Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия экзистенциализма. Философия экзистенциализма В основе экзистенциализма лежит представление о том, что человеческое бытие уникально

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  7. Абай философиясы
  8. Абай философиясы,адам мәселесі
  9. Абай философиясына сипаттама
  10. Азақстанда суфия философиясы қандай ойшылдың есімімен байланысты?

Философия экзистенциализма
В основе экзистенциализма лежит представление о том, что человеческое бытие уникально, а потому не может быть выражено на языке понятий. Экзистенциалисты отрицают тот факт, что бытие полностью прозрачно для мышления, то есть является объективируемым; особенность бытия состоит в том, что оно всегда ускользает от рациональной мысли, не дает возможности сформулировать себя в четком, целостном, логически непротиворечивом понятии. На основании этого экзистенциалисты полагают, что рациональные методы, полезность которых применительно к некоторым областям нельзя отрицать, все же неуместны как средство познания человеком самого себя.
Наиболее крупными представителями экзистенциализма считаются Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Габризль Марсель, Жан Поль Сартр, Альбер Камю. Что касается Мартина Хайдеггера, то его отнесение к экзистенциалистам можно рассматривать как условное. Хотя между его взглядами и взглядами других представителей данного направления есть много общего, трудно сказать, что Хайдеггер является ярким представителем экзистенциализма: он слишком оригинален как философ. Кроме того, сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к данному философскому направлению.
Существует два относительно самостоятельных направления внутри экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм. К первому направлению относят творчество таких философов, как Н. А. Бердяев, Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Лев Шестов; ко второму — в первую очередь творчество Жана Поля Сартра и Альбера Камю.
Религиозные экзистенциалисты мыслят бога как существующего в рамках религиозной веры; существование бога до веры (в качестве предпосылки веры) при этом отрицается. Вера в бога у религиозных экзистенциалистов является единственным путем обретения человеком подлинного существования.
Карл Ясперс (1883—1969) — немецкий ученый и философ, стоявший у истоков экзистенциализма. Получал сначала юридическое образование в университетах Гейдельберга и Мюнхена, однако затем принял решение изменить сферу деятельности и получил медицинское образование.
В работе «Философская вера» Ясперс описал пять отличительных черт человека, которые позволяют противопоставить его животному:
1) чувство неудовлетворенности, которое заключается в постоянном осознании несоответствия того, что имеется, тому, что хотелось бы (или можно было бы) иметь: несоответствия между имеющимся и возможным знанием, несоответствие между нынешним и возможным положением и т.д.;
2) стремление к безусловности, которое противостоит тому факту, что жизнь человека обусловлена внешними и внутренними факторами. В этом стремлении Ясперс видел основную причину того, что человек постоянно стремится к трансцендентному богу или иной силе, которая смогла бы оправдать его существование и гарантировать то, что человек не пропадет в бесконечности пространства и времени;
3) стремление к единому, которое обусловлено тем, что человека может удовлетворить лишь вечность;
4) «непостижимое воспоминание», то есть возможность получить знание о том, что было до человека и будет позже, не из внешнего, а из внутреннего мира. В качестве примера Ясперс приводит «при-поминание» Платона, обусловленное тем, что душа способна вспомнить то, что было ранее, в предыдущих жизнях;
5) сознание бессмертия, которое не следует путать с вечной жизнью религии: под бессмертием Ясперс понимает запечатление человека в результатах его дел. И действительно, все великие люди, которые существовали до нас, в то же время являются нашими современниками, поскольку мы можем соприкоснуться с ними через их творения: книги, картины, музыкальные произведения, здания, предметы быта и т.д.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав