Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Торговое направление в журналистике 1830х годов

Читайте также:
  1. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  2. O стал автoрoм теoрии дуализма, чем пoпытался примирить материалистическoе и идеалистическoе направление в филoсoфии;
  3. Quot;Земля и воля" 70-х годов XIX в. Ее деятельность и значение.
  4. Антропологическое направление.
  5. Биологическое и биосоциальное направление.
  6. Биологическое направление в трактовке человека
  7. Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века.
  8. Буржуазные реформы в России 60-х — 70-х годов
  9. В конце столетия особую актуальность в философии и этике при­обрели концепции, составляющие направление постмодернизма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез).
  10. В первой половине 60-х годов процесс реорганизации колхозов в совхозы возобновился.

Годы николаевской реакции, исключительно тяжелые для развития печати, могли только задержать, но не остановить ее рост. В труднейших условиях передовые писатели продолжали развивать журналистику как орудие общественно-политической борьбы, как важнейшую форму организации общественного мнения.

В конце 1836 года Пушкин в письме к Баранту указывал: «Литература стала у нас значительной отраслью промышленности лишь за последние двадцать лет или около того» (XVI, 199, 401). В этом же письме он с осуждением говорит о взгляде на литературу как на «изящное и аристократическое занятие» — взгляде, свойственном реакционному дворянству.

В 10-х годах писательский труд еще не имел самостоятельного профессионального характера, а читательская среда была еще малочисленна. Вновь возникавшие журналы зачастую гибли из-за отсутствия читателей. Большинство литературных журналов 10-х годов существовало не более трех-четырех лет именно по этой причине. Показательно, что самое понятие журнала не только в 10-е, но и в 20-е годы еще не имело того характера, который оно приобрело впоследствии. В 10—20-е годы и по своей конструкции и по своим организационным формам журнал приближался к типу сборников, альманахов. Недаром в 20-е годы альманахи пользовались особенной популярностью и конкурировали с журналом. В 30-е годы, когда издательская деятельность окончательно сделалась «отраслью промышленности» (Пушкин), самое понятие журнала приобрело значение «зеркала современности» (Белинский). В 30-е годы журнал вытесняет сборники и альманахи. Возросла роль журнала, как орудия политической борьбы.

Все это способствовало в немалой степени и профессионализации писательского труда, и росту читательской массы. Впервые возникали вопросы об авторском праве. Вместе с тем появились и новые, отрицательные, вредные явления для развития литературы и журналистики, связанные с развитием капиталистических отношений. Занятие литературой становилось в большей степени, чем раньше, источником наживы и спекуляции; в русской журналистике стало бороться за господство новое, «торговое» направление, не преследовавшее никаких положительных идейных задач, а боровшееся только за количество подписчиков. В 30-е годы происходит объединение и усиление реакционной журналистики. Правительство, всячески препятствовавшее развитию оппозиционной прессы, поддерживало именно эту реакционную журналистику. Через нее оно стремилось оказывать влияние на общественно-политическую борьбу.

После провозглашения теории «официальной народности» (в конце 1832 года) правительство развернуло планомерную борьбу с частноиздательской прессой. С целью ее подрыва, по почину Уварова, были основаны «Ученые записки Московского университета», а в Петербурге начал издаваться «Журнал Министерства народного просвещения». В 30-е годы один за другим запрещаются литературные журналы, издававшиеся частными лицами: в 1832 году был запрещен «Европеец» И. В. Киреевского; в 1834 — «Московский телеграф» Н. Полевого; в 1836 — «Телескоп» и «Молва» Н. И. Надеждина. В исключительно жесткие цензурно-полицейские рамки был поставлен Пушкин, как издатель и редактор «Современника».

Наряду с поддержкой реакционно-охранительной прессы, правительство расширяло и поощряло всякого рода официальные издания. Характерно, что непрерывный рост официальной периодической печати в 30-е годы был связан с непрерывной убылью частноиздательских литературных предприятий.

В 1825 году по всей России выходило 41 периодическое издание. Из литературных журналов в Петербурге в этом году издавались: «Сын отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Благонамеренный», «Новости литературы», «Северная пчела» (в 1825 году она еще была связана в какой-то степени с передовыми литературными кругами); в Москве в этом же году издавались: «Вестник Европы», «Московский телеграф» и «Дамский журнал».

В 1837 году по всей России выходило 53 периодических издания, т. е. на 12 названий больше, чем в 1825 году, однако литературных журналов было намного меньше. В Петербурге прогрессивная журналистика была представлена к 1837 году «Современником» Пушкина и отчасти «Литературными прибавлениями к „Русскому инвалиду“» (1831—1837) А. Ф. Воейкова, выступавшего на стороне Пушкина. «Современнику» противостояли органы «торгового» направления — «Библиотека для чтения» и официозная «Северная пчела» с ее подсобным литературным изданием — «Сыном отечества». В Москве в 1837 году существовал только один литературный журнал — «Московский наблюдатель».

По сравнению с 1825 годом количество периодических изданий в 1837 году выросло, но за счет официозных, технических и торгово-промышленных газет и журналов.

Ниже освещаются только важнейшие периодические издания, идейное направление которых сыграло более или менее существенную роль в ходе литературно-общественной борьбы.

До 14 декабря 1825 года главными органами передовой литературы являлись «Сын отечества» и «Соревнователь просвещения и благотворения». Оба эти журнала теснейшим образом были связаны с группой Пушкина и его друзей, а также с такими деятелями декабризма, как издатели альманаха «Полярная звезда» — А. Бестужев и Рылеев.1 После 14 декабря начал менять свой облик «Сын отечества», сделавшийся через несколько лет органом реакции. В связи с ликвидацией Вольного общества любителей российской словесности прекратил свое существование журнал «Соревнователь просвещения и благотворения». Перестала существовать и «Полярная звезда», она «скрылась за тучами николаевского царствования», как тридцать лет спустя писал Герцен, открывая лондонскую «Полярную звезду» и подчеркивая преемственность своего издания с альманахами А. Бестужева и Рылеева.

Наряду с большим значением для последующей русской «вольной» печати, альманахи А. Бестужева и Рылеева сыграли также немалую роль и для литературного развития в 20—30-е годы. «Полярная звезда» явилась родоначальницей всех литературных альманахов этого времени. Вслед за ней в Москве в 1824—1825 годах были изданы четыре книжки «Мнемозины», под редакцией В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского. В Петербурге с 1825 года, вступив в соревнование с Бестужевым и Рылеевым, Дельвиг начал издание «Северных цветов», продолжавших выходить ежегодно до 1832 года1 и имевших большой успех. Исторический альманах под заглавием «Русская старина» выпустил в 1825 году А. О. Корнилович совместно с В. Д. Сухоруковым. Наконец, в том же году Булгарин издал театральный альманах «Русская Талия», где впервые в печати появился отрывок из «Горя от ума» Грибоедова.

В период с 1826 по 1832 год ежегодно выпускалось от 10 до 19 альманахов; на несколько лет альманахи сделались излюбленной формой публикации стихотворного и беллетристического материала. А. Бестужев еще в 1825 году замечал, что «ходячая наша словесность сделалась карманною». Нужно сказать, что большинство альманахов, выпущенных в 20—30-е годы, не отличалось принципиальным характером; многие из альманахов преследовали исключительно коммерческие цели. Недаром Пушкин презрительно и враждебно отзывался об «альманашниках» обеих столиц. Тем не менее такие альманахи, как «Русская старина», «Русская Талия», а особенно «Северные цветы», имели существенное значение для развития литературы и журналистики. Среди множества альманахов 20—30-х годов выделяются альманахи, издававшиеся московскими литераторами, близкими к философскому кружку любомудров. Таковы «Урания» (1826) М. П. Погодина, «Северная лира» на 1827 год С. Е. Раича и Д. П. Ознобишина, «Денница» (1830—1831) М. А. Максимовича.

Среди альманахов 20-х годов весьма интересным по историко-литературному значению является альманах «Мнемозина» (три тома вышли в 1824 году, четвертый — в 1825 году). Издание «Мнемозины» явилось значительным литературным событием. В альманахе, кроме его издателей В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского, участвовали Пушкин, Грибоедов, Д. Давыдов, Вяземский, Баратынский.

Задача «Мнемозины» состояла в борьбе со всякого рода подражательностью в литературе, в проповеди «истинного романтизма», под лозунгом которого шла тогда борьба за национально-русскую самобытную поэзию. Эту задачу ставил перед собой Кюхельбекер, теоретические и критико-полемические статьи которого в альманахе отражали декабристскую линию русской журналистики. Другой вдохновитель альманаха — В. Ф. Одоевский — во многом расходился с Кюхельбекером, будучи далек от его политических идеалов. В статьях Одоевского, посвященных обоснованию и защите философского идеализма, уже намечались тенденции, выражавшие реакцию на декабризм и окончательно определившиеся в журналистике и критике последекабрьского времени, в частности, в «Московском вестнике».

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав