Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этапы средневековой философии.

Читайте также:
  1. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  2. II. Основные этапы работы
  3. II. Основные этапы развития мировой социологической мысли.
  4. IV. Периоды (этапы) развития организма.
  5. IV. Этапы внедрения программы
  6. LINUX|| Процессы в ОС Linux. Этапы создания процесса.
  7. quot;' 1.3. Основные этапы развития геотектоники
  8. А)ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
  9. Абсолютная монархия в Средневековой Европе.
  10. Английская революция 17 в.: причины, основные этапы, итоги.

1. Патристика (I-VI вв.). Вершина - Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии - точка зрения ортодоксального (православного) христианина - креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм - история - Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI-XV вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и теология - в сверхъестественном откровении.

На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

37. Основные точки зрения на процесс познания

Просмотров: 1879

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм, отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание - это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII-XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Фейербах, Н. Чернышевский и др.), хотя и исходил из этого положения, но не выстраивал его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В Диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что «познание как отражение действительности» и «познавательная деятельность», хотя и связаны, но не синонимы.

Кроме того, Общая теория познания («гносеология вообще») не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.

Теория познания, или наука гносеология, - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

38. Виды познания

Просмотров: 7607

Существует Два вида познания: познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основу данной формы познания составляли опыт повседневной жизни, практика людей.

Исторически первая форма - Игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло Мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д.

Также в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.

Древнейшими формами познания являются Философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании соединяется эмоциональное отношение к миру с верой в сверхъестественное.

Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию Личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т. д.

39. Субъект и объект познания

Просмотров: 1833

Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру - взаимодействие субъекта и объекта. Субъект - это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект противостоит субъекту. В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в соответствие с новым этапом развития современной науки.

Важные перемены в теории познания связаны с развитием и введением в сферу науки сложных, самоорганизующихся, целостных, саморазвивающихся систем, в том числе и прямо (Пропорциональных человеку (биотехнология, экология, информатика, социокультурная сфера и т. п.). Все более расширяется проблемное поле гносеологии, в него входят новые вопросы социокультурной детерминации объектов познания, трансляции знаний и коммуникации между субъектами познания, многосложные взаимозависимости между деятельностью людей и ее культурно-историческим контекстом.

А это ведет к тому, что граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной.

Неклассическое естествознание (первая половина XX в.) показало, что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эддингтон), что «субъект и объект едины, между ними не существует барьера» (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т. п.

А Луиде Бройль считал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» - такой вывод выражает крайнюю позицию.

Идеалом научного познания в XVIII-XIX вв. Было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе», независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения.

Конец XIX - начало XX вв. - время перехода к новому типу рациональности. Этот переход исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Мир раскрывает свои структуры и закономерности благодаря активной деятельности человека в мире. Лишь включеннность объектов в человеческую деятельность постигает их сущность и связи.

В. Гейзенберг был первым, кто произнес фразу о том, что в общем случае разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно.

Развитие науки показало, что исключить субъективное вообще из познания полностью невозможно даже там, где «я», субъект играет крайне незначительную роль. С появлением квантовой механики возникла другая философская проблема. Она ставит в зависимость состояние объективного мира от активной деятельности наблюдателя. В результате, существовавшее долгое время представление о материальном мире как о некоем сугубо объективном, независимом ни от какого наблюдения оказалось сильно упрощенным. На деле невозможно полностью отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы.

40. Два способа познания в философии нового времени: чувственное и рациональное

Просмотров: 2457

В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (рациональное и другие виды мышления), которые находятся в тесном единстве друг с другом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции.

Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах (ощущение, восприятие и представление), каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятия чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоение внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций.

Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.

Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к Античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

35. Человек и культура

Просмотров: 3023

В широком смысле Культура есть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области, или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности (политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д.) связаны и влияют друг на друга. Каждая сфера находит отражение в других!

Нравственная культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Данные нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления.

Эстетическая культура общества несет в себе эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления.

Специфичность эстетического восприятия в том, что люди, продукты их деятельности, явления природы воспринимаются сначала чувственно, эмоционально.

Изобилие Видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражает изобилие форм деятельности человека.

Благодаря единству мира культура действует как целостное существо. Человек - живой носитель культуры.

Он перенимает ее через язык, воспитание, живое общение. Ценности, картина мира, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании личности традиционно и незаметно в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Осваивая существующие в обществе нормы, обычаи, приемы и способы деятельности, человек изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет границу его общественного развития.

Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах - в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межличностных отношений.

Эстетизм проявляется во всех сферах жизни человека, носит всеобъемлющий характер. В обществе существуют определенные Нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы - невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества.

В возникновении на этом уровне культурных норм играют немалую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. В ней отражаются все видоизменения, которые претерпевает общество. Следственно, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Постоянство, стабильность в Культуре – это традиция: элементы культурного наследия - идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и иное - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Обычаи и традиции существуют во всех формах духовной культуры.

19.Сознание

Просмотров: 2482

Сознание как философский термин - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание - это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения их использованию.

Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира.

Человек выделяет и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания и знания, которые несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует.

Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием.

Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание.

Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

16. Этапы истории философии

Просмотров: 4154

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает История философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. В.Ф. Гегеля (1770-1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории Философии»).

Философия - история самосознания человеческой культуры - мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Типологию учений философии различают:

1) по принципу содержания:

А) материалистические - идеалистические;

Б) диалектические - метафизические;

В) сциентистские - антисциентистские;

2) по отношению к науке;

3) по временному принципу и т. д.

Эпоха накладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи - свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.

Античность (VI в. до н. э. - III в.) - Тип философствования - созерцательный. Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса - умственный (абстрактно-духовный) труд.

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа - объясняющая.

Средневековье (IV-XIV вв.). Главный тип философствования - умозрительный, философский интерес (Бог). Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но еще не относится к отдельной личности.

Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от Средневековья к Новому времени - Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы - поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек - творец, художник. Антропоцентризм.

Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствования - деятельностный, философский интерес - человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Новейшее время (XX в.). Тип философствования - социально-экологический, философский интерес – язык.

9. Культура и цивилизация

Просмотров: 4459

В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая ориентирована на ценностный подход к культуре как «сложной иерархии идеалов и смыслов». При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера.

Понятие «Цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла Этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Г. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердились Три подхода к пониманию цивилизации:

1) Унитарный (цивилизация - идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2) Стадиальный (цивилизация - этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

3) Локально-исторический (цивилизация - качественно различные, уникальные этнические или исторические общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы этноисторической концепции цивилизаций, предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.

Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории - быстрее или медленнее - идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

В рамках этой методологии появились концепции «исторических» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семьи, гражданского общества и государства) Г. В.Ф. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологической, метафизической, позитивной) О. Конта; теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса.

Несмотря на различия европейских универсальных философских концепций истории человечества, идея уникальности культурно-исторического развития народов прочно укоренилась лишь в романтической историографии.

6. Понятие культуры в философии

Просмотров: 17795

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «Культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности». Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа - культура» сменилась на оппозицию «цивилизация - культура» (О. Шпенглер).

Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация - к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура - это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.

Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

7. Функции культуры

Просмотров: 3137

Культура - важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственного уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах духовной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего нормативно-ценностную связь - позитивную или негативную - религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э. Дюркгейм.

Он рассматривал прежде всего место культуры в целостном развитии общества и разделении труда.

Социализирующие факторы подверг основательному изучению Э. Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й. Хейзинге. Выделяют Функции культуры в соответствии со структурой духовного производства, такие как:

1) поддержание преемственности (традиции);

2) норматизация;

3) оценка;

4) целеполагание;

5) познание;

6) смыслообразование.

Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление. В структуре духовного производства следует выделить Следующие основные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

4) коммуникация, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами.

Как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний связана с исторической эволюцией производства знаний и значений (от гадательных способов к научным системам).

Высока роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва в современном мире требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накопления информации.

Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами.

Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах. В этом смысле Культура - память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности. Характер целеполагания весьма различен в зависимости от уровня культуры.

8. Формы культуры

Просмотров: 4156

«Культура» - термин латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Немецкие философы-просветители, обобщая взгляды древних философов, определяли культуру как все произведенное человеком за вычетом природного, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово «культура» начиная с древних эллинов и римлян обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.

Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась:

1) как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители);

2) как историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (немецкий классический идеализм);

3) как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство).

В целом в познании культуры движение мысли идет от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная, искусственная сфера человеческого бытия.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.

Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, в качестве неписаного закона посредством обыденного сознания выполняет регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.

Искусство - мастерство, умение, развитые знанием дела; творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.

Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, выступает как органическая часть культуры.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (М. Ф.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. А.Д. Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксисткой философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека.

Культура - самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими.

Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей.

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав