Читайте также:
|
|
Переменные или массивы, которые рассчитываются и используются внутри программного модуля, т. е. являются результатами промежуточных расчетов, называются локальными.
Взаимодействие двух модулей может осуществляться так, что некоторые переменные используются только этими модулями. Такие переменные имеют более широкую область применения и должны храниться все время, пока не будут вызваны взаимодействующие модули; они называются обменными.
Ряд переменных и массивов, используемых многими модулями и группами программ в комплексе, — это глобальные переменные характеризуемые наиболее широким использованием и соответствующие высшему иерархическому уровню среди данных. Они объединяются в информационные модули и в основном определяют сложные связи внутри комплекса или группы программ по получению, использованию и преобразованию информации. Функциональная иерархия программ в значительной степени определяет структурное построение массивов данных и их иерархию.
Спасо - Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
Валаам — одна из славнейших и самых древних обителей России — относится к числу мест, будто особо предназначенных для прославления Творца, напоминающих о первозданной гармонии бытия. Монастырь находится в северной части самого большого в Европе Ладожского озера, на архипелаге площадью 36 км2. «Поразительной природы, - сдобной Валаамской, не встретить нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, островки, мыски, бухточки. Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид», — писал известный гидрограф XIX в. А. П. Андреев. Паломники того времени называли Валаам уголком земного рая, Северным Афоном. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света».
Согласно местному преданию, еще св. апостол Андрей разрушил здесь капища и воздвиг крест, а во времена Крещения Руси на остров пришли преподобные Сергий и Герман, основатели обители. По преданию, они были греческими священниками-иноками, пришедшими в X в. во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Преподобные Сергий и Герман и их последователи своей строгой аскетической жизнью просвещали светом Христовой веры языческие карельские племена. Обитель стала оплотом Православия на Севере Руси.
Причины скудости сведений о давнем валаамском прошлом — не только глубокая древность основания обители, но и ее трудная судьба. Монастырь, вследствие своего положения близ границ владений Новгорода Великого, неоднократно разорялся шведами, возможно, возродился на рубеже XIV - XV вв., когда мы располагаем достаточно подробными сведениями о нем в «Сказании о Валаамском монастыре». Чтобы уберечь мощи преподобных Сергия и Германа от поругания, братия высекла в скале глубокую могилу и в ней скрыла святые останки, над которыми соорудила деревянную, а затем каменную церковь во имя Преображения Господня. Там мощи пребывают под спудом, являя многочисленные чудеса. По молитвенному обращению к угодникам Божиим они помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, страдающим от душевных и телесных болезней, пьянства и других недугов. Имеются летописные сведения об обретении (1163 г.) и возвращении (1180 г.) мощей на Валаам. Началось общероссийское почитание (1819 г.); настоятель Коневского монастыря иеромонах Илларион (Кириллов) составил службу преподобным.
В 1823 г. была сооружена серебряная рака над мощами. В 1907 г. был опубликован акафист преподобным, составленный архиепископом Финляндским и Выборгским (с 1905 по 1917 гг.), впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Сергием (Страгородским, 1867-1944), особенно любившим Валаам.
Обитель прославилась целым сонмом угодников Божиих, духовных преемников преподобных Сергия и Германа, включенных в Собор святых, на Валааме просиявших (память — 7 августа старого стиля). К их числу относят преподобных Авраамия Ростовского, Корнилия Палеостровского, Арсения Коневского, Савватия Соловецкого, его ученика — святителя Геннадия Новгородского; преподобного Александра Свирского и его учеников — преподобных Афанасия Сяндемского и Адриана Ондрусовского, преподобномученика Евфросина Синоезерского, преподобных Льва Оптинского, Германа Аляскинского, Арефу Верхотурского; святителей Иоанна Новгородского и Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. Различные предания связывают с Валаамом также имена преподобных Германа Соловецкого и Евфросина Тверского, иноков Геннадия Усть - Шехонского и Саввы, в 1470-е гг. положившего начало Сенному монастырю у западного побережья Ладоги.
На рубеже ХV-ХVI вв. Валаам именовался «честною и великою Лаврою», изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Здесь были «великая и зело прекрасная и превысокая» Преображенская церковь с приделами Рождества Христова и святителя Николая и рядом — трапезная церковь. Обители принадлежали множество скитов, преимущественно по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли. Однако Господь вновь и вновь попускал Валааму терпеть тяжкие испытания. 20 февраля 1578 г. шведы напали на обитель. Мученическую кончину претерпели священноинок Тит, 17 монахов и 16 послушников, ныне они прославлены в лике святых. Многие напасти преследовали монастырь в конце XVI в.: пожар при очередном разорении, эпидемия чумы в 1581 г., от которой скончались 37 монахов и 47 послушников. После заключения мира со Швецией в 1595 г. земли Новгорода были возвращены России. Заботами царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 г. шведы, разрушив г. Корелу (Кексгольм, ныне Приозерск), высадились на Валааме при игумене Макарии и предали обитель огню и мечу. Остров опустел. По Столбовскому миру 1617 г. он вместе с территорией к западу от р. Волхов отошел к Швеции. Братия нашла пристанище в Васильевской обители на Волхове.
В ходе Северной войны Россия отвоевала у шведов древние новгородские земли. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. вновь отошла к России, в частности, западная Карелия. В 1715 г. последовал указ Петра I о возобновлении Валаамского монастыря. 13 марта 1719 г. над мощами преподобных Сергия и Германа был освящен деревянный Преображенский храм с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, в 1729 г. построили Успенскую трапезную церковь.
В середине XVIII в. сильный пожар, а позже разрушительный ураган нанесли серьезный урон деревянным постройкам монастыря. Это произошло в правление настоятеля Ефрема (1749-1768, 1777-1781). С возведением его в сан игумена в 1757 г. в обители началась эпоха игуменского правления. В монастыре тогда числилось 18 человек братии.
Церковная реформа императрицы Екатерины II нанесла тяжелый удар по русскому иночеству. Однако последние десятилетия XVIII в. в России стали возрождаться аскетические традиции на основе старчества - древней практики духовного руководства, которые всячески старался поддерживать митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Строителем Валаамской обители в 1781 г. владыка Гавриил определил иеромонаха Назария (Кондратьева,1735-1809), мудрого, но отличавшегося внешней простотой старца-подвижника Саровской пустыни. Он ввел на Валааме строгий устав. Хранить душевное и телесное безмолвие, «о себе рассуждать и себя осуждать», — так учил о. Назарий своих духовных чад. Запрещалось оставлять у себя пожертвования, брать монастырское, употреблять спиртное, выходить из обители и принимать у себя мирских людей или переписываться с ними без благословения настоятеля.
При о. Назарий на Валааме установились три иноческой жизни: общежитие, скитское и отшельническое (уединенное) житие. В скитах обычно до 10-15 иноков, устав там был более строгим. Важнейшим делом игумена Назария было строительство с 1783 г. по собственному плану каменного пятиглавого собора и ограждающего его каре келейных корпусов с церквями Успенской (1785) и Никольской (1793; упразднена с основанием Никольского скита). По своей архитектуре Преображенский собор был близок к Успенскому собору Саровской пустыни. В 1799 г. в монастырском соборном храме был освящен придел во имя преподобных Сергия и Германа. В 1793 г. шесть иноков и четыре послушника Валаамского и Коневского монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) отправились на далекую Аляску, где образовали Православную миссию. До 12 ООО алеутов были просвещены светом Христовой веры. Но владыка Иоасаф (Болотов), возведенный в сан епископа в 1799 г., и другие члены миссии погибли при кораблекрушении, возвращаясь из Охотска на Кадьяк. Мученически закончил свою жизнь иеромонах Ювеналий, причисленный к лику святых Американской Православной Церковью. Заступником и просветителем алеутов до своей смерти в 1836 г. оставался Валаамский монах, преподобный Герман, которого уже при жизни почитали как святого. С его кончиной завершилась Валаамская миссия, Православие на Аляске и Алеутских островах начало самостоятельную жизнь.
В 1801 г., в возрасте 66 лет, игумен Назарий отошел от настоятельства. Любитель пустынного безмолвия, он пожелал поселиться в уединенной келье стеди леса, в километре от обители. Занятием преподобного были непрестанная молитва и рукоделие. Иждивением старца Назария был издан перевод аскетических писаний святых отцов — «Добротолюбие». После трехлетнего пребывания на покое внесение обстоятельства вынудили о. Назария оставить Валаам и вернуться в Саровскую обитель. Преемник о. Назария — игумен Иннокентий Моруев; |1828), олонецкий уроженец, поступил в
обитель еще в 1765 г. и много потрудился на ее благо. Последние годы своей жизни он посвятил восстановлению Андрусовского и Сяндемского монастырей на восточном побережье Ладоги. При нем и его преемнике игумене Ионафане штат монашествующих увеличили до 50 человек. Было построено внешнее каре монастырских корпусов (1814) с надвратными церквями, характерными для провинциального классицизма, — во имя святых апостолов Петра и Павла (1805-1809) и больничной церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1814). Пожертвование купца Ф. Ф. Набилкова позволило надстроить над ней в 1835-1837 гг. Свято-Троицкую церковь.
При игумене Иннокентии, 10 августа 1819 г., монастырь неожиданно посетил «как простой паломник» император Александр I. Он приплыл из Сердоболя (ныне г. Сортавала) на монастырской лодке, войдя в собор, приложился к иконам, взял благословение у иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене — в два часа ночи. Император разговаривал с монастырскими старцами, посетил убогую келью отшельника схимонаха о. Николая (ныне сохранилась восстановленная часовня-беседка над его могилой; поблизости — фундаменты часовни над кельей). Обитель своей строгой монашеской жизнью произвела на императора неизгладимое впечатление. В память посещения Валаамского монастыря государь предложил, чтобы братию обители возглавляли настоятели в сане архимандрита, но о. Иннокентий заметил, что «игуменство более прилично для общежития уединенного монастыря». Следующее Высочайшее посещение Валаама — императором Александром II с членами Императорской фамилии, среди которых был будущий Александр III, — произошло уже при игумене Дамаскине, в 1858 г. В память об этом посещении у Святых врат монастыря была построена «Царская» часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1865).
В период управления игумена Дамаскина (Кононова, 1794-1881) Валаам достиг высочайшего расцвета. О. Дамаскин — сын тверского крестьянина, с 20-ти лет странствовал по обителям Киева и северного края. В 1819 г. он оказался на Валааме. «Желаю спастись, научите!» — только и мог сказать будущий игумен своему духовному наставнику иеросхимонаху Евфимию. Он трудился в конюшне, хлебопекарне, швейной, всякий день приходил к старцу на исповедь. 12 лет он подвизался во Всесвятском скиту, а затем поселился в уединенной лесной келье.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), покровитель Валаама, тогда архимандрит, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии, указал императору Николаю I на о. Дамаскина при выборе кандидата на игуменство. В декабре 1838 г. его посвятили в священный сан, а затем и в сан игумена в Казанском соборе Санкт-Петербурга. О. Дамаскин обладал дарами не только мудрого духовного наставника, но и строителя-архитектора, агронома, метеоролога и ботаника (он первым начал изучать климат и природу Валаама), писателя и библиографа, историка (разыскивал древнейшие свидетельства о монастыре). Он успешно занимался и хозяйством монастыря: пустовавшая казна за 5 лет управления о. Дамаскина пополнилась на 77 ООО рублей — преимущественно за счет благотворителей. Было налажено регулярное пароходное сообщение со столицей, благодаря чему Валаам стал доступен тысячам паломников. Особый интерес у них вызывало сформировавшееся при о. Дамаскине уникальное монастырское хозяйство. О. Дамаскин состоял в переписке со многими учеными: биологом Н. И. Железновым, филологом А. X. Востоковым, гидрографом А. П. Андреевым, историком М. С. Соловьевым, архитектором А. М. Горностаевым.
Последний внес особенно значительный вклад в строительство Валаамского монастыря. А. М. Горностаева (1808-1862), одного из основоположников русского стиля в архитектуре, рекомендовал о. Дамаскину свят. Игнатий. Среди Валаамских построек Горностаева — церкви Никольского, Всесвятского, Святоостровского и Предтеченского скитов, Водопроводный дом, Зимняя гостиница. Другим крупным зодчим, работавшим на Валааме при игумене Дамаскине, а также при игумене Ионафане, был епархиальный архитектор Г. И. Карпов (1824-1900), построивший церкви Ильинского, Коневского и Авраамиевского скитов, Игуменского кладбища, Работный дом. Президент Академии художеств Ф. М. Иордан под влиянием бесед с о. Дамаскином незадолго до смерти принял Православие. Валаамский монастырь, преобразившийся при игумене Дамаскине, в разные годы посещали и другие известные люди: художники П. И. Балашов, В. А. Бондаренко, Ф. А. Васильев, А. В. Гине, П. П. Джогин, М. К. Клодт, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих, И. И. Шишкин; поэты и писатели А. Н. Муравьев, Ф. И. Тютчев, называвший о. Дамаскина «очень праведным человеком», А. Н. Апухтин, Н. С. Лесков, К. К. Слу-чевский, В. И. Немирович-Данченко, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, философ В. С. Соловьев, химик Д. И. Менделеев, геологи А. А. Иностранцев и М. Н. Миклухо-Маклай, Э. Лённрот — составитель «Калевалы», географ Ю. М. Шокальский.
Прожив в обители 62 года, о. Дамаскин тихо почил 23 января 1881 г. Ученик и многолетний наместник обители, игумен Ионафан (Дмитриев), осуществил строительство нового собора.
Следующий настоятель, игумен Гавриил (Гаврилов), особое внимание уделял монастырскому хозяйству, были открыты новые скиты на островах: Сергиевский (1899), Тихвинский (1899), Германовский (1903), и подворье в Москве (1901). При нем и его преемниках, игуменах Виталии (Батракове), Пафнутии (Андрееве) и Маврикии (Баранове), Валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырем (братии — более 1200 человек, паломников в праздники — 4000). При обители насчитывалось 13 скитов.
В Первую мировую войну 264 монастырских насельника были призваны на военную службу, и началось постепенное оскудение обители. После октябрьского переворота 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что на время сохранило обитель от посягательств безбожных властей. Однако 1918 г. был одним из самых трудных для монастыря: голод, эпидемии, конфискации части имущества. Валаамские же иноки, оказавшиеся в России, подверглись репрессиям.
С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 г. автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В сложных политических условиях Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы. Она приняла новый календарный стиль, западную пасхалию, не признаваемую остальным православным миром. После того как в 1925 г. значительная часть братии отказалась сослужить с возглавляющим Финляндскую Церковь епископом Германом (Аавом) и греческим митрополитом Германом, перед этим отслужившими Пасху по западному календарю, в монастыре начались гонения. Ряд монахов были высланы в отдаленные скиты, лишены должностей (на богослужения они стали собираться в гончарной мастерской). Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны: Сербию, Германию, Станцию, США, Марокко.
Несмотря на печальное разделение братии, Валаамская обитель оставалась светильником Православной веры. Здесь ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, на средства обители издавался журнал «Утренняя заря», книги. Средоточием духовной жизни Русского Зарубежья Валаам был до советско-финской (Зимней) войны 1939-1940 гг. После нападения СССР на Финляндию 20 декабря 1939 г. началась постепенная эвакуация братии. Наибольшему разрушению монастырь подвергся 2 и 4 Февраля 1940 г., когда Валаам бомбили более 70 советских самолетов. Сгорело северное крыло монастырского каре с рухольной, больницей и церковью, верхняя часть которой была разрушена.
Во время эвакуации братия сумела вывезти ризницу, 20 000 томов книг и рукописей, почти весь архив, раку преподобных, часть икон, утвари верхнего храма и колоколов. Большой колокол отбил последние 24 удара погребального звона по обители. 19 марта 1940 г. опустевший Валаам был передан советскому командованию, разместившему здесь школу боцманов и роту юнг.
В 1949 г. на Валааме был организован совхоз, в 1952 г. — дом-интернат для инвалидов войны и престарелых (действовал до 1984 г.). За несколько десятилетий было разрушено то, что создавалось веками. Монастырские здания даже формально не состояли под государственной охраной. «На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо», — пишет современный автор. Погибли Коневский, Ильинский, Тихвинский скиты, Назариевская пустынь, около 20 деревянных часовен на островах. Последняя, Покровская, часовня сгорела в июле 1982 г., но потом, как и Владимирская, была отстроена заново.
По замечанию бывшего наместника монастыря (с июля 1990 г.), игумена Андроника (Трубачева), впервые источником разрушения обители стали «не войны противоборствующих держав, а разорение собственного гнезда, самоопустошение и самоистребление». Не могла дать новую жизнь Валааму и постепенная музеефикация — устройство в 1965 г. природного заказника, в 1979 г. преобразованного в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. 18 сентября 1989 г., всвязи с обращением митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (с 1990 г. — Святейшего Патриарха Алексия II), Совет Министров Карелии передал в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и близ расположенные скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор (Пьянков).
Первые шесть насельников — иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид (|1994) и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил) — прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 г. и с трудом разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов («Морской дом»). Начались службы в храме преподобных Сергия и Германа, главный престол которого освятил на следующий год в праздник Вознесения Господня митрополит Алексий. В 1990-1991 гг. Верховным Советом Карелии решено было вернуть обители все «храмовые и административно-хозяйственные здания». Валаамский монастырь с 1990 г. ставропигиальный, т. е. состоит под управлением Святейшего Патриарха. Непосредственно братию с января 1993 г. возглавляет игумен монастыря, архимандрит Панкратий (Жердев) (с июня 2005 г. — епископ
Троицкий), ранее исполнявший послушание эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Братия значительно возросла (сейчас в обители 180 человек). Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |