Читайте также:
|
|
Философия Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Считают, что первым философом Беларуси была Ефросинья Полоцкая (1110-1173) –человек мировой образованности, создавший первую в Беларуси библиотеку. Ефросинья Полоцкая пропагандировала христианские ценности, приняла монашество и ушла от светской жизни. Она была признана святой как католической, так и православной церковью.
Вторым представителем белорусской философской мысли был Кирилл Туровский (1130-1173) – прекрасный оратор, ритор. Согласно его мнению, разум имеет два предназначения – божественное и земное.
XIII – XIV века связаны с татаро-монгольским игом в России, поэтому в это время наблюдается формирование польско-литовского вектора белорусской истории. В XV-XVI веках на территорию Беларуси проникают идеи Запада. В это время Беларусь приобщается к западной культуре.
Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике - одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальных духовных традициях сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.
Говоря о сегодняшней философии необходимо отметить, что она развивается в сфере методологической и гносеологической проблематики, проблемы аргументации. Можно выделить таких белорусских современных мыслителей как Степин, Яскевич, Чуишов, Зеленков.
17. Русская философия. Русский космизм: основные идеи и принципы
В силу того обстоятельства, что в истории философии не существует единой концепции касательно истоков русской философии, её периодизации и её значения, исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил — первый историк русской философии — усматривал её истоки в дидактическом «Поучении» Владимира Мономаха, тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого. Такой подход представлен, к примеру, в работах Бориса Яковенко.
Сведение русской философии к просвещенческой парадигме неоднократно подвергалось критике в виду редуктивизации русского философского наследия прежних эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры уходящее корнями в богословско-дидактическую литературу Древней Руси (к числу первых русских философов относят Климента Смолятича, Кирика Новгородца, Кирилла Туровского и др.).
По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
По мнению доктора философских наук Андрея Сухова ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.
К числу основных направлений русской философии можно отнести:
Западничество и либерализм
Славянофильство и почвенничество
Народничество
Анархизм
Космизм
Толстовство
Софиология
Евразийство
Марксизм-ленинизм
Этатизм
Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин). Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практическидеятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.
18. Метафизика и онтология – как основные стратегии интерпретации универсума.
Аристотель называет "первой философией" ту, которая исследует сущее как таковое. В 1 в.до н.э. ее назвали метафизикой (после физики). Метафизическое познание - познание, опирающееся не на чувства, а на интеллектуальное созерцание, когда ум видит сущность. Идеалы построения метафизики - создание универсальной теории, претендующей на полное объяснение мира в целом и отдельных его частей. Способы интерпретации универсума - созерцание, познавание, вопрошание, вслушивание.
ЭТАПЫ: 1.метафизика субстанции (Аристотель). 2.метафизика субъекта (Декарт). 3.Трансцендентальная метафизика - условия возможности априорного знания (Кант). 4.Метафизика оснований (Ротри).
ОНТОЛОГИЯ
"Отцы" - Гераклит, Парменид, Платон.
Исследование проблемы существования реальности
-АНТИЧНОСТЬ. Поиск субстанций
-СР.ВЕКА. Предмет онтологии - Бог
-НОВ.ВР. Природа научного познания
-19-20 вв. Проблема существования человека.
ОСНОВНЫЕ Ф-МЫ БЫТИЯ
-бытие природы(природа: уз.см-объективн.реальность-все то, что сущ. вне и не зависит от сознания чела; шир.см-окруж. среда)
СФЕРЫ ПРИРОДНОГО БЫТИЯ: геосфера,биосф,наосф,техносф.
-бытие человека
-бытие духовности(сознания)
-бытие общества
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 67 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |