Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

VII. Историософское течение в истории мировой литературы.

Читайте также:
  1. Amp;5. Субъекты истории
  2. B 7 № 2167. Прочтите отрывок из житийной литературы.
  3. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  4. Gl] Тема 9.Законность и правопорядок. Мировой правопорядок
  5. I Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы
  6. I. Из истории развития методики развития речи
  7. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  8. II. Основные этапы развития мировой социологической мысли.
  9. Ius gentium и его роль в истории права
  10. V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА

 

 

I. Трансдисциплинарный (междисциплинарный?) характер гуманитарного познания в современную эпоху развития «наук о культуре и духе».Литература в универсуме Культуры и в универсальном контексте «наук о культуре и духе». Философские основания художественного творчества и значение философско-культурологической рефлексии в университетском изучении литературы.

 

1. Осмысление лекции.

2. Самостоятельно подобрать, прочитать и осмыслить 5 научных работ указанных ниже авторов:

 

В.С. Стёпин, В.А. Лекторский, В.П. Зинченко, И.Т. Касавин, П.П. Гайденко, Н.В. Мотрошилова, Л.А. Микешина, Ю.П. Резник, А.Ф. Зотов, В.В. Бычков, К.М. Долгов, А.А. Гусейнов, В.М. Межуев, И.А. Герасимова, Т.П. Григорьева, И.А. Бескова, П.С. Гуревич, Б.В. Марков, Т.И. Ойзерман, М.Т. Степанянц, Н.С.Автономова, В.Ж. Келле, А.К. Якимович, В.В. Бибихин, И.Н. Сиземская, Т.Г. Щедрина, И.И. Евлампиев, Е.Б. Рашковский, Н.К. Гаврюшин, Л.Н. Столович, Н.К. Бонецкая, С.С. Хоружий, Ю.Б. Мелих, Г.С. Батищев, В.А. Подорога, Л.А. Калинников, В.П. Визгин, А.П. Доброхотов, Л.А. Маркова, И.С. Вдовина, И. Блауберг, В.В. Налимов, Ю.В. Петров, Г.И. Петрова.

http://elibrary.ru

Или: Научная библиотека ТГУ g Электронные ресурсы g Российские сетевые ресурсы g Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Или: Научная библиотека ТГУ g Читальный зал журналов, Читальные залы №4, 5.

 

 

II. Что суть Культура? Язык-Дух-Культура. Культ и Культура: религиозно-мифические корни и духовные основания Культуры. Культ Дао. Культ Логоса. Образы Культуры в классическом, неклассическом и современном философских дискурсах.

 

Самостоятельно выбрать, прочитать и осмыслить несколько работ из указанного ниже сборника материалов конгресса:

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.1. Теория культуры / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. – 432с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.2. Историческая культурология / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. – 360с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.3. Культурная динамика / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. – 518с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.4. Культурная политика / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. – 424с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.5. Теория и методология современной культурологии / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – М.-СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. – 624с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.6. Культурное наследие: от прошлого – к будущему / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – М.-СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. – 376с.

Фундаментальные проблемы культурологии. Т.7. Культурное многообразие: теории и стратегии / Отв. ред. Д.Л. Спивак. – М.-СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. – 256с.

 

III. Литература как память Культуры Человечества. Миф, мифопоэтическое мироощущение - исток художественного миропонимания и художественного творчества. Культ Слова и культ Книги. Значение духовных учений Древнего Мира и древних священных книг в истории мировой литературы. «Глубокие корни общности» и диалог великих культурных миров Востока-Запада-России как основание Всемирной Литературы.

 

1. Осмысление лекции.

2. Шлейермахер. Ф. Речи о религии. Монологи.

3. Померанц Г.С., Миркина З. Великие религии мира. Вокруг Вавилонских башен.

Георгиева Т.С. Христианство и русская культура

Евангельский текст русской культуры. Сборники материалов конференции (Петрозаводск).

Духовный потенциал русской классической литературы / Отв. ред. В.В. Пасечник. - М.: Русский мир, 2007.

Васильев Л. История религий Востока.

Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии.

Михайлов Я.В. Человек в мире.

 

IV. Духовный универсализм и духовный потенциал Всемирной Литературы. История литературы как часть истории Духа и истории Культуры. Со-Бытийность творческой личности писателя и его художественного мира Всемирной Культуре Человечества.

 

1. Данте в Универсуме Всемирной Культуры. «Новая Жизнь» и «Божественная Комедия» как шедевры Всемирной Культуры. Мировая дантеана и русская дантеана как явление Культуры. «Божественная комедия» Данте в русских переводах. Язык Данте (в книгах У. Эко «Эволюция средневековой эстетики» и «Поиски совершенного языка в европейской культуре»).

Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М., 1990.

Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. – 550с.

 

2. Творческий гений Гёте. Гёте и мир Востока; восточное творческое наследие Гёте: поэтические циклы «Западно-восточный диван», «Бог и Мир», «Китайско-немецкие времена года и дня». Значение личности, Миро-понимания и творчества Гёте в духовной истории Человечества.

 

Гёте И.В. Стихотворения. Страдания юного Вертера. Фауст. Годы учения Вильгельма Мейстера. Годы странствий Вильгельма Мейстера. Поэзия и правда.

Панова О.Б., Белова А.Н. Гёте и мир Востока: к вопросу о мировоззренческих универсалиях Культуры // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №376. - С.64-75.

 

3. Л.Н. Толстой. Равно-великость Личности и Мира. Эпический мир Толстого – эпос русской культуры. Книги «Круг чтения» и «Путь жизни».

Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? Царство Божие внутри вас. Война и мир. Анна Каренина. Воскресение. Круг чтения. Путь жизни.

Панова О. Б. Евангельский текст русской культуры. Религиозная основа эпоса Толстого // Язык и Культура. – 2009. - №1(5), - С.39-53.

 

V. Культура как способ подлинно человеческого бытия-в-Мире и духовного совершенствования Человека. Антропологическая проблематика в истории литературы. Человек в художественных интерпретациях древности, классики и современности.

 

1. Духовная антропология древних религиозных откровений. Человек в учениях пророков Древнего Мира (Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Сократ, Христос).

 

2. Философско-антропологические основания понимания Человека в истории литературы. Антропологи Мира о Человеке.

 

3. Человек в художественном мире Шекспира. Шекспировское наследие в истории Мировой Культуры.

 

4. Идея подлинной Человечности и ценности Человеческой Личности в романе М. де Сервантеса «Дон Кихот». «Дон Кихот» как аксиологический роман: Человек в мире ценностей. «Размышления о Дон Кихоте» Хосе Ортеги-и-Гассета.

 

5. Достоевский -антрополог. Христианская идея спасения Человечества Истиной, Добром и Красотой. Человек прекрасный в романе «Идиот» - романе «о втором пришествии Христа». «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака.

 

6. Экзистенциально-антропологический поиск в американской литературе. Американский роман (Э. Хемингуэй «Фиеста. По ком звонит колокол») и американская трагедия (Т. Уильямс «Стеклянный зверинец»).

 

 

VI. Тема воспитания и самовоспитания; рождения, развития и становления человеческой личности в истории литературы. История литературы как источник самопознания и «воспитания души».

 

1. Философско-антропологические основания идеи воспитания Человека в истории литературы.

 

2. Идея духовного воспитания Человечества как откровения. Г.Э. Лессинг «Воспитание человеческого рода» в духовных и религиозно-этических контекстах истории Культуры.

 

3. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» в классических и экзистенциальных философско-антропологических дискурсах.

 

4. Идея «воспитания души» в творчестве Германа Гессе. Романы «Демиан» и «Сиддхартха». Творческий диалог К.-Г. Юнга и Германа Гессе.

 

5. Эстетика воспитания. Идея «воспитания чувств» в романе Ф. Саган «Здравствуй, грусть!».

 

6. Идея «взращивания Человечности» (Д.С. Лихачёв) в русском романе воспитания. «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина, «Другие берега» В.В. Набокова, «Лето Господне» И.А. Шмелёва.

 

VII. Историософское течение в истории мировой литературы.

 

1. Идея историчности человеческого бытия-в-Мире и вопрос о «смысле и назначении Истории» в историко-культурном контексте. Работа Карла Ясперса «Смысл и назначение истории».

 

2. Человек в потоке Истории. Художественные формы историко-психологическое постижение эпохи. «Исповедь сына века» А. де Мюссе, «Жизнь Наполеона» и «Красное и чёрное» Стендаля, «Отверженные» В. Гюго.

 

3. Историософская концепция Торнтона Уайлдера – роман «Мартовские иды».

 

4. Русская историософия о духовных истоках, исторической памяти и судьбе Культуры. «Роза Мира» Даниила Андреева.

 

5. Проблема «смысла Истории» в современную культурную эпоху, в современной литературе. Современный историософский интеллектуальный роман. «История мира в 10 ½ главах» Джулиана Барнса.

 

 

VIII. Эстетический поиск, философия искусства и философия творчества в художественных дискурсах классики и современности. Творческая сущность Человека. Творчество как способ человеческого бытия-в-Мире. Творчество – исток Культуры: Культура – главное творение и величайшее творческое достижение Человека.

 

1. Философско-эстетические основания осмысления проблемы сущности творчества и искусства в художественной литературе. Основные философско-эстетические концепции (И. Винкельман, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гёте Ф. Шиллер др.).

 

Необходимо прочитать и осмыслить одно из указанных ниже философско-эстетических сочинений и представить его личную интерпретацию:

Винкельман И.П. История искусства древности. Дидро Д. Салоны. Гёте И.В. Об искусстве. Кант И. Критика способности суждения. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Хогарт У. Анализ красоты. Вагнер Р. Избранные работы об искусстве. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики. Мир как воля и представление. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Человеческое, слишком человеческое. Гартман Н. Эстетика. Хайдеггер М. Исток художественного творения. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. Жильсон Э. Живопись и реальность. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика / Философия культуры. Камень и небо. Запах культуры. Сборники эссе. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Дворжак М. История искусства как история духа. Юнг К., Нойман Э. Искусство и психоанализ. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Семиотика моды. Арто А. Театр и его двойник. Валери П. Об искусстве. Лаку-Лабарт Ф. Музыка ficta. Фигуры Вагнера. Гомбрих Э. История искусства. Фуко М. Живопись Мане. Это не трубка. Эко У. История красоты. История уродства.

 

2. Постижение духовной природы и «смысла творчества» в русской культуре, работы Н.А. Бердяева «Самопознание» и «Смысл творчества». Творческий дар Человека. «Всемирность» творческой личности и творческого гения А.С. Пушкина. Русская пушкиниана: миф о Пушкине, художнике-пророке в русской культуре. Трагедия «Моцарт и Сальери» - глубокое постижение сущности творчества и судьбы творца.

 

См. файл «Семинар Пушкин».

§ Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Маленькие трагедии. Повести Белкина. Евгений Онегин. Пиковая дама. Египетские ночи.

§ Русская пушкиниана как явление мировой культуры. Философы и мыслители Серебряного века русской культуры о личности и творчестве А.С. Пушкина. Необходимо прочитать, осмыслить одно из произведений и представить его личную интерпретацию.

§ Русская пушкиниана как явление мировой культуры. Пушкинисты второй половины XX столетия и современности о Пушкине. Необходимо прочитать одну из монографий и представить её осмысление.

 

3. Философема Человек эпохи Возрождения: творчество и творческий гений Человека как a priori ренессанса Культуры – всегда присутствующая в истории культуры возможность и перспектива её возрождения. Гений в жизни; жизнеописание как способ понимания природы творческой личности. Книга Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

 

4. Творческая личность Человека и постижение природы и сущности творчества в романе Ж. Санд «Консуэло» и жизнеописании А. Моруа «Лелия, или жизнь Жорж Санд».

 

5. Философское постижение сущности искусства в философском этюде Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр».

 

6. Творческий поиск О. Уайльда: путь художника от «искусства ради искусства» («Портрет Дориана Грея») к глубинному пониманию искусства жизни как творчества («De profundis»).

 

7. Понимание природы творчества в экзистенциальном аспекте. Экзистенциально-эстетические переживания творческой личности: «Последнее лето Клингзора» Германа Гессе и «Смерть в Венеции» Томаса Манна.

 

8. Эстетическое воспитание Человека. Творчество как способ глубинного самопознания и «воспитания души». Самопознание творца и со-творение творческой личности в романе Дж. Джойса «Портрет художника в молодые годы» и романе Дж. Фаулза «Волхв».

 

9. Судьба Человека-творца и проблема ценности искусства в современную эпоху истории Культуры - эпоху её бытия в «пограничной ситуации» между кризисом и ренессансом. Роман Дженет Уинтерсон «Пьеса для трёх голосов и сводни. Искусство и ложь».

 

10. Эстетика культуры Японии, японское эстетическое мировосприятие и эстетическая традиция японской литературы. «Тысячекрылый журавль» Кавабата Ясунари, «Золотой храм» Юкио Мисимы, «Мой любимый sputnik» Харуки Мураками.

 

Дополнительные произведения:

Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Стендаль История живописи в Италии. Рим, Неаполь и Флоренция. Манн Т. Доктор Фаустус. Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания. Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. Роллан Р. Жизни великих людей: Микеланджело. Бетховен. Толстой. Мердок А. Чёрный принц. Моэм С. Луна и грош. Театр. Фаулз Дж. Башня из чёрного дерева. Дэниэл Мартин. Волхв. Исигуро К. Художник зыбкого мира. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда.

 

Дополнительная исследовательская литература (монографии, учебно-методические пособия):

- Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства / В.В. Бычков. – М.: Издательство МБА, 2010. – 783с.

- Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов / В.В. Бычков. – М.: Академический проект, 2011. – 452 с.

- Никитина И.П. Эстетика. Учебник для бакалавров / И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2013. – 676с.

- Никитина И.П. Философия искусства / И.П. Никитина. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 559с.

- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. – М.: Искусство, 1968. – 652с.

- Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. – М.: Искусство, 1963. – 305с.

- Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии / Отв. ред. И.С. Андреева. – СПб.: Алетейя, 2000. – 447с.

- Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций / М.С. Каган. – СПб.: ТК «Петрополис», 1997. – 543с.

- Кривцун О.А. Эстетика. Учебник / О.А. Кривцун. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 430с.

- Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствоведение. Религиоведение / Е.Г. Яковлев. – М.: Издательство «КДУ», 2005. – 640с.

- Киященко Н.И. Эстетика – философская наука / Н.И. Киященко. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.

- Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990. – 413 с.

- Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М.: РГГУ, 2000. - 1005 с.

- Бибихин В.В. Новый ренессанс. – М.: МАИК "Наука", "Прогресс – Традиция", 1998. – 496 с.

- Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996.

- Бранский В. П. Искусство и философия. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 704с.

- Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX в.в.. – М.: Галарт, 2010. – 928с.

 

 

IX. Язык Культуры и языки Культуры. Искусство как универсальный, «совершенный» язык Культуры. Литература – искусство Слова, искусство Языка.

 

1. Язык поэзии. «Сущность Языка должна пониматься из сущности Поэзии...» (М. Хайдеггер). Работы М. Хайдеггера о поэзии: «Язык», «Путь к Языку», «Слово». «Поэзия – высшая форма существования Языка, это устремление Языка вверх... к тому началу, в котором было Слово» (И. Бродский). Эссе И. Бродского о Слове, Языке и Поэзии: «Лица необщим выраженьем» (Нобелевская лекция), «Поэт и проза», «Об одном стихотворении», «В тени Данте», «Нескромное предложение».

Представить опыт прочтения (можно – личного эстетического переживания) одного или нескольких поэтов: Ф. Петрарка, П. Ронсар, У. Блейк, Д.Г. Байрон, П.Б. Шелли, Дж. Китс, Новалис, Гёльдерлин, Р.-М. Рильке, П. Целан, С. Герге, Ш. Бодлер, Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, П. Валери, Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, Л. Блуа, У.Б. Йетс, Э. Дикинсон, Т. Элиот, У. Уитмен, Э. Паунд, Г. Лорка, И. Бродский.

В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Майков, К. Павлова, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Белый, В. Маяковский, В. Хлебников, К. Бальмонт, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, М. Волошин, В. Ходасевич, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, А. Тарковский, И. Бродский.

2. Язык живописи. Язык живописи европейского Ренессанса (Джотто, Фра Беато Анджелико, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Сандро Боттичелли, Тициан и мн. др.). Язык живописи импрессионизма. Язык живописи авангарда (В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов, П. Клее, С. Дали, А. Матисс, Рене Магритт и мн. другие). Язык русской живописи.

 

3. Язык фотографии. Работа Ролана Барта «Camera lucida. Комментарий к фотографии».

 

4. Язык кино. Интерпретация кинотекста: А. Тарковский, Ф. Феллини, Л. Висконти, Луис Бунюэль, Ингмар Бергман, Ален Роб-Грийё, Роман Полански, Ф. Коппола, Бернардо Бертолуччи, Эмиль Кустурица, Рауль Руис, Вуди Аллен и мн. др.

 

 

X. Герменевтика Культуры. Человек понимающий: понимание как способ человеческого бытия-в-Мире. Понятие Текст Культуры: Образ Культуры как Текста. Герменевтика как искусство интерпретации Текста Культуры. Культура как смысло-творческий универсум. Герменевтика как искусство понимания истории литературы и интерпретации художественного текста.

 

1. Язык как способ миропонимания, «всеобъемлющая предвосхищающая истолкованность Мира» (Г.-Г. Гадамер). Работы Г.-Г. Гадамера «Философия и герменевтика», «Философские основания XX века», «Язык и понимание», «Семантика и герменевтика», «О круге понимания», «Эстетика и герменевтика», «Актуальность прекрасного». Работа Поля Рикёра «Конфликт интерпретаций».

 

2. Автор 1 Текст 1 Читатель, их взаимоотношение в современную эпоху истории литературы и художественного творчества. Искусство понимания и герменевтическая стратегия интерпретации текста. Работы Р. Барта «От произведения к тексту», «Смерть автора», «Литература и метаязык», «Удовольствие от текста». Понятие чтение, письмо, текст, интертекстуальность, интерпретация, смысл, концепт в современных контекстах гуманитарного познания. Работы Ю.М. Лотмана «Понятие текста» и «Тексты Культуры».

 

3. Бытие художественного текста в Тексте Культуры и современных культурных контекстах. Герменевтический способ прочтения современного интеллектуального романа. Романы М. Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия», «Бессмертие». Роман М. Барбери «Элегантность ёжика».

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Польза и вред молочных продуктов.| Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-Ф3 (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав