Читайте также:
|
|
Влияние польского мессианизма второй половины XIXв. на российско-польские отношения на современном этапе
Курсовая работа
студента 1 курса очного отделения
кафедры Европейских исследований
Васильцовой Ксении Валерьевны
Научный руководитель
доктор исторических наук, профессор
К.К. Худолей
Санкт-Петербург
Содержание
Введение2
Глава 1. Проблемы мессианства
1.1 Что такое мессианизм и в чем заключается его философский смысл. Особенности польского мессианизма
1.2 Истоки формирования польского мессианизма
Глава 2. Российско-польские отношения на современном этапе
2.1 Идеи мессианизма в средствах массовых информаций Польши
2.2 Обзор националистических партий Польши
2.3 Исследование Стратегии национальной безопасности Республики Польша
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Проблема мессианства.
Что такое мессианизм и в чем заключается его философский смысл. Особенности польского мессианизма.
Понятие «мессианизм» берет свое начало в религии, изначально, оно имело значение учения о грядущем спасении человечества той или иной национальностью. Впервые в оформленном виде это учение возникло в древнем иудаизме. Оно отразило настроения и верования древних евреев в условиях чужеземного господства и усиления классовой эксплуатации. В ответ на это возникла вера в то, что в определенный момент бог сменит гнев на милость и пришлет своего посланца, который встанет во главе евреев и не только освободит их от чужеземного владычества, но и обеспечит им господствующее положение среди других народностей.
С течением времени у всех народов, игравших важную роль в истории, при росте национального самосознания возникало убеждение в особом своем преимуществе, ощущении себя в качестве избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. По словам В.С. Соловьева, в основе мессианских представлений лежит понимание истории как «целенаправленного, целесообразного процесса, осуществляющего некую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ»[1].
Здесь следует уточнить разницу между часто несправедливо взаимозаменяемыми понятиями «мессианизм» и «миссионизм». Как было верно подмечено Н.А. Бердяевым в его исследовании: «Мессианизм происходит от мессии, миссионизм — от миссии. Мессианизм гораздо притязательнее миссионизма. Легко допустить, что каждая нация имеет свою особую миссию, своё призвание в мире, соответствующее своеобразию её индивидуальности. Но мессианское сознание претендует на исключительное призвание … Данный народ — избранный народ Божий, в нем живет мессия»[2].
Так, например, польские мессианисты середины XIX века верили, что польский народ есть Христос среди народов, что разделы Польши были не чем иным, как распятием мессии, что это народ избранный и исключительный, призванный быть провозвестником новой эпохи.
Мессианизм каждого народа отличался специфическими особенностями, к важнейшим чертами польского мессианизма можно отнести:
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |