Читайте также:
|
|
Стоицизм (от слова «стоа» - «колоннада», «портик») возник в Греции в конце IV в. до н.э., однако одним из самых распространенных течений он становится в эллинистический, римский период. Римские стоики мало внимания уделяли воззрениям на природу или гносеологию. В центре их внимания – жизнь человека.
Наиболее видными представителями римского стоицизма (новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека (ок. 4 г. до г.э. – 65 г. н. э.) был всесторонне образованным человеком, длительное времяработал адвокатом; общественное положение и почести ему приносит должность воспитателя будущего императора Нерона. Когда Нерон стал императором, Сенека посвятил ему свой трактат «О милосердии», в котором призывал тирана сохранять умеренность и придерживаться республиканских принципов. Сам Сенека был богатым сибаритом, окружившим себя роскошью. После пожара в Риме в 64 г. н.э. возросла ненависть к богачу, и Сенека вынужден был бежать в свое имение. Был обвинен в подготовке заговора и покончил самоубийством.
Сенека исходит из того, что все во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Есть правящая сила как «высшее благо и наивысшая мудрость» (бог). Душа человека бессмертна. Высший этический принцип – «Живи в согласии с природой», «подчиняйся судьбе». Смысл жизни – в достижении абсолютного душевного спокойствия («атараксия»).
В трудах «Письма к Луцилию», «О счастливой жизни», «О добродетели», «О стойкости философа» и других Сенека ратует за умеренный образ жизни, моральное самосовершенствование, уход в себя и отказ от участия в политической, общественной жизни. Индивидуализм Сенеки был реакцией на бурную и в сильной мере аморальную политическую жизнь в Риме во времена Нерона.
Другой видный представитель позднего стоицизма – Эпиктет (50-138 гг. н.э.) – первоначально был рабом, стал вольноотпущенником и полностью посвятил себя философии.
По Эпиктету, в мире властвует мировой разум – логос (бог). Центральный мотив его философии – смирение с данной реальностью. Он за равенство людей, осуждает рабовладение, высоко ценит свободу, но последнюю ограничивает духовной свободой («Единственный путь к свободе состоит в том, чтобы презирать все, что не находится в нашей власти»).
К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин (121-180). Его идеи изложены в дневнике «К самому себе». Идеи эти пессимистичны, направлены на достижение добродетели, т.к. подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством». «Свернись в себя самого», «живи незаметно», - советует император. Ко всему следует относиться спокойно, ибо «что бы ни случилось с тобой – оно предопределено тебе от века» и «все человеческое есть дым, ничто». В то же время он вопрошает: «Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии…».
После стоиков идет разложение античной философии. Получают распространение скептицизм (Секст Эмпирик), эклектицизм (Цицерон), неоплатонизм (Плотин и др.).
Последнее изменение: Четверг, 22 Ноябрь 20
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |