Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теория происхождения государства Гоббса 4 страница

Читайте также:
  1. A) все источники доходов государства;
  2. A. теория познания
  3. b) соблюдение частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками национальных законов стран происхождения, транзита и осуществления деятельности;
  4. B) созылмалыгастритте 1 страница
  5. B) созылмалыгастритте 1 страница
  6. B) созылмалыгастритте 2 страница
  7. B) созылмалыгастритте 2 страница
  8. B) созылмалыгастритте 3 страница
  9. B) созылмалыгастритте 3 страница
  10. B) созылмалыгастритте 4 страница

Как и большинство его современников, Кант в большей степени предпочитал писать о культуре “чего-то”, чем о культуре как некоей реальности, области («культуре самой по себе»). Культура - это искусственное, созданное людьми, то есть результат их действий и поступков, но она остается внутри “природы” (в кантовской трактовке). Так в “Критике способности суждения” Кант различал внутри культуры “культуру воспитания” и “культуру умений”. В других работах он писал о науках и искусствах как о культуре, о культуре общения в ее проявлениях, трактовал культуру как средство реализации всего спектра задатков и склонностей человека, включая технические и моральные. Науки, искусства, культура общения делают человека более цивилизованным.

Чем же реально выступает культура для Канта? Прежде всего, она должна соединить два мира - мир природы и мир свободы. Культура выступает для Канта инструментарием, подготовкой человека к осуществлению нравственного долга. Культура - путь из природы в царство свободы Культурная активность субъекта, в результате которой мир природы получает нравственный смысл, позволяет на этом пути соединить мир природной необходимости и нравственной свободы. Культура при этом характеризует активность субъекта, а не мир вне него. Совсем не то у Ницше, мир природы для него не имеет и не может иметь никакого нравственного смысла, сам человек и человеческая культура не несут трансцендентного смысла. Не существует «чистого разума» без субъекта порождающего этот разум, т. е. без человека. Трактовки культуры и природы представителей постмодернистской философии в определенной степени отталкивались от обозначенных идей Ницше.

Что касается кантовского морального категорического императива, требующего рассматривать человека как высшую цель, а не средство, то он стал основой его гуманизма и учения о правах личности, и потому занял видное место в европейской культурной традиции. В своих рассуждениях Кант привлекает внимание к проблемам формирования свободной самодостаточной личности, к сфере ценностей и смыслов в культуре как выражению гуманистического предназначения человека. Ницше же усматривает в моральных императивах огромный вред именно для свободы индивида, ибо свободы нет, если существует трансцендентный, всеобщий и неприкасаемый закон. Свободный человек по Ницше может и должен менять свою мораль по мере жизненной необходимости и мораль, а вместе с ней и вся культура, из всеобщей и спекулятивной плоскости (у Канта) переходят в индивидуальную и жизненную (у Ницше).

Дальнейшая разработка взглядов, основывающихся на классической модели культуры, происходила в трудах последователей Канта и традиции немецкой классической философии в целом, в частности у Шеллинга, а так же благодаря творчеству представителей немецкого философского романтизма. Романтики, (такие как Ф. Шлегель, Новалис, Гельдерлин и др.) а вместе с ними Шеллинг продолжали изучение проблем, обозначенных Кантом и просветителями. Размышления просветителей, Канта и романтиков в области философии культуры были лишь первым этапом ее развития. Более полный и законченный вид классическая парадигма культуры получила в работах Г. Гегеля (1770-1831).

В начале XIX века, когда Гегель создал свою философскую систему, и в течение нескольких последующих десятилетий многие признавали гегелевскую концепцию в качестве самой грандиозной, исчерпывающей и объясняющей в сравнении со всеми созданными ранее. Практически каждая сторона действительности, как природной, так и человеческой, культурной, нашла свое отражение в этой гениальной по всеохватности и глубине философской системе.

Принцип самопознания Абсолютного Духа, Абсолютной Идеи является сутью философии Гегеля. Весь мир - это не что иное, как самоутверждение Абсолютного Духа в его стремлении постичь самого себя, и в том числе социальный мир, мир культуры. Этот мир (социальный, культурный) есть закономерный этап развития Мирового Разума. Гегель практически подменил понятие “культура” панлогически осмысленным понятием “история духа”.

В своем развитии Абсолютный Дух проходит три этапа. Первый этап описан мыслителем в “Науке логики” и в нем, по словам Гегеля, дано “... изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Другими словами, Абсолют развивает свои идеи в логических категориях до существования Вселенной. Второй этап представлен в “Философии природы”, в которой изображается развитие Абсолюта в форме “инобытия”, т. е. в форме природы, в пространстве. Третий этап самопознания Абсолюта - “Философия духа”, где речь идет “о развитии духа во времени”, т. е. в процессе культурно-исторического развития. На этом этапе Мировой Дух возвращается к самому себе и постигает свою сущность в различных проявлениях человеческого сознания и деятельности. Все природные и исторические процессы, в том числе и культурные, составляют грандиозный замысел Абсолютного Духа в его движении к самопознанию. Как отмечает современный исследователь истории западного мышления Р. Тарнас: «Гегель выдвинул такую концепцию действительности, которая стремилась соотнести между собой и объединить человека и природу, дух и материю, человеческое и божественное, время и вечность». Ясно, что у Гегеля культура осознается через панлогизм и трансцендентный Абсолютный Дух. Такая оторванность от носителя культуры, человека не ускользнула от внимания Ф. Ницше. Он связывал культуру только с человеческими проявлениями и полностью отрицал панлогизм: «…нелогичное тоже необходимо для человека… Оно столь крепко засело в страстях, в языке, в искусстве, в религии и вообще во всем, что делает жизнь ценной, что его нельзя извлечь, не нанеся тем самым неисцелимого вреда всем этим прекрасным вещам. Лишь самые наивные люди могут верить, что природа человека может быть превращена в чисто логическую».

Итак, духовная культура человечества предстает у Гегеля одним из этапов в развитии Абсолютного Духа, причем это развитие происходит в борьбе противоречий. Благодаря единому диалектическому процессу, мир постоянно пребывает в состоянии совершенствования и развития. История, по утверждению Гегеля, есть “прогресс в сознании свободы”. Культуры разных народов являются разными стадиями развития Мирового Духа, в процессе его (Духа) самопознания. Внутри себя каждая историческая культура образует взаимосвязанную целостность всех форм общественной жизни и сознания, фундаментальным основанием которой предстает “дух данного народа”, “понятие” данного исторического народа. Каждый народ в соответствии с принципом собственного духа проходит стадии становления, расцвета и упадка, после чего, выполнив свое историческое предназначение, т. е. реализовав определенную форму осознания свободы, он сходит с исторической сцены. Но в духе “вообще”, в Мировом Духе ничто не гибнет и не исчезает, все сохраняется в снятом, преобразованном виде; и результат истории вбирает в себя весь предшествовавший ему процесс. “Те моменты, которые дух, по-видимому, оставил позади себя, он содержит в себе и в своей настоящей глубине». История духа во времени составляет, по Гегелю, фундаментальную основу всемирно-исторического процесса, его начало и конец, единство и многообразие внутри него.

В своих идеях по поводу истории культуры мыслитель выделяет три этапа развития народных культур: первый - древность, когда народы, жившие в условиях восточных деспотий, знали, что свободен только один человек - деспот; второй - греко-римский, в котором свободными были некоторые, а именно граждане полиса и аристократы и третий - германский христианский мир, когда народы поняли, что свободными должны быть все. Здесь нужно отметить ту меру свободы, которая дана человечеству всеохватывающим Духом. Может сложиться впечатление того, что человеческий разум полностью принадлежит сам себе и руководствуется своими интересами. Но Абсолютный Дух, по Гегелю, не только силен, но и “хитер”: он не всегда добивается своих целей прямым действием, но и действием “хитрым”, т. е. опосредованным. Это значит, что разумный ход истории (культура) может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смысла своих собственных действий. И даже выдающиеся личности, подобные Наполеону, направляются “таинственной рукой” Абсолютного Духа.

Идея о несамостоятельности человека как субъекта мирового процесса полностью отрицается Ф. Ницше. Пафос большинства его произведений свидетельствует о стремлении к освобождению индивида из под гнета всеобщего и абсолютного: «…нет более надобности в поддержке со стороны метафизики и заблуждений религии… Все великое земное управление человеком человек должен сам взять в свои руки, его «всеведение» должно строго блюсти дальнейшую судьбу культуры». Человек берет судьбу культуры в свои руки, он является истинным субъектом и творцом культуры.

По сути, в действующей в истории “таинственной руке”, о которой говорит Гегель, можно распознать историческую закономерность. А в “объективном духе”, который часто упоминает Гегель, видится общественная основа нашей жизни. Мы ведь часто говорим о “духе эпохи”, и понимаем, о чем идет речь, а также мы говорим, что та или иная идея “витает в воздухе”. Как отметил Руссо, всеобщее не есть общее всем. И господствующее настроение, царящее в обществе, не просто сложение настроений отдельных его членов. Оно порождается и усилиями общественных институтов: государством, религией, искусством и т. д.

По Гегелю чтобы стать свободным, Абсолютный Дух должен осознать самого себя. Так как без сознания свободы не существует. А осознает себя Дух, как мы уже отмечали выше, отражаясь в человеческой истории (культуре). И здесь мыслитель не может обойтись без предметной деятельности, т. е. без материального производства. Он отмечает, что “плуг почетней колеса”, ибо продукты производства будут употреблены, а орудие и способ останутся. Это орудие есть орудие культуры.

Важно проанализировать как отдельный человек, тот или иной индивид соотносится с общекультурным, так как культура по Гегелю носит общественный характер. Индивидуальное у него, как отмечалось выше, подчинено всеобщему, поэтому у отдельного человека есть только один способ приобщения к культуре - повторить в истории своего субъективного духа (индивидуального сознания) логику и историю духа абсолютного. Индивиды находят наличный мир общественного существования в соответствующих исторических формах объективного и абсолютного духа и делают это субстанциональное бытие своим личным состоянием, присваивая способы деятельности и образы мыслей. Индивидуальный мозг и тело учатся мышлению только у объективного духа, можно сказать окультуриваются. В характеристике этого процесса главным для Гегеля является понятие “образование”, которое большинством исследователей рассматривается как специфичный вариант трактовки “культуры”. А высшей стадией такого мышления-процесса и высшей стадией гегелевской философии духа является рефлексия в области индивидуального сознания или, по-другому, философия. Именно в философии Абсолютная Идея завершает диалектический процесс самопознания и, если осознать ситуацию по существу - в философской системе самого Гегеля.

«У человеческой культуры, человеческого познания есть свой предел, обусловленный задачей самопознания Абсолютного Духа»,- так звучит одна из важнейших мыслей немецкого философа, важнейших в контексте нашего исследования. Гегель обосновывает фундаментальные черты культуры: ее общественный характер, прогрессизм, рационализм, но во многом отходит от принципов кантовского гуманизма, погружая человека в историческое самодвижение культуры, подчеркивая приоритет сферы Всеобщего. Культура как воплощение надиндивидуального Разума оказывается одновременно и надчеловеческой; единственным способом приобщения к ней выступает осознание объективного развития духа. Резюмируя все вышеизложенное, нужно еще раз отметить, что индивид и все человечество в гегелевской интерпретации осознанно не участвуют в деянии Мирового Духа, они втянуты в этот грандиозный процесс (познание Мировым Духом самого себя), но не понимают этого. Человеку не предоставлено ни интеллектуальной, ни физической свободы, он находится под контролем и, по сути, является средством, инструментом, при помощи которого всеобъемлющий Дух достигает своих целей.

Ницше противопоставляет этому тезису свое представление о том, что человек является не средством, а целью, ведь человек - существо самостоятельное и предоставленное самому себе, являющееся истинным субъектом и хозяином культуры. Необходимо при этом отметить, что далеко не каждый человек для Ницше выступает субъектом культуры, а только интеллектуальный гений, «хозяин» жизни, но все должны стремиться к этому через освобождение от «заблуждений разума», «нигилизм» и «переоценку ценностей».

В заключение главы еще раз обозначим важнейшие мировоззренческие принципы классической постановки проблемы культуры: гуманизм (исходящий из творческого начала человека, уравнивающего его с Богом); рационализм (в трансцендентальном, спекулятивном варианте); прогрессизм (основывающийся на вере в неизбежный прогресс человечества). Ницше, говоря о кризисе европейской культуры вообще, имел ввиду кризис этих важнейших принципов, которые более двух с половиной веков служили фундаментом в осознании историко-культурных процессов. В работе «Веселая наука» он отмечает ряд заблуждений, на которых воспитан современный ему человек, таких как возвышение себя перед животным миром, непреходящие моральные ценности, к заблуждениям им относится и гуманность: «Если скинуть со счетов действие этих четырех заблуждений, то придется скинуть со счетов, также гуманность, человечность и «человеческое достоинство».

Ницше отрицает просвещенческий гуманизм, который, по его мнению, опирается на ложные основы. В этой работе есть и более резкие высказывания о гуманизме: «Мы не гуманисты; мы никогда не рискнули бы позволить себе разглагольствовать о нашей «любви к человечеству» – для этого мы не достаточно актеры!». И еще «… гений бросает в культуру заблуждения, пороки, надежды, вымыслы и другие вещи из благородного, как и из неблагородного, металла, ибо статуя человечества должна быть заполнена и завершена; какое дело до того, что там и сям будет употреблен низший материал?». Культура для Ницше состоит не только из благородного металла (рациональное начало), но и из неблагородного (иррациональное, жизненное начало). Более того, «Культура отнюдь не может обойтись без страстей, пороков и злобы».

И, наконец, вот его отношение к идее прогресса в истории культуры: «… художники, конечно, правы, отрицая «прогресс» ибо действительно позволительно по меньшей мере, обнаруживают ли последние три тысячелетия прогрессивное развитие искусств; и точно так же метафизический философ вроде Шопенгауэра не будет иметь основания признавать прогресс, оценивая четыре последних тысячелетия с точки зрения развития метафизической философии и религии». История искусств, религии и философии, всей культуры не имеет прогрессивного вектора, - вот важнейшая мысль Ницше, которая в корне оппозиционна прогрессизму деятелей Просвещения и немецкой классической философии. - В «Воле к власти» мы находим: «Прогресс. Не надо впадать в ошибку! Время бежит вперед, а нам бы хотелось верить, что и все, что в нем, бежит также вперед, что развитие есть развитие поступательное… Такова видимость, соблазняющая самых рассудительных. «Человечество» не движется вперед, его самого-то не существует. Общий аспект напоминает огромную экспериментальную лабораторию, где кое-что удается, рассыпанное на протяжении всех времен и эпох, и несказанно многое не удается, где нет никакого порядка, логики, связи и обязательности». Эта достаточно объемная цитата еще раз подтверждает отрицание немецким мыслителем идеи о безоговорочном характере прогресса человеческой культуры.

Выводы классической философии культуры ограничены, однобоки и далеки от жизни, именно это констатировал Ницше для ситуации в европейской культуре на рубеже XIX и XX веков («Воля к власти» (Der Wille zur Macht) состоит из заметок 1886—1888 годов и была издана в 1901 г.).

Более того, классическое понимание культуры кардинально не устраивало Ф. Ницше, который в художественной форме указывает на потерю абсолютности и непогрешимости спекулятивного варианта осознания феномена культуры. Говоря, об общем кризисе европейской культуры он, прежде всего, понимал под ним несоответствие многообразной и зачастую иррациональной жизни сугубо рационалистическому объяснению этого многообразия. Культура для Ницше - это не только прогресс мышления, но и жизнедеятельность человека в среде других людей, т. е. в обществе. Немецкий мыслитель в своих произведениях «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» обращает внимание на то, что образовался большой разрыв между спекулятивными умозаключениями о культуре и самой культурой как жизненной реальностью. Философия культуры как философия мысли не имеет достаточного потенциала и перспектив, она находится в состоянии кризиса и не имеет права на монополию в деле осмысления культуры.

Фактически Ницше, критикуя философию мысли (культуры), посредством своей критики освобождает теоретическое пространство для становления теории культуры (культурологии). Следующую главу исследования мы посвятим выявлению основных культурологических идей Ф. Ницше, выраженных в рамках его философии жизни. Философия жизни немецкого мыслителя основывается на биологическом подходе к сущности человека, большое внимание уделяется проблеме телесности и с этих позиций осуществляется критика философии сознания с ее рационализмом. От философии культуры (философии мысли) он переходит к философии жизни, и в своих идеях о культуре расширяет это понятие, предлагает по-другому взглянуть на этот феномен, тем самым, расчищая интеллектуальное пространство для генезиса новой науки о культуре.

Государство и право в учении Ницше.

Роль права и государства для Ницше является второстепенной по отношению к самой идее, это лишь средства, инструменты культуры, в которой сталкиваются воли, и выигрывает та, которая сильнее. Вся история - это столкновение двух типов воль: воли господ и воли рабов.

Государство.

Ницше восхищается правовыми институтами Древней Греции, законодательством Ману, законом кастового строя, а точнее - двумя эпохами - классической древностью и языческим Возрождением. Разделяя типы государственности на два основных: демократический и аристократический - воспевает последний. Если «аристократия воплощает веру в элитное человечество и высшую касту, демократия воплощает неверие в великих людей и элитное сословие: «Каждый равен каждому». «В сущности, мы все скопом своекорыстные скоты и чернь». Демократия или «господство толпы» ведет к декадансу, вырождению культуры, власть должна принадлежать аристократии, избранным, меньшинству. Демократия наравне с социализмом только поддерживает идеалы христианской морали - смирение, подчинение, сочувствие, пассивность, что враждебно волевому потенциалу человека. Только тогда государство будет «здорово» и будет раскрывать потенциал человека, когда оно будет подчинено жесткой иерархии.
Рабство, по мнению Ницше, необходимо. Его роль велика - нужен ресурс, для поддержания немногочисленной аристократии. Вместе с тем Ницше не хочет, чтобы рабы были бесправны, например он наделяет их правом на восстание. "Восстание - это доблесть раба". Только бунт, считает он, может проявить изъяны в государстве, и если он произошел, нужно не наказывать бунтарей, а наоборот облагодетельствовать их.
Ницше не был сторонником какой-либо определенной теории возникновения государства и права, его взгляды можно охарактеризовать как смесь естественно-правовой теории и теории насилия. Государство возникло в ходе насильственной борьбы сильных и слабых. Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека.
Ж. Бурдо дает оценку политико-правовой идее Ф. Ницше: «Государство - враг цивилизации. Оно приносит пользу только тогда, когда во главе его стоит тиран, «антилиберальный до жестокости». Единственное, подходящее положение в государстве для высшего человека - это положение диктатора». «Благодаря демократической морали, т.е. благодаря филантропии и гигиене, слабые, болезненные выживают, множатся и портят расу (таково мнение Спенсера). Прежде чем улучшать людей воспитанием, их надо переродить путем подбора. Нас может спасти только новая аристократия, класс господ, приближающихся к типу сверх-человека. Европа целиком должна управляться этими людьми, им надо приносить в жертву массы, и это поведет человечество к прогрессу».
Ницше также не был анархистом. Анархизм, как он пишет в "Воле к власти", лишь агитационное средство социализма, которое не свойственно жизни. «Сама жизнь не желает признавать никакой солидарности, никаких равных прав между живыми и вырождающимися частями организма: последние надобно вырезать - иначе весь организм погибнет». Равенство прав противоречит природе, мы все изначально неравны, поэтому социализм, анархизм и демократия - глубочайшая несправедливость и противоестественность.

Право.

Ницше писал в своих работах о том, что права не существует с точки зрения воли к власти. Когда сталкивается воля, то в итоге побеждает тот, чья воля сильнее. Право завоевывает сильный.
Великому человеку разрешается совершать преступления. Его воля - это воля природы, воля «сильных» от рождения, которая завоевывается и поэтому оправдана. Ницше не выступает за наказание, но за подавление. «Преступление - это бунт против общественного порядка». Оно указывает на проблемы в обществе. Если этот бунт массовый, то восставших следует вознаградить. Вместе с тем "единичный" бунт требует частичного или полного тюремного заключения. Преступник – это человек мужественный, т.к. он рисковал всем: жизнью, честью, свободой. Ницше говорит о том, что нравы меняются: раньше наказание очищало человека, теперь - оно обрекает его на изоляцию, преступник предстает перед обществом как враг, что Ницше считает неправильным.
Право на уголовное наказание – недоразумение, по сути. Право должно приобретаться договором, только в связи с его нарушением права и обязанности могут быть истребованы. Самооборона и самозащита, т.е. уголовное наказание, по Ницше – это право слабых, потому что слабые не способны защитить себя сами, на это и нужна дополнительная поддержка от государства. Вообще общество, которое отрицает войну и силу, – упадническое. Мир – это лишь перерыв и отдых между войнами.
Философию права Ницше считал еще не достаточно развитой правовой наукой. Он осуждал многих теоретиков за недостаточную аргументацию и идею, взятую в основу. Сам он считал, что нужно брать во внимание культурный и исторический аспект, в чем был близок к цивилизационному подходу.

38. Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса (1818-1883) Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

39. К философской полемике правового государства подключились и представители марксистских течений, которые выступили противниками социальных реформ. В основе марксистского учения о праве лежала идея о невозможности улучшения положения трудящихся посредством реформ при самом факте сохранении буржуазного строя. Марксизм хотя и признавал наличие борьбы рабочего класса в буржуазном обществе за демократические преобразования и улучшение экономического положения трудящихся, не придавал ее существенного значения. Согласно марксизму, такая борьба должна подготовлять почву для осуществления пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата, поскольку проведение реформ в рамках буржуазного строя существенных изменений в положение трудящихся не внесет. Исходя из этого, В. И. Ленин вел решительную, непримиримую борьбу с реформизмом, с "конституционными иллюзиями", которые могли возникнуть в результате завоевания тех или иных социальных уступок рабочим классом и отвлечь его от революционной борьбы. "Нельзя сделать решительно ни одного шага к правильной постановке тактических задач в современной России) - писал он, - не поставив во главу угла систематическое и беспощадное разоблачение конституционных иллюзий, раскрытие их корней, восстановление правильной политической перспективы". В. И. Ленин считал, что движение за реформы это ширма, использующаяся буржуазией с целью отвлечения масс от революционной борьбы.

40. Сталиниизм — тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х — начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

Доктор философских наук А. Н. Медушевский называет идеологию сталинизма выражением социального конструктивизма, ведущего своё происхождение от Просвещения и Французской революции XVIII века. Он указывает, что сталинизм как идеология основывался намеханистической концепции мира и на представлении о возможности его изменения с позицийРазума посредством революции, которая, в свою очередь, рассматривалась как конструирование новой социальной реальности без учёта исторической традиции и цены вопроса. Именно такой подход обусловил масштабы сталинской программы модернизации и логику социальных процессов.

Формирование сталинизма как тоталитарной системы власти и идеологии обычно связывают с фактическим завершением внутрипартийной борьбы за власть, окончательным разгромом всех оппозиционных течений и началом «большого скачка» — взятым в конце 1920-х годов курсом на форсированную индустриализацию и насильственную сплошнуюколлективизацию сельского хозяйства для осуществления модернизационного проекта колоссальных масштабов — перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, — что потребовало всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и, в конечном счёте, привело к формированию в СССР целостной командно-административной системы. В 1930-е годы в условиях утверждения монополии на мысль, создания культа вождя, образа врага имассовых репрессий произошло окончательное утверждение режима личной власти Сталина и перерождение партии в структуру командно-административной системы управления.

Согласно выводам главного специалиста Госархива О. Хлевнюка, сталинизм (по выражению автора, сталинская диктатура) представлял собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. Из архивных материалов следует, что Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер. Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, в то же время ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц. При этом сам процесс принятия решений был закрытым. Из принятых в 1930—1941 гг. постановлений Политбюро менее 4 тыс. были публичными, более 28 тыс. —секретными, из них 5 тыс. настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу посвящённых.

Как отмечает в своей работе В. Б. Чистяков, командно-административная система как «чрезвычайная система» общественной организации позволяла «сконденсировать» избыточную социально-психологическую энергию народа, направив её на решение ключевых задач. При этом мощное политико-идеологическое давление было призвано компенсировать слабость материального стимулирования. Экономика страны полностью огосударствлялась, партия окончательно сливалась с государством, а государство идеологизировалось. Каждый член общества вовлекался в иерархическую систему идеологизированных организаций (пионерская организация, комсомол, профсоюзы и др.), через которые осуществлялось партийно-государственное руководство. Функции по распоряжению огосударствленной собственностью и политическая власть оказались отчуждены от подавляющего большинства социума в пользу партийно-государственного аппарата и лично Сталина. Советская иконография зафиксировала новую социальную иерархию в соответствии с новой системой ценностей: авангард (партийные вожди) были отделены от массы. Население поддерживалось в постоянной мобилизационной готовности при помощи массированных пропагандистских кампаний,волн массового террора, показательных судебных процессов над «врагами народа».




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав