечисленное в течение десятилетий декларировалось с первых полос советских газет, звучало по телевидению и радио, изучалось в средней школе, закреплялось на комсомольских и партийных собраниях. Но дело именно в том, что лишь декларировалось. Поэтому сегодня все эти лозунги дискредитированы. Никто в России уже не верит в солидарность братских народов, рабочих и крестьян и пр., никто не верит в права и свободы, не понимает, что означает социальное партнерство, защита от рисков. Все это, скорее, воспринимается как насмешка или пустые слова, не подкрепленные обязательствами, да и сами слова о неких обязательствах также не принимаются в серьез. Единственное, что воспринимается всерьез – это память о гарантированном в СССР пенсионном обеспечении, бесплатной медицине, бесплатном образовании, дешевом транспорте, профсоюзных путевках на время отпуска.

Близость понятий «социальное» и «социалистическое» не самом деле обманчива, несмотря на общую этимологию. В.Н. Лексин пишет, что «между социалистическим и социальным государствами больше различий, чем общего, и грань между этими типами государств проходит по нулевому меридиану равенства – ключевого понятия всех социалистических учений»[13]. Социалистическая государственная доктрина признает социальное неравенство вредным, считает его продуктом противоестественных общественных отношений, причиной всех пороков и уже поэтому принципиально недопустимым. Социальная государственная доктрина считает неравенство нежелательным для индивидуума, но естественным, вполне приемлемым для общества результатом человеческой конкуренции или ни от кого не зависящим стечением обстоятельств (один – наследник большого имущества, другой – наследник всех неудач своих родителей, один умен от рождения, другой умственно отсталый и т. д.). Отсюда разница целей и методов борьбы с социальным неравенством.

Социальное государство стимулирует экономическую (и социальную) самодостаточность индивида, изымает сверхприбыли и обращает их в общественные фонды, финансово поддерживает неспособных к конкурентной самореализации (в том числе, поощряя благотворительность), и делает все это с единственной целью достижения социального мира. Социалистическое государство пытается административно изжить причины (и самих носителей) неравенства, не допуская заметного обогащения одних и «тунеядства» других для достижения социального равенства. Социальный мир или социальное равенство – вот, по нашему мнению, главное различие в целях социального и социалистического государства»[14].

Поэтому среди основных черт социальной политики социального государства – принцип субсидиарности. Государство помогает своим членам в определенных рам­ках, делая акцент на развитии самостроятельной активности индивида и сво­бодных ассоциаций людей. Принцип субсидиарности – атрибут либеральной традиции, не приемлемый в условиях тоталитарного социалистического государства. Субсидиарность предполагает развитые рыночные отношения в условиях экономического роста, гарантии и поддержку предпринимательской деятельности и т. д. Безусловно, в трактовке субсидиарности может быть сделан акцент именно на помощи в определенных рамках, т. е. в пределах возможностей государства. Но это уже не будет характеристикой социального государства как результата развития государства правового, демократического и представительного. Субсидиарность в социальном государстве являет собой принцип обеспечения самостоятельности и личной ответственности гражданина, именно принцип либерального демократического государства. Но при условии соблюдения всех остальных базовых принципов такого государства.

Провозглашение России социальным государством в Конституции 1993 г. обсуждалось широко и подробно. Однако Россия, не смотря на шквал критики, не отказывается от провозглашенного статуса и все также упорно идет путем формирования социальной политики государства с рыночной экономикой, хотя это далеко не одно и тоже.

Все, что сейчас происходит в России в социальной сфере, – пересмотр социальных обязательств государства, принятие жилищно-коммунального, трудового и семейного кодексов, «монетизация льгот» и все остальные действия в области социальной политики означают следующее – страна становится на путь реформирования социальной сферы в соответствии с известными моделями социальной политики на Западе.

Вопрос о готовности россиян к проведению подобного реформирования до сих пор остается открытым, также как и вопрос о реальном воплощении принципов социального государства: защита прав и свобод человека; создание условий для мира и согласия в обществе, за­щита от социальных и профес­сиональных рисков и пр. Все это необходимые элементы социального государства и прежде всего наличие в стране гражданского общества и горизонтального социального контракта.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав