Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Воображение и мышление. Воображение и творчество

Читайте также:
  1. IV. Правотворчество: понятие, функции, виды. Стадии законотворческого процесса.
  2. А) Жизнь и творчество
  3. Азақ ақын-жазушыларынан қиял түрлерін (қайта жасау, творчестволық қиял, арман) көрсететін нақты мысалдар келтіріңіз.
  4. Барокко в музыкальной культуре. Творчество И.С. Баха
  5. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.
  6. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ. НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
  7. ВООБРАЖЕНИЕ
  8. Воображение
  9. ВООБРАЖЕНИЕ
  10. Воображение

 

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сво­дятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

воображение и мышление мотивируются потребностями лич­ности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение по­требностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной фор­ме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирова­ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно по­знавать мир;

в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситу­ации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начи­нается деятельность, существуют две системы опережения созна­нием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В осно­ве воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышле­ния — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществля­ется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться дей­ствие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышле­ния, необходимо заметить, что проблемная ситуация может ха­рактеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то дей­ствует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет при­нять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необ­ходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволя­ет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключа­ется и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и худо­жественном творчестве. Творчество без активного участия вообра­жения вообще невозможно (рис. 2).

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и на­ходить нетривиальные решения проблем. Так, например, в мате­матике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "до­пустим, что...", "представим себе, что...". Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмече­ны, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантази­ровать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

 

 


 

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процес­сов творчества:

подготовка (зарождение идеи);

созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостаю­щих сведений);

озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

проверка.

Изучение роли воображения в процессах научного и техничес­кого творчества осуществляется специалистами по психологии на­учного творчества.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важ­нейшей особенностью воображения художника или писателя явля­ется его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писателя, оказы­ваются пропущенными сквозь своего рода "обогащающее устрой­ство", которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы писа­тель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слу­шателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявля­ется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обес­печивается знаниями, подкрепляется способностями, стимули­руется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную слу­чайными, несущественными деталями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Каковы виды и формы проявления воображения?

2. Перечислите функции воображения.

Вернуться вверх




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав