Читайте также:
|
|
Социология, как и жизнь общества, наукой о которой она является, многообразна и сложна. С помощью социологии исследуются самые многочисленные социальные явления и процессы, в центре которых находятся взаимодействующие между собой социальные общности. Общество как таковое – это прежде всего те различные социальные общности, в которых мы живем и работаем, учимся и отдыхаем. Это большие и малые социальные группы, трудовые и учебные коллективы, семьи и дружеское окружение, этносы и нации, города и села и т.д.
Люди, живущие в социальных общностях, хотят все больше знать не только о них, но и о том, как добывается социологическое знание. Взрыв интереса к социологии в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты и отделения, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 15 лет назад все было совсем не так.
Сейчас трудно себе представить деятельность любого средства массовой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы, телевизионные и радиостанции, не использующего активно материалы социологических исследований. Правда, иногда они создают образ социолога, не соответствующий в полной мере реальному положению дел. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распространением, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога – с человеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечающими на вопросы анкеты и участвующими в интервью в качестве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.
Говоря о социологии как о науке, ее полезно сравнить со своеобразной оптической системой, которую человек может использовать в качестве собственных «очков» - как от социальной «близорукости», так и от социальной «дальнозоркости». В одних случаях человеку требуется видение и знание перспективы: что может ожидать его, близких ему людей (или его недругов), если в обществе восторжествует та или иная линия развития? От этого во многом зависит стратегия деятельности человека. Поэтому не случайно многие сегодня стараются найти в социологической литературе описание возможных сценариев изменений в российском обществе, его отношений с ведущими странами в мировом социальном пространстве.
В других случаях человек заинтересован в том, чтобы поглубже разобраться в текущих проблемах сегодняшнего дня, получить для себя ответ на конкретный вопрос, скажем, правильно ли он ведет себя в определенной социальной ситуации, соблюдает ли принятые «правила игры», не выглядит ли его поведение как форма социального эпатажа, не бросает ли он вызов обществу и т.д. Здесь нужны уже совсем другие социальные «очки». Но и их вполне можно найти в социологии, которая в данном случае выступает как хороший «магазин оптики», где при желании можно обнаружить либо уже готовые «очки» (получить бесплатную информацию в существующей литературе), либо купить их (заплатив за имеющиеся, но не опубликованные результаты исследования), либо заказать новые (если есть деньги на проведение специального исследования).
Как сегодня люди воспринимают социологию? Для одних она – это особый вид общественной практики, нечто вроде социальной работы, направленной на улучшение положения людей, нуждающихся в особом внимании к себе. Для других социология – это знание, которое выступает как способ объяснения и понимания социальной ситуации, социальной среды, социального мира. Одни рассматривают социологию как средство добывания знания, другие - как его практическое использование.
Особенно часто занятие социологией связывается с двумя сферами деятельности - изучением общественного мнения и маркетингом. Все понятно: в этом находит свое отражение современная ситуация в России с ее движением в сторону политической демократии (где социология выступает одним из средств ее обеспечения с помощью опросов общественного мнения) и рыночной экономики (в которой маркетинг играет доминантную роль). Правда, при более внимательном подходе изучение общественного мнения и маркетинговые исследования по существу оказываются близкими друг к другу. В конце концов, нет принципиальной разницы в выявлении мнений людей по вопросам внешней и внутренней политики и потребления мыла и зубной пасты.
Можно утверждать, что в России возник и набирает силу опросный бизнес, методы которого сходны с методами социологического исследования. В эту сферу и стремится молодежь. Как и любой нормальный бизнес, опросный требует серьезной подготовки. Сегодня ее можно получить наиболее качественно, обучаясь по специальности "социология". Как видно, социология "привязывается" все жестче и к политическим, и к экономическим отношениям в обществе.
Однако дело не только в профессиональном образовании будущих социологов. Изучение основ социологии, а в ряде случаев ее методов становится обязательным для многих специальностей в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Трудно представить качественно подготовленного современного менеджера, психолога, социального работника, экономиста, специалиста по работе в сфере "отклоняющегося поведения", педагога и т.д. без соответствующего этим профессиям знания основ социологии.
И здесь нельзя не сказать о той пользе, которую получают и могут получить люди, изучающие социологию в учебных заведениях самого разного профиля. Она (польза) - в возникновении социологического представления о том, как и зачем мы живем в том обществе, которое имеем; в установлении широкого взгляда на социальные процессы, в которые мы включены; в формировании аналитического и критического способов социального мышления; в избавлении от дуализма (двойственности, раздвоенности) "я - общество" и осознании себя как его необходимой части.
Так мы снова вернулись к вопросу о пользе социологии для человека, ее изучающего и ею занимающегося. Социология всегда стоит между ним и обществом. Иногда она их связывает, в ряде случаев - разъединяет. Большинство людей вообще не осознает этой цепочки: «общество - социология – личность» или, по крайней мере, не задумывается над таким вопросом. В обыденной, повседневной жизни им это просто не нужно.
Можно ли описать образ социолога, имеющийся в сознании людей, подобно тому как существует образ врача (человека в белом халате со стетоскопом), учителя (человека строгих нравов в строгой одежде со "строгим" классным журналом в руках), рабочего (человека в синем халате или телогрейке, работающего на станке)? Чисто внешними аксессуарами социолога являются анкета и магнитофон. Но последний в такой же степени характеризует и журналиста. Остается лишь анкета. Во всем остальном социолог внешне "не распознаваем". Его экипировка не отличается ничем от той, что характеризует представителей самых разных интеллектуальных профессий.
Может быть, это и хорошо, если учесть сравнение социолога с разведчиком, к которому прибегает американский социолог П.Бергер. Правда, здесь аналогия касается уже не внешних атрибутов, а содержания деятельности[1]. Также как хороший разведчик докладывает то, что есть, а решения об использовании этой информации принимают другие, социолог должен с предельной достоверностью описывать некий театр социальных действий. Вопрос о том, какими должны быть изменения и - особенно - что и как делать, касается социолога в значительно меньшей степени, чем людей, обязанных принимать решения по своему статусу. Это очень важно иметь в виду при всяческих разговорах о пользе социологии и ее эффективности. Каждый, кто занимается социологией (либо пользуется ее услугами и даже их заказывает), должен уметь проводить демаркационную линию между тем, что она в состоянии делать и чего от нее требовать нельзя.
Социологию интересуют обе основные формы социального существования: как общество, так и личность. Однако общество и личность соединяются и разъединяются посредством социальных общностей, социальных групп, социальных институтов и организаций, вне которых они не только не функционируют, но и не могут быть понятыми и изученными. Следовательно, и эти формы социального существования, которые на первый взгляд оказываются промежуточными, но на самом деле - центральными, становятся предметом самого пристального интереса социологии.
«Ядром» предметного поля социологии выступает, на наш взгляд, социальная общность. Под ней мы понимаем взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности1. К социальным общностям можно отнести все (или большинство) устойчивых форм самоорганизации социального субъекта. Это и семья, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональные и территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.
Предметное поле социологии оказывается достаточно широким, и взаимодействующие, находящиеся в состоянии динамических изменений социальные общности составляют только его сердцевину, «ядро». Другими предметными зонами этой науки являются социальные действия и взаимодействия, социальные процессы, социальные институты и организации, социальная структура, наконец, общество как целостная органическая система. С учетом сказанного мы можем дать следующее определение предмета социологии: это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их поведении в социальных процессах; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений.
Уровни исследования социальных общностей, проблем, в них возникающих, социальных процессов, взаимодействий и отношений, социальных институтов и организаций могут быть самые различные. Все зависит от того, кто (или что) выступает объектом и предметом социологического изучения, как исследователи собираются его проводить. Но именно они, уровни исследования, в значительной степени определяют реальную структуру социологического знания.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |