Читайте также:
|
|
В истории духовной культуры антропоцентризм выступает как этап становления (аспект) широкого и влиятельного в современных условиях течения философской антропологии.
Философская антропология рассматривает учение о человеке как центральное звено философского мировоззрения, основной принцип понимания сущности и субстанции бытия.
Для философско-правовой мысли существенно важно, что антропоцентризм исторически выступил как тип философствования, связанный с созданием предпосылок секуляризации правовой деятельности, начальным этапом становления антропологического подхода, когда человек только приобретал статус основного субъекта и объекта философствования (эпоха Возрождения).
Решительный поворот в сторону реального антропоцентризма и реального гуманизма был совершен в трудах Н. Макиавелли (1469–1527), которых предельно заострил вопрос об отделении практической политики от церкви и религиозных догм. Макиавелли не отрицал влияния морали и религии на политику, однако, он упрекал католическую церковь в безнравственности и вмешательстве в деятельность государства. В управлении властными процессами надо исходить не из абстрактной морали, а из реального знания человеческой природы. Правитель, стремящийся добиваться реальных успехов, должен быть безжалостным, уметь применять силу, внушать не только любовь, но и страх, скрывать свои слабости. В политике не следует поддаваться привязанностям, поэтому сам Макиавелли, в идеале стремясь к республике, укреплял монархию; понимая роль личной свободы, жертвовал ею во имя интересов страны. В то же время, он понимал роль права в обществе. «Ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и установлений. Когда они прочно утверждены и отмечены величием, государю воздают за них почестями и славой».
Нравственно-психологический личностный аспект антропоцентризма, не менее необходимый для развития правосознания, представлен в трудах М. Монтеня (1533-1592). Юридические законы, по Монтеню, устанавливаются человеческим разумом, однако могут быть несовершенны. Революционные устремления к изменению законов чаще всего несут в себе опасность нарушения общественной стабильности.
Идеи антропоцентризма получили своеобразное «философское подкрепление» со стороны географического детерминизма Ж. Бодена (1529-1596). В соответствии с ним многие социо-культурные качества людей и общества зависят от природных условий, в которых они зародились и развивались.
Своеобразной вершиной антропоцентризма как формы философской рефлексии правовой мысли можно считать взгляды Г. Гроция (1583-1645), анализу которого подвергались вопросы, наиболее значимые для философско-правовой мысли того времени.
В основе права, по Гроцию, лежит идея справедливости, которая осознается разумом, направляется волей и составляет содержание юридического права.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |