Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Английский эмпиризм 17-18 века (Локк, Беркли, Юм)

Читайте также:
  1. Test 3. Переведите на английский язык, употребляя глаголы в требующемся времени.
  2. Английская колонизация 17-18 вв.
  3. АНГЛИЙСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РОМАН
  4. Английский сад (пейзажный стиль).
  5. Английский стиль
  6. Английский эмпиризм после Бэкона
  7. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
  8. Английский язык
  9. Антропологический поворот в философии Нового времени. Философия эмпиризма, основные идеи и представители

 

Джон Локк (1632-1704). Основной труд – «Опыт о человеческом знании» (1690).

С позиций сенсуализма Локк резко против идей Декарта о врожденных идеях.

Сенсуализм – философское направление, утверждающее происхождение всех человеческих знаний из ощущений и восприятий.

Согласно Локку, чувства и разум новорожденного подобны чистому листу бумаги. Этот лист заполняется в процессе жизнедеятельности, поэтому процесс познания начинается не с осознания врожденных идей, а с ощущений и восприятий, вызванными воздействием предметов материального мира на органы чувств.

Чувства дают «простые идеи» (идея красного, громкого, сладкого и т.д.)

Разум систематизирует и комбинирует эти идеи, создавая «сложные идеи» (пространства, времени, субстанции и т.д.)

Весь внутренний опыт Локк разделил на внешний и внутренний (рефлексия)

Внешний опыт – истоки идей о материальном мире, внутренний – о духовном мире самого человека.

Материальным телам присущи только количественные свойства. Они отличаются лишь протяженностью, плотностью фигуры и движения. Это объективные свойства тел. Локк называет их первичными качествами. А такие свойства, как вкус, запах и т.д. – вторичные

Он полагает, что эти качества субъективны, т.е. принадлежат не самим предметам, а нашему восприятию. Это стало причиной критики его идей со стороны Беркли и Юма.

 

Дж. Беркли (1684-1753)

Основной труд – «Трактат о началах человеческого знания» (1710). Опираясь на идеи Локка о первичных и вторичных качествах, утверждает, что субъективны не только вторичные качества. Они все существуют только в душе человека.

Он заявляет: «Существовать – значит быть восприимчивым»

Вещи представляют собой лишь комбинацию различных ощущений. Вишня существует только постольку, поскольку человек видит, осязает, пробует ее.

Он отрицает необходимость образования и использования абстрактных понятий: пространство, причинность, субстанция и т.п., так как им не соответствуют никакие ощущения.

Философская позиция Беркли получила название субъективного идеализма, так как в ней утверждается первичность сознания субъекта по отношению к материальному миру. Субъективно-идеалистическая позиция Беркли привела к солипсизму, т.е. утверждению зависимости существования вещи от существования индивида. Однако солипсизм противоречит религии, поэтому в дальнейшем Беркли вводит в философскую систему Бога в качестве творца человеческих ощущений и восприятий.

 

Д. Юм (1711-1776)

Основной философский труд – «Исследование человеческого разумения» (1748)

Подобно Локку и Беркли, единственным источником человеческих знаний Юм считает чувственный опыт (сенсуализм), но, в отличие от них, он отказывается отвечать на вопрос об источниках этого чувственного опыта. Являются ли причиной ощущений предметы материального мира или Бог, об этом человек никогда не будет иметь достоверного знания.

Задача познания – не отражение мира, а выработка руководства для практической деятельности.

Единственный предмет достоверного знания это объекты математики: количество и число. Все другие объекты науки являются опытными. Они не доказаны логически, поэтому недостоверны.

Все установленные отношения Юм сводит к отношениям причинности, но причинные отношения не являются предметом логического доказательства. В чувственном опыте причинная связь предстает как предшествование одного чувственного впечатления другому, но тот, кто делает умозаключение по схеме после этого, стало быть, «вследствие этого», совершает логическую ошибку.

Люди не могут иметь достоверных знаний о причинно-следственных связях, они только верят в их существование.

Итогом философии Юма становится скептицизм и агностицизм (т.е. отрицание познаваемости окружающего мира)


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 41 | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пространство и время| Философия Гегеля

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав