Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Карты биологической продуктивности экосистем

Читайте также:
  1. Amp;C) популяционные и экосистемы.
  2. II. Примерные диагностические карты для организации работы по диагностике.
  3. V1: Экосистемы. Экология сообществ.
  4. Агроэкосистемы, их особенности. Отличия агроэкосистем от природных экосистем. Урбоээкосистемы.
  5. АЛГОРИТМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЯ
  6. Антропогеннные экосистемы.
  7. АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
  8. Б) Гидрометеорологические карты
  9. Билет№15 Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, амменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, конкуренция, паразитизм).
  10. Бланк Карты-схемы

Значительный интерес проявляется к экологическим картам, отражающим энергетику и метаболизм экосистем (Базилевич и др., 1970). В процессе их создания вырабатываются определен­ные подходы к отражению продуктивности растительных сообществ и характеристик энергетических параметров продукционной мас­сы. В. Б. Сочава (1980), придавая большое значение картам этого типа, отмечал, что они должны быть связаны со структурой и ди­намикой растительного покрова, со свойствами экотопов, и именно в этом направлении могут решаться проблемы картографирования экосистем. Через показатели продукционных процессов раститель­ного покрова, характеристику процессов его деструкции определя­ется биосферная роль экосистем. Экологический потенциал биоты и ее состояние отображаются через показатели запасов биомас­сы, ее ежегодный прирост и ежегодную продукцию. По этим пока­зателям можно судить об устойчивости экосистем и их трансфор­мации под воздействием каких-либо природных факторов или о степени антропогенного воздействия.

Известны серии карт продукционных процессов для разных про­странственных (территориальных) уровней: мира, России, отдель­ных регионов. В Атласе «Природа и ресурсы мира» (Часть II, 1 998) помещена серия из четырех карт (1:80 000 000), отображающих количественные характеристики продуктивности растительного покрова суши (и отчасти моря): запасы живой фитомассы, запасы мортмассы, первичную продуктивность фитомассы и потребление азота, элементов минерального питания на построение первичной продукции фитомассы. Основой для составления карт послужила карта растительности мира. Карта «Запасы живой фитомассы» (надземной и подземной) показывает различия в величине накоп­ленного растениями органического вещества на различных терри­ториях суши Земли. На ней отчетливо проявляются особенности накопления фитомассы в различных широтных поясах и биоклиматических областях, различающихся по степени увлажнения. На карте «Запасы мортмассы» показано распределение количества надземной и подземной мортмассы растительности (сухостоя, валежа, ветоши травянистых растений и др.). Карта «Первичная про­дуктивность фитомассы» отображает различия в образовании над­земной и подземной фитомассы в течение одного года. Особый прием (чередование полос разного цвета, соответствующее мак­симальным и минимальным значениям фитомассы) использован для горных территорий с большими различиями в показателях про­дукционных параметров. Значительная роль отводится экологичес­ким условиям, в первую очередь, факторам теплообеспеченности, увлажнения, определяющим продукционные процессы. Карта «По­требление азота и элементов минерального питания на построение первичной продукции фитомассы» представляет различия в потреб­лении элементов питания растительностью суши в различных по­ясах и биоклиматических областях. В табличной легенде карты отражены емкость биоклиматического круговорота (в кг/га в год), классы и типы химизма круговорота.

Карты этого раздела Атласа позволяют количественно оценить потенциальную продуктивность и особенности биогеохимических циклов экосистем суши Земли, определить ресурсы растительного вещества и возможности их возобновления в разных регионах мира. Они могут послужить точкой отсчета для выявления изменений приведенных параметров в глобальных колебаниях климата или под антропогенным воздействием в будущем.

В качестве примера регионального опыта отметим серии из трех карт для России в целом (1:50 000 000) и для Ханты-Ман­сийского автономного округа-Югры (1:5 000 000), которые вклю­чают карты фитомассы, годовой продукции и продукционного потенциала экосистем. На последней из них для оценки вклада в продукционный процесс фитомассы и годовой продукции фито­массы использован комплексный показатель - продукционный потенциал, представляющий произведение значений фитомассы и продукции. Показатель ранжирован относительно минимально­го значения для территории России. Продукционный потенциал характеризует энергетический запас и особенности структурно-функциональной организации как естественных, так и антропоген­но-трансформированных экосистем и отражает реализацию отдельной экосистемой природных условий. При сопоставлении изуча­емой территории (или экосистемы) с эталонной можно определить степень их отличия, количественное снижение продукционного по­тенциала, оценить ущерб, нанесенный биосфере. Дополнительно к трем вышеприведенным картам на территорию Ханты-Мансийс­кого автономного округа-Югры составлена карта «Время накоп­ления запасов биомассы». Этот показатель, полученный как ре­зультат деления величины запасов фитомассы на продукцию, по­казывает, за сколько лет данный тип экосистемы может накопить характерную для него фитомассу при существующей скорости ежегодного прироста фитомассы (продукции, кг/га в год).

Интересны опыты по разработке серии карт на основе приме­нения математических методов (карт полей), отображающих про­дукционные процессы в статике, динамике и взаимосвязи с раз­личными природными и антропогенными факторами (Снытко и др., 1977). Карты полей дают представление о непрерывности, плавно­сти распределения количественных признаков (рис. 15). Для иссле­дования этого показателя авторы избрали запас надземной фито­массы, полученный по материалам стационарных и маршрутных наблюдений в степях Онон-Аргунского ландшафта. Прослежива­ется четкая дифференциация запасов фитомассы по отдельным сообществам. Наименее продуктивны в ландшафте формации ирисо­вых лугов в сочетании с солончаковыми сообществами (4-8 ц/га); запасы фитомассы фоновых пижмовых и вострецово-тырсовых степей, широко используемых в пастбищном хозяйстве, составля­ют 14-16 ц/га, достигая 18 ц/га в маловыпасаемых местах. До­вольно высокие запасы фитомассы характерны для вейниковых лугов и пойменных сообществ в долине р. Аргунь (20-22 ц/га). В работе приводятся также две карты: надземной фитомассы, пост­роенной на основе математической обработки статистических материалов, и полей динамики фитомассы, рассчитанных с приме­нением компьютерных технологий.

Большое значение в последнее время уделяется картографичес­кому анализу баланса С02 и 02 в различных экосистемах и в био­сфере в целом, динамике углерода в природных средах через про­дукционную деятельность растительности (Исаев, Коровин, 1997). К этой же группе относятся карты депонирования углерода, кисло­родного баланса, карты фотосинтеза и пр. Первым отечественным

Рис. 15. Изолинейная карта надземной фитомассы, ц/га (по В. А. Снытко и др., 1977)

опытом по биоэкологическому картографированию в этом направ­лении следует считать карту интенсивности транспирации и расхо­да воды, соответствующего транспирационной способности расте­ний (Бейдеман и др. 1960).




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав