Читайте также:
|
|
Способность к созданию символов и соответственно к культурному наследованию является важнейшим, но далеко не единственным отличием человека от животных. Создание новых поведенческих схем достаточно быстро исчерпало бы свою эффективность, не обладай человек способностью к созданию принципиально новых орудий деятельности или орудий труда. Именно благодаря орудиям труда и труду вообще человек окончательно выделился из животного царства и начал жить по законам созданного им самим социального мира. В рамках так называемой трудовой теории возникновения человека именно орудийная деятельность, а вовсе не создание символов, считается решающим фактором в возникновении человека.
Прежде всего, необходимо строго сформулировать фундаментальное качественное отличие человеческой орудийной деятельности от подобной же деятельности животных. Последние, как известно, также способны к использованию в качестве орудий действия неких подручных средств – палок, камней и т. д. При этом палку нередко приходится отламывать и даже заострять, камень откапывать, т.е. приходится совершать действия, которые, по крайней мере, чисто формально, могли бы рассматриваться как процесс изготовления. В чем же тогда качественное отличие этой деятельности от аналогичной деятельности человека? Интуитивно эту разницу чувствует каждый, однако нам необходимо дать ответ на уровне строгих определений. Современная наука указывает, по крайней мере, на два принципиальных отличия. Во-первых, ни одно животное не способно создать орудие, с помощью которого оно в какой-то иной ситуации могло бы создать другое орудие. Производство орудий посредством орудий – специфически человеческая способность. Во-вторых, изготовление подобного «орудия для производства орудий» предполагает полное абстрагирование от конкретной ситуации, представление ее в обобщенном виде и существенных чертах, что, в свою очередь, требует наличия развитого абстрактного мышления, формирование которого происходит как раз в процессе символического взаимодействия.
Завершая эту тему, отметим, что представление о решающей роли развития символического взаимодействия в процессе антропогенеза не исключает трудовую теорию происхождения человека, а дополняет ее одним важнейшим пунктом – передача другим поколениям способов изготовления орудий труда предполагает развитие средств коммуникативной связи, в том числе и появление самостоятельного мира символических предметов. Обнаружение последних в археологических раскопках нередко ставило в тупик адептов трудовой теории стоимости, и неслучайно, что данные предметы (бусинки, фигурки, рисунки и т.д.) обрели даже название «избыточных». Символическая теория проливает свет на фундаментальную роль подобных предметов, а также других средств коммуникации, в процессе выделения человека из мира животных.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |