Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность и социальное значение государства

Читайте также:
  1. A) все источники доходов государства;
  2. A) обозначение столбца и номера строки.
  3. A) обозначение ячейки, составленное с помощью $ и номера столбца и (или) номера строки.
  4. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  5. I. Духовный кризис и значение психоанализа
  6. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  7. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  8. I. Сущность и социальное назначение государства.
  9. I. Сущность и социальное назначение государства.
  10. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.

Сущность – внутреннее главное основополагающее качество того или иного явления или процесса, которое его предопределяет, делает таким, какое оно есть в действительности

Сущность гос-ва - в его власти, в содержании и назначении госвласти. Ленин – вопрос о сущности гос-ва – это вопрос о власти, о том, в чьих руках она находится и в чьих интересах она осуществляется.

В гос-ве 2 начала или 3:

1) узко-групповое – власть будет действовать в интересах социально-сильной группы

2) узко-социальное

3) персоноцентристкие начала сущности гос-ва

 

основное назначение гос-ва – создать и обеспечить условия для всестороннего развития личности

 

06.10.14

Типология государства

Тип – высший классификационный разряд, выделяющийся в отличие от вида и рода на основе наиболее значимых, существенных, сущностных признаков гос-ва

Типология –

Нет единого подхода к типологии гос-тв. Ни одна классификация не мб универсальной.

1. Формационный подход – основ на учении Маркса. Тип гос-ва связывается с типом общ-экономической формации, которая определялась Марксом как определенное состояние общ-ва, определяемое уровнем развития производственных отношений и соответствующем этому уровню характеру производительных сил общества. Производственные отношения в рамках такого подхода составляют экономический базис общ-ва, а гос-во и право рассматриваются как политико-идеологическая надстройка над базисом. Эти производственные отношения определялись характером и принадлежностью собственности на основные ср-ва производства. Маркс выделял 3 общественно-экономические формации: первобытно-общинная, эксплуататорская, коммунистическая – трехчленная. Пятичленная: первоб-общ, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Пятичленке соответствует 4 типа государства (в п/общ – нет гос-ва) – рабовлад, феод, буржуазное гос-во, социалистическое гос-во. Каждое общ-во должно последовательно пройти все эти формации и соответственно дб последовательная смена типов гос-тв. Коммунистическая формация – высший тип в развитии об-ва. Этот подход историчен. Хорошо проработана взаимосвязь политики и экономики. Смена формаций – в рез-те социальной революции. Они происходят потому что производительные силы развиваются быстрее, чем меняются производственные отношения – появляется разрыв. Этот разрыв преодолевается революцией. Недостатки подхода – не универсален – не охватывает всего многообразия гос-тв (метод построен на основе европейских гос-тв). На востоке нет формаций в классическом виде – АСП. Очень жесткая смена формаций, в общ-ве не мб такой жесткой однолинейной схемы. Коммунистический строй – высший строй общ-ва – задана конечная точка развития общ-ва, а общ-во не может остановиться в развитии. Разрыв м/у потребностями и возможностью их удовлетворения – это рычаг, двигающий общ-во, не позволяющий ему загнивать

2. Цивилизационный подход – тип гос-ва связывается с типом цивилизации, а не с общ-но-эк формацией. Понятие цивилизации впервые введено в научный оборот в конце 18 века Данилевским. Тоинби, Шпенглер, Ростоу, пассионарность. Цивилизация – замкнутое, локальное сосстояние общ-ва, характеризуемое особенностями его социо-культурного, духовного, религиозного развития. Несколько критериев подхода (поливариативность). Нет жесткой линейной схемы. Недостатки подхода: игнорирование экономического критерия, дает хар-ку общ-ва, а не гос-ва. Ростоу попытался исправить недостатки в работе «Теория стадий экономического роста». Ростоу связывает тип экономич роста не уровнем развития отношений и классовости об-ва, а с характером эконом отношений. Общ-во проходит неск экономич стадий: традиционное (на патриархальных отношениях и на натуральном обмене и аграрном секторе произ-ва), развивающиеся общ-ва (товарно-денежные отношения, мануфакт произ-во), общ-во экономич сдвига (переход к промышленному произ-ву), переходное общ-во (эпоха НТР), общ-во высокого уровня потребления (гос-во всеобщего благоденствия – сглаживание социальных противоречий

3. Религиозный подход – ЛА Морозова – тип гос-ва – это характер взаимоотношений гос-ва и церкви. 4 типа гос-тв: теократическое (моноконфессиональность, религия носит государств хар-ер госвласть равна религиозной власти, глава гос-ва-глава религии (Ватикан) или светская власть подчинена духовной (Иран)), клерикальное (поликонфессиональность, одна из религий – доминирующая и носит госхарактер и госфункции (брак) (В/бр)), светское (свобода вероисповедания и совести, церковь отделена от гос-ва, а школа от церкви,церковь имеет статус юридического лица, церковное имущ-во – собственность церкви (Россия ст 14Конституции), атеистическое (церковь не просто отделена от гос-ва, а лишена статуса юридического лица, ее имущество признается собственность гос-ва (Албания).

4. Степень правовой свободы личности (личностный подход) – Гегель, Назаров. Классификация: деспотические (свободен деспот), античные (свободны граждане), сословные (некоторые сословия свободны), социальное (свободны все) (на то время это была Пруссия как считал Гегель).

5. Правовой подход – тип гос-ва сос степенью правовой свободы общ-ва (насколько народ участвует в жизни гос-ва)

6. Исторический – со временем происхождения гос-ва (древнейшее, новое, новейшее и тд)




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав