Читайте также:
|
|
Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно утрачивать позиции ведущей идеологии. В эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип человека; меняются экономика, государственность, образование, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится человек. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Возрождения.
Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Возрождения в философии, науке, культуре, экономике и политике является процесс секуляризации — отделения указанных сфер от
влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние, а сфера внерелигиозной жизни расширяется, и ее важность становится все более заметной.
Другое важное качество философии эпохи Возрождения — переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно,атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное. Однако в целом философия Возрождения остается религиозной философией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека, до уровня бога, чем как ниспровержение бога. А это значит, что Возрождение просто существенно трансформировало существовавшую в Средние века картину мира.
Такие изменения в картине мира привели и к иному подходу к человеческой деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая законы, по которым бог создавал отдельные вещи, они как бы уподоблялись ему и творили новый мир. При этом инженер и ученый рассматривались скорее как художники, а не как особый тип творца. В эпоху Возрождения художественно-эстетический подход к действительности преобладает над всеми остальными.
В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма бог — это то же самое, что и мир. По выражению Джордано Бруно, «природа есть Бог в вещах». Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский рассматривал бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно деистическим воззрениям, Бог — это лишь первоначало мира, и, сотворив мир, он больше не вмешивается в ход событий.
В эпоху Возрождения происходит переосмысление античного наследия. Если в Средние века наследие древнего мира интересовало мыслителей исключительно с точки зрения возможности обоснования догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и красотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в античности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |