Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Новоторговый устав 1667 года

Читайте также:
  1. I. Устав
  2. Аналитическая психология Карла Густава Юнга.
  3. Атлантозатылочный сустав
  4. Биомеханика суставов
  5. БОЕВОЙ УСТАВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИЮ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ
  6. Болевые воздействия на суставы пальцев в Джиу-Джитсу
  7. В каких случаях рекомендовано УЗИ суставов?
  8. Виды синовиальных суставов
  9. Виды соединения костей - суставы, связки, хрящи
  10. Височно-нижнечелюстной сустав

22 апреля 1667 г. был принят Новоторговый устав царя Алексея Михайловича.

Не менее 40 из 94 статей документа имели прямое или косвенное отношение к регулированию вопросов внутренней торговли, междугородних транспортных перевозок, внутреннего таможенного контроля и таможенного оформления, начисления и платежа внутренних пошлин и сборов, прав и обязанностей купцов и таможенной администрации.

В отличие от указа 1653 г. Новоторговый устав был четко ориентирован на регулирование отношений русских торговых людей с иностранцами.

Он получил оценку первого таможенного тарифа и первого таможенного устава России.

Меры за нарушение таможенных правил не отличались гибкостью и сводились в основном к конфискации товаров или денег в казну. Этот «штраф» упоминался в 20 статьях Новоторгового устава. Законодатель не останавливался и перед применением наказания в виде общественной порки.

Оригинальный текст Новоторгового устава сохранился в Эрмитажном собрании Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.

Законодательно-правовыми источниками Новоторгового устава стали: уставные таможенные грамоты XV - XVII вв.; грамоты, наказы, различные распоряжения царя и московской приказной администрации в Архангельске и других городах; материалы дипломатических переговоров по поводу условий торговли и таможенного дела; Торговый устав 1653 г.; Уставная грамота 1654 г.

Вдохновителями и непосредственными разработчиками документа были:

· А. Л. Ордин-Нащокин, государственный деятель, дипломат,

· гость Петр Марселис, который являлся крупным откупщиком, управлял Тульскими и Каширскими железными заводами, почтами;

· думные дьяки Герасим Дохтуров и Лукьян Голосов;

· гость Василий Григорьевич Шорин, крупный оптовик, судовладелец, хозяин соляных промыслов у Нижнего Новгорода. Являясь в 1658 г. главой таможенной администрации в Архангельске, он вносил в правительство свои предложения относительно увеличения казенной прибыли.

Московское правительство к тому време­ни уже было в курсе основных идей меркантилизма. Власти были знакомы и с учением хорвата Юрия Крижанича о необходимости полного освобождения внутреннего рынка страны от негативного влияния со стороны иностранных купцов. По мнению Ю. Крижанича, основное правило торговли - дорого продать свои товары и дешево купить чужие - не могло выполняться русскими людьми из-за хозяйничанья на внутреннем рынке иностранцев.

Выступая за концентрацию внешней торговли страны в порубежных городах, Ю. Крижанич внес ряд предложений по оптимизации торгового баланса, имея в виду ограничить ввоз предметов роскоши, насаждать обрабатывающую промышленность, перерабатывая сырье на месте, создавать условия, препятствующие вывозу сырья, необходимого для внутреннего потребления. В связи с этим правительству предлагалось установить контроль над основными товарными потоками и ввести государственную монополию на внешнеторговую деятельность, что позволило бы продавать русские товары за границу по максимально высокой цене.

Решающее влияние на выработку норм Новоторгового устава оказало личное участие Ордина-Нащокина в реформировании местного управления в Пскове (1665), его стремление широко распространить позитивный опыт «псковского эксперимента».

Преамбула

В преамбуле Новоторгового устава подробно говорилось о неблагоприятных условиях для торговой деятельности. Главной причиной тому была продолжительная война с Польшей за возвращение Смоленска, Черниговской земли, Белоруссии и обеспечение условий «воссоединения» с Украиной (1654). В 1656 - 1658 гг. продолжалась война со Швецией, закончившаяся вничью (по Кардисскому мирному договору 1661 г.) восстанавливались границы, установленные Столбовским миром 1617 г.).

В преамбуле также содержались обвинения в адрес иностранцев, которые, используя ситуацию, стали «товары худые, поддельные в царствующий град Москву и в города Великой России привозить».

Вводная часть документа содержала обещание правительства всемерно содействовать торговле:

1) широко обнародовать статьи Новоторгового устава, обеспечить их неукоснительное соблюдение;

2) завести «свободные торги»;

3) обеспечить кредитование торговли из средств Большой московской таможни и земских изб;

4) привлечь к исполнению таможенной службы на выборных началах представителей от гостей и «лучших торговых людей».

Правила таможенного обложения

Новоторговый устав упорядочил и детализировал правила таможенного регулирования и таможенного обложения внутренней торговли.

Подтверждалась отмена всех мелких сборов и замена их единой рублевой пошлиной (ст. 90). В числе внутренних таможенных платежей продолжала фигурировать перекупная пошлина с весчих товаров.

Рублевая пошлина взималась лишь с продажного товара, который привозился в город или селение, где существовала таможня. Местный житель, покупавший товар про свой обиход, освобождался от уплаты пошлин «по-прежнему».

 

Ставка рублевой пошлины составляла 10 д. с рубля или 5% с цены товара.

По-прежнему рублевую пошлину с торгового человека положено было взимать в два приема: сначала как с покупателя, а затем как с продавца.

При доставке в город товар надлежало явить в таможню. Местный товаропроизводитель, продавая свой собственный товар «на ярманках и меж городами», вообще избавлялся от общения с таможней. Местный житель, купивший в своем городе товар беспошлинно, не мог следовать с ним в другой город, предварительно не явив в таможне.

Если в Москве или ином городе продавец испытывал затруднения с реализацией явленного на продажу товара, ему разрешалось везти его в другой город и в течение полугода после явки «продавать в том городе и вести в иные городы». Таможня оформляла выпись, с которой купец отпускался, а пошлина взималась в том городе, где товар продавался.

После продажи в Москве привозных товаров иностранец приобретал на вырученные деньги русские «оборотные» товары и обязан был заплатить с такой покупки перекупную пошлину.

Торговые дела были полностью исключены из ведомства воевод. Купцы освобождались от ответственности за проступки, недобросовестное, халатное отношение к делу своих помощников и подчиненных.

Архангельск

Из 94 статей устава 52 имели непосредственное отношение к Архангельскому порту и таможне.

Все вопросы организации и управления торговлей в Архангельске возлагались на гостя с товарищами. Гость (назначался из московской купеческой верхушки. Он выезжал из Москвы в Вологду 15 мая, ему придавались целовальники из Великого Устюга, Каргополя и Сольвычегодска. Все они должны были прибыть к Архангельску до начала ярмарочного торга, т. е. до 1 июня.

Воеводе запрещалось вмешиваться в компетенцию гостя. Он контролировал перемещение в гавани иностранных судов и держал под наблюдением их якорную стоянку.

В Архангельске и за его пределами практиковались следующие технологические схемы таможенного контроля, оформления и обложения товаров.

Оформление русских товаров, вывозимых из внутренних городов страны к Архангельску

В течение зимы все товары, предназначенные к вывозу из страны через северный порт, стекались в Вологду, где складировались в ожидании полой воды. Для контроля за их дальнейшим перемещением 1 апреля в Вологду отправлялись из Москвы правительственные уполномоченные.

По прибытии в Архангельск купец обязан был явиться в таможню и предъявить там «выпись» из Вологды, подтверждая законность доставленных на ярмарку русских товаров. «Выпись» служила основанием для получения памяти - разрешения от таможни на разгрузку судна. В ходе таможенного досмотра товары пересчитывались, перевешивались и передавались законному владельцу. «Лишние товары» подлежали конфискации в пользу государя.

Вывоз иностранцами русских товаров через Архангельск

Иностранцам строго запрещалось отвозить доставленные к Архангельску отпускные товары на морские суда без записи в таможенные книги, без получения памяти и минуя досмотр.

Иностранцам надлежало наряду с другими документами представлять в Архангельскую таможню и «выписи» на товары «ис тех городов, в коих они куплены».

Доставка иностранных товаров в Архангельск

Иностранное судно, входившее в Березовское устье Северной Двины, должно было предварительно остановиться у шанца — укрепленной заставы при Малой Двинке, которая фактически играла роль передовой таможни. Корабельщик подавал начальнику шанца собственноручно подписанную роспись привезенных товаров с указанием названия судна, имен прибывших и тех, кому был адресован товар. Начальник шанца вручал корабельщику «список с той росписи» (копию) за своей рукой, после чего корабль без задержки отпускался к Архангельску.

Прибыв к Архангельску и встав на якорь в гавани, корабельщик обязан был явиться в таможню и подать выданную в шанце роспись (копию).

К этому времени подлинная корабельщика роспись уже находилась у гостя. Целовальники записывали ее в таможенную книгу и приступали к досмотру иностранного судна. Если при этом обнаруживались пушки, боеприпасы и военные люди, то чинился допрос. Затем таможенники пересматривали все товары, пересчитывая и выясняя их приблизительный вес.

Если иностранный купец хотел «товары свои с карабля на берег взять», он должен был представить в таможню роспись товарам, которые он собирался везти на берег. Гостю же надлежало записать ту роспись в таможенную книгу, и по той росписи те товары «досматривать накрепко в бочках и в ящиках и в кипах».

Выгружаемые товары доставлялись либо на общий гостиный двор (Немецкий), либо на гостиные дворы англичан и голландцев. У ворот гостиных дворов также стояло по два целовальника, наблюдавших, чтобы никто не вносил и не выносил товаров, не записав в таможенную книгу.

Категорически запрещались разгрузочно-погрузочные работы в ночное время и в обход таможни. Нарушение этого правила каралось конфискацией товара.

Пошлина с русских товаров в Архангельске

Товары русских людей, предназначенные к продаже на деньги или на обмен, облагались пошлиной, ставка которой «с прямой продажной цены» составляла по 10 и 8 денег с рубля соответственно с товаров «вещих» и «не с вещих». Устанавливалась валюта платежа: исключительно мелкими серебряными деньгами. Целый ряд товаров был исключен из свободной торговли. К их числу относились хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, дорогие сорта «мягкой рухляди» (мехов) и некоторые другие.

Когда иностранцы доставляли свои покупные русские товары в Архангельск, Новгород, Псков и другие пограничные города с целью вывоза за рубеж, их надлежало обложить проезжей пошлиной по гривне с рубля (10%).

Иностранцам в Архангельске разрешалось торговать между собой русскими отпускными товарами. Им требовалось заплатить пошлину в размере 10 денег с рубля (5%), а сверх того проезжую пошлину за право вывоза товара в размере 10%.

С валюты, привезенной иностранцем на покупку русских товаров, пошлина не взималась.

Непосредственно перед отплытием капитан иностранного судна обязан был явиться в таможню и получить выпись за таможенной печатью об уплате с отпускных товаров пошлин, с которым мог беспрепятственно пройти через устье в море. Таможенное начальство со своей стороны уведомляло об уходе корабля воеводу и дьяка, обязанностью которых было проследить, чтобы за теми, кто покидал Русский Север, не осталось никаких казенных и частных долгов.

Качество товаров в Архангельске

Привозные товары должны были отличаться высоким качеством, иметь клейма, печати и «всякие розные признаки», свидетельствующие о стране и месте происхождения, изготовителе и продавце. Именно так предполагалось поставить заслон притоку в страну «поддельных воровских» и недоброкачественных товаров. Если же такие товары все же выявлялись, то об этом полагалось всенародно известить и «отослать с безчестьем с ярманки». Аналогичные требования предъявлялись к качеству русских экспортных товаров.

В Архангельске и других порубежных городах казне предоставлялось право первоочередной закупки привозных «узорочных» товаров и всяких заморских вин «на обиход», которые предусматривалось посылать к Москве.

Торговля в Архангельске

Цены на заморские товары устанавливались на Архангельской ярмарке стихийно, в зависимости от спроса и предложения. Цена каждой сделки записывалась в таможен­ной книге, и к тем запискам участники сделки руки свои прикладывали.

Торговля в Архангельске могла производиться непосредственно на самих кораблях без разгрузки. При таком торге должны были присутствовать таможенные головы, а если торг был не на слишком большие суммы, то целовальники. Таможенные чиновники ходили на иноземные корабли в сопровождении вооруженных людей - сотников со стрельцами, в слу­чае важных ссор таможенное начальство обращалось к воеводе.

Пошлина с иностранных товаров

Пошлина с заморского товара взималась валютой. До принятия Новоторгового устава пошлине подлежали только «продажные заморские товары». Начиная же с навигации 1668 г. предусматривалось облагать и те из них, которые своевременно не продавались, т. е. оставались на зиму в Архангельске.

Отдельные импортные товары, привозимые иноземцами: спиртные напитки, сахар и леденцы - облагались повышенной (специфической) пошлиной. Важно отметить, что обложение заморских «питей» и сахара предусматривалось по факту их привоза в Россию, независимо от того, продавались ли они на месте или готовились к отправке во внутренние города страны.

С денег, явленных русским купцом на покупку иностранных товаров, полагалась пошлина в размере 8 д. с рубля. Свидетельством об уплате пошлины с денег служила выпись.

Русские оптовики, покупавшие в Архангельске и других порубежных городах иностранные товары, должны были заплатить «с тех (покупных) товаров в тех городах, в которых они в продаже будут, по десяти денег с рубля».

Вывоз из Архангельска купленных иностранных товаров

Купленные русскими купцами в Архангельске иностранные товары грузились на суда-дощаники. После завершения погрузочных работ корабельщик обязан был принести в таможню «роспись всем товарам».

Затем таможенное начальство производило сверку корабельщиковой росписи с отдельными росписями товаров, принесенными прежде каждым из купцов (уже заверенными таможней). Надлежало выдать корабельщику «выпись» и судно отпустить. Воеводам и таможенным головам городов, через которые пролегал обратный путь русских купцов, категорически запрещалось облагать товары последних проезжими пошлинами, чинить им задержку.

Из Вологды в Москву и внутренние города торговые люди отправлялись зимой. Раньше других вывозились товары, закупленные в Архангельске для казны.

Ограничения для иностранцев и въезд их во внутренние города

В Архангельске и других порубежных городах приезжим иностранцам запрещалось осуществлять куплю-продажу с кем бы то ни было, кроме местных оптовиков и «московских купецких людей». Иностранцу запрещалось продавать привезенный товар соотечественнику или другому иностранцу. За обман предусматривалась конфи­скация товара.

Из Архангельска, Новгорода и Пскова разрешалось пропускать вглубь страны только тех иностранцев, «у которых будут великого государя жалованные грамоты о торгах за красною печатью». В таможне иностранцу выдавалась выпись, в которой перечислялись все его товары. Непосредственно перед погрузкой товара в русское судно иностранцу полагалось представить в таможню «роспись». Погрузочные работы производились под таможенным контролем. «Лишние товары» при этом подлежали конфискации в пользу великого государя «бесповоротно».

Товары, вывозимые иностранцами во внутренние города страны, подлежали «проезжей пошлине» (10%). В целях ужесточения «валютного контроля» законодатель обязал приезжих купцов объявлять в таможне порубежного города о ввезенных из-за моря золотых и ефимках. Одновременно предусматривалась масштабная скупка этой валюты на русские деньги по фиксированному курсу: «золотой по рублю, а за ефимки любские по полтине». За утайку (недекларирование) ввозимой валюты налагался штраф в размере 10% от суммы нелегального ввоза. Остальная валюта конвертировалась в русские деньги по установленному курсу и возвращалась законному владельцу. В случае же тайного вывоза талеров из порубежного города вглубь страны (к Москве) нарушителя ожидало более суровое наказание: задержанная валюта конфисковывалась в государеву казну.

С иностранцев, продававших свои привозные товары (кроме алкогольных напитков) в Москве и в других внутренних городах взималось по 6% с рубля. Восточные купцы должны были платить в Москве только 10 д. с рубля.

Иноземцам запрещалось держать товары и весы в своих домах и лавках («мимо гостиных дворов»). Все торговые операции они должны были проводить исключительно через таможню.

Заключение

Новоторговый устав явился вершиной законодательства в сфере торговли и таможенного дела, заняв в общем ряду законодательных памятников XVII в. одно из первых мест.

Основной торговый и таможенный закон страны явился вместе с тем первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях процедуры выпуска для свободного обращения, экспорта и транзита, правила перемещения через внешние и внутренние границы товаров и транспортных средств. Обнародованный в мае - июне 1667 г., он стал быстро известен в Москве и других городах, в далекой Сибири и за границей.

Законодатель в то время еще мало был озабочен разграничением внешних и внутренних пошлин. Несмотря на то, что ставки таможенного обложения в Архангельске отличались, главный критерий дифференциации таможенных платежей заключался в национальности или подданстве купца.

До Петра I в промышленно­сти страны безраздельно господствовало мелкое производство. В таможенном покровительстве в то время не ощущалось нужды, иностранные товары не создавали конкуренции отечественному производству.

В то время правительство России не смотрело на таможенные пошлины и на постановления о внешней торговле как на средство поощрять и развивать внутреннюю производительность. Если табак и был запрещен к привозу, то исключительно из религиозно-нравственных побуждений; вино и сахар были обложены пошлинами по фискальным соображениям.

Действительно, реформируя таможенное законодательство, правительство лишь «ограждало» русский рынок от захвата его иностранным торговым капиталом, т. е. проводило политику торгового протекционизма.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 279 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав