Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этапы становления и развития политической науки

Читайте также:
  1. E) Становления Казахского ханства.
  2. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  3. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  4. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  5. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  6. I. Из истории развития методики развития речи
  7. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  8. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  9. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  10. II. 10. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НА УКИ

 

Мыслители Древней Греции и Древнего Рима о власти, политике и праве
Платон (427-347) «Государство», «Законы», «Политик»
  • Политика есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми;
  • Виды государственного устройства: 1) над всем происходящим в обществе стоят правители; 2) в обществе правит закон, который предписывает определенное поведение и правителям (идея правового государства);
  • Идеальное государство – монархия, в котором существует правление мудрецов-философов. Государственная власть и философия должны слиться воедино;
  • Наихудшая форма государственного устройства – тирания и демократия;
  • Проект идеального общества, состоящего из трех сословий: правителей-философов, воинов, трудящихся;
  • Предназначение человека – служить государству.
Аристотель(384-322) «Политика», «Никомахова этика»
  • Государство – продукт естественногоразвития общества;
  • Человек есть существо общественное (политическое);
  • Необходимость частной собственности, моногамной семьи;
  • Политика – управление обществом через государство (особый аппарат) и управление самим государством;
  • Правильныеформы государственного устройства преследуют общественное благо и основаны на власти закона: монархия (политическая власть одного), аристократия(правление немногих – образованных, мудрых), полития (правление многих);
  • Неправильные формы государственного устройства преследуют частные интересы и пренебрегают законами: тирания (деспотическая власть одного), олигархия (власть богатых), демократия (власть большинства)
  • Идея среднего класса.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) «О государстве», «О законах»
  • Главное условие свободы – подчинение всех закону;
  • Обязанности человека перед обществом и государством имеют приоритетное значение, но права свободного гражданина Римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять;
  • Все известные формы государственного устройства несовершенны и наихудшая из них – демократия.
 

 

  Христианско-теологическая концепция политики в эпоху Средневековья
Аврелий Августин (345-430) «О граде божьем»
· Светская власть должна быть подчинена духовной, приоритет христианской церкви над индивидом и государством; · Человеческая история есть борьба двух миров – града божьего и града земного. Первый основан на любви к богу и стремится к общей пользе и справедливости. Второй – на любви к себе, насилии и принуждении; · Государство имеет божественное происхождение; · Государство должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле; · Неравенство в обществе предопределено миром небесным.  
Фома Аквинский (1225-1274) «О правлении властителей», «Сумма теологии»
· Бог выше человека, значит духовная власть выше власти светской – власти государя. Светской власти подчинены лишь тела людей, но не души; · Государственная власть есть результат воли бога; · Лучшая форма государства – монархия, поскольку она сходна с мирозданием вообще, руководимым единым богом. Худшая – тирания, где правитель властвует вопреки законам бога; · Сословные различия, неравенство, эксплуатация – необходимые и вечные, они установлены богом; · У подданных есть право на свержение главы государства, если тот творит зло, судьей в таких случаях призвана выступать церковь.  

 

 


 

  Мыслители эпохи Возрождения о политике
Н.Макиавелли (1469-1527) «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия»
· Концепция светского государства: политику определяют не бог, а люди в своей практической деятельности, естественные законы жизни; · Наука должна исследовать не воображаемый мир, а политическую практику– поведение правителей и подданных; · В основе политики лежит не христианская мораль, а выгода и сила; · Борьба народа и аристократии – источник движения и развития государства и смены его форм; · Лучшая форма государства – республика, в которой обеспечены порядок и свобода, сочетание общественных и личных интересов · Но сильное национальное государство в современных условиях можно создать лишь при единовластии; · Для достижения этой цели все методы оправданы, в том числе и аморальные и противоправные (подкуп, обман, убийство, насилие). Цель оправдывает средства.  
Жан Боден (1530-1596) «Шесть книг о государстве»
· Идея сильной государственной власти. Монарх – единственный, абсолютный источник права. · Самым существенным признаком государства является суверенитет – высшая абсолютная власть над подданными; · Абсолютность власти – она не ограничена никакими условиями, неделима, несмотря на сложную структуру. · Выделяет три формы правления: демократию (большинство граждан обладают верховной властью), монархию (власть в руках одного лица и передается по наследству), аристократию (власть в руках меньшей части граждан); · Лучшая форма – абсолютная монархия, где советуют многие, обеспечивая компетентность, а решает один, обеспечивая энергичность; · Предназначение законов – не допускать перерождения монархии в тиранию.

  Представления мыслителей Нового времени о сущности государства, политики и права
Т.Гоббс ( 1558-1678) ) «Левиафан»  
· Концепция происхождения государства – теория «общественного договора»;государство есть результат осознания пагубности войны всех против всех и заключения добровольного соглашения; · Государство – выразитель воли и интересов всех граждан; · Функции государства: полицейско-охранительная, поощрение промыслов (экономическая), принуждение к труду людей, отлынивающих от работы, воспитательно-просветительская; · Государство гарантирует подданным свободу. Мера свободы – право делать все, что не запрещено законом.
Джон Локк ( 1632-1704 ) «Два трактата о государственном правлении»
· Возникновение государства – результат отчуждения части прав граждан. Не отчуждаются права на жизнь, имущество, свободу, равенство; · Главная функция государства – охрана собственности; · Идея правового государства – верховенство закона: все равны перед законом; все знают законы; все подчиняются законам; · Свобода есть там, где есть законы и где им подчиняются; · Идея разделения государственных властей: чтобы поддерживался режим свободы, полномочия государства должны быть разграничены – парламент принимает законы, правительство претворяет их в жизнь.  
Ш. Монтескье (1685-1755 ) «Персидские письма»
· Для обеспечения свободынеобходимо строгое соблюдение закона; · Гарантия защиты граждан от беззакония – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; · Государственные власти должны взаимно сдерживать друг друга;  
И.Кант (1724-1804) «К вечному миру»
· Идея правового государства, в котором верховенствуют юридические законы; · Установление правового государства связано с нравственностью, т.к. человек обладает высшей ценностью и не может быть орудием каких-либо целей; · Мир без войн может быть создан посредством всеохватывающей федерации самостоятельных государств.    
Г.В.Ф.Гегель (1770-1831)
· Государство- воплощение «мирового разума»; · Концепция гражданского общества: - разграничение понятий «гражданское общество» и «государство»; - государство представляет систему всеобщего интереса, гражданское общество – систему частногоинтереса; - гражданское общество – система политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп; - основной принцип взаимоотношений в гражданском обществе – индивидуализм.
К.Маркс (1818-1883)
· Причины появления государства – возникновение частной собственности и классов; · Государство есть орудие господства одного класса над другим. Класс, господствующий экономически, закрепляет свое господство политическим путем; · Переход к коммунистическому обществу произойдет путем революции, главным содержанием которой является смена государственной власти –государство диктатуры буржуазии должно быть заменено на государство диктатуры пролетариата; · Господство диктатуры пролетариата постепенно приведет к отмиранию государства, т.к. исчезнут классы и управление потеряет политический характер.

 

Загрузка...

 

  Институализация политической науки и выделение ее в самостоятельную сферу знаний в ХХ в.
В.Парето (1848-1923) «Трактат по общей социологии» (ввел в политологию термин «элита»)
· В обществе всегда правит элита– индивиды, добившиеся выдающихся успехов. · Политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит, которая совершается посредством насилия, переворотов и революций, которые в целом полезны для общества; · Любая элита рано или поздно успокаивается на достигнутом и теряет свои первоначальные качества. Тогда в обществе выделяется новая потенциальная элита, стремящаяся к власти; · Существуют два типа элит: элита «львов» и элита « лис» (влияние Макиавелли); · В эпоху монополистического капитализма господствует элита «лис», которую Парето называет «демократической плутократией».
Г.Моска (1858-1941) «Элементы политической науки»
· Политика есть сфера борьбы двух противоположных классов – властвующего меньшинства («элиты») и подвластного большинства (народа). Первый осуществляет политические функции и пользуется многочисленными выгодами и привилегиями. Он живет за счет управляемого класса; · Демократия есть утопия, мираж, в погоне за которым некомпетентные массы становятся объектом манипуляций со стороны демагогов и прокладывают путь к диктатуре (социализму и фашизму); · Свобода возможна лишь при управлении обществом компетентной элитой.  
М.Вебер (1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма»
· Определяющая черта современной европейской культуры – рациональность. Наиболее яркими проявлениями рациональности являются в экономике – изобретение двойной бухгалтерии, в политике – изобретение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации, в этике – честность отношений, особенно между кредитором и должником; · Главное противоречиеполитической жизни современного общества - между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством; · Будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновничества, бюрократии; · Концепция сущности власти как отношений господства и подчинения субъекта власти и объекта власти.

 

Реальный поворот политики к науке произошел в Новое время. В 20-е годы ХХ века становление самостоятельной политической науки завершилось. В 1940 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая плодотворно работает и сегодня. Вторая половина ХХ века - ее подлинные расцвет. В 60-70-е годы в Германии, Франции появляется новое наименование П.Н. - политология. Курс политологии рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. С 1989 г. курс политологии преподается в высших учебных заведениях Беларуси.

Основные факторы, определившие появление отдельной политической науки.

· Расширение и усложнение масштабов политических процессов в странах Европы, недостаточность интуитивного понимания политических проблем при их решении со стороны государства, потребность в научном познании политики;

· Демократизация общества (введение всеобщего избирательного права, создание и рост политических партий, группировок, движений) способствовала вовлечению в политический процесс все большего количества населения, которое также нуждалось в политических знаниях.

· Необходимость государственного вмешательства в регулирование всех сфер общественной жизни в связи с возрастанием нестабильности, кризисов (экономических, экологических, демографических и т.д.)


Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.165 сек.)