Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Встреча праздника Рождества

Читайте также:
  1. Quot;Удивительные противоположности, встречающиеся в природе человека
  2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках
  3. ВСТРЕЧА
  4. Встреча
  5. Встреча компьютера с вирусом влечет несколько последствий.
  6. Встреча с Джаладеватой
  7. Встречаем Silvermont – предшественника Airmont
  8. Встречаемся каждую среду в 18.00
  9. Глава первая. О том, как приор храма горной богоматери и его сестра повстречали гурона

Во-первых, к Рождественскому сочельнику (6 января) следует разучить колядки, которыми можно поздравить детей из других групп или классов, родителей, воспитателей. Прославление может быть выражено самыми различными колядками. Например:

Сеем, сеем, посеваем,

С днем Христовым поздравляем.

Со скотом, с животом, с малыми детишками Малолетушками.

Сколько на кусочке веточек,

Столько б у вас было детушек!

С Рождеством Христовым,

Хозяин с хозяйкой!

Родилася Коляда

Накануне Рождества.

Мы пошли ее искать,

Догонять, догонять.

Мы догнали, привели,

Нарядили и пошли.

К вам, дорогие наши!

К вам, дорогие наши!

Мы пришли ж к вам

С подарками,

С угощениями,

С поздравлениями!

После пения коляды дети хором говорят: «С праздником вас!» и дарят подарки. Те, кого они поздравляли должны отблагода­рить детей. Обычно малышам принято дарить сладости, выпечку.

Воспитатель должен рассказать детям о том, что в святочный период на небе появляется молодой Месяц, рождается Луна и вос­ходит самая яркая звезда - звезда счастья и радости, Сириус. Эта звезда хорошо видна при вечерней заре и ее вполне могут рас­смотреть дети вместе с родителями.

1 Батурина Г. И. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. ­М., 1995. - с.22-24.

Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Гимн объединения», «Песня благодарно­сти», «Песня одиночества», «Песня-раздумье». Совершенно уникаль­на чувашская «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать -' «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц пла­чет о детях своих убийц. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотьемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть рус­ской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориаль­ных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.

Искусство, прекрасное, сильное, действует совокупно. Вот символические «киты», на которых держится якутская народная эстетика, народная педагогика: сэргэ (коновязь), чорон (кубок для кумыса), хомус (варган)... Об их взаимодействии можно было бы говорить и час и два. Коллективный танец с песней «Осоуохай» объединяет народ саха... Все поколения - от мала до велика.

Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бы­товой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоце­нимо в воспитании подрастающих поколений. Его, как и труд, можно назвать цементирующим фактором воспитания в народной педагогике.

В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных быто­вых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, дере­вянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т.д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и Т.д.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.

Детей обучали рисованию, живописи, различным ремеслам. По­степенно возникли целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение.

Важнейшим аспектом изобразительного искусства и художест­венных промыслов в воспитании детей является эстетический. В примитивных формах лубка, игрушки, посуды ребенок должен увидеть прекрасное, специфически региональное. В процессе обу­чения, игры, труда воспитатель может сравнивать, например, раз­личные глиняные игрушки (дымковскую и новгородскую), орга­низовывать творческую мыслительную деятельность детей по выявлению общего и специфического в них или в других предме­тах, изготовленных в различных регионах.

Кажущаяся примитивность лубка позволяет организовать ра­боту с детьми по его копированию, раскрашиванию, созданию собственного произведения. Так как каждый лубок имеет надпись нравственного содержания, выраженную часто в стихотворной форме или в форме пословицы, то возможна работа с этими тек­стами, их заучивание, сравнение текста и рисунка. Детей можно включить и в процесс изготовления игрушек из глины и их рас­крашивания. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это вос­питывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от са­мого процесса дарения.

Такие занятия формируют у детей умения работать с тканью, нитками, воспитывают гармонически развитых людей.

Особое место в художественной деятельности и творчестве мно­гих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и пр. Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были показателем мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Ведь совсем не просто из кусочков различной величины и цвета сшить даже небольшое полотно. Здесь необходимы не только терпение и аккуратность, но и умение «подогнать» лоскутки один к другому, создавая тот или иной рису­нок. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой - и для своих детей. Помня об этом, нужно включать де­тей в «дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошел и, слава Богу».

Можно показать детям образцы классической мозаики: краси­вые наборы паркетных полов, мраморные узоры в вестибюлях культурных и общественных зданий, художественные произведе­ния из каменной и керамической мозаики, обращая их внимание на принадлежность того или иного ее вида к культуре различных регионов, наций, народов. К искусству составления различных мозаичных узоров можно начать приобщать детей достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пласт­массы, бумаги. Работа даже с готовыми комплектами для мозаики должна опираться на народные традиции (узор, цвет, линия).

Своеобразными мозаичными работами являются аппликации, занимающие в Программе воспитательной работы детского сада.

 

§ 5. РЕЛИГИЯ

Без любви нет веры, нет и религии. Моя мать, простая малогра­мотная крестьянка, когда я ей сказал, что хорошо' бы построить в нашем селе церковь, со скорбью сказала: «Нет, у нас этого уже ни­когда не будет...» - «Почему?» - спрашиваю. - «Ты не представля­ешь, сынок, насколько плохими стали односельчане. Слишком много бесстыдства, чтобы можно было нуждаться в Боге...»

Язычество древних греков и современных марийцев, шаман из якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание... Все это, приближая Человека к Богу, возвышает его. Архитектура, коло­кольный звон, торжественная служба, тревожный свет свечей, ико­нописная живопись - их воздействие на душу едва ли решится от­рицать даже грубый, вульгарный материалист, знающий только одно: бога не существует, потому что его нет.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материн­ской любви. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье перед тем, как войти, в зал для молений? О детях и вну­ках, только о них - оценки, характеристики, взаимный обмен мне­ниями по поводу своих суждений.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных уче­ний огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль. Очень поучительны жития православных святых, например, свя­того мученика Анастасия (777-794): хозяин юноши, ремесленник в Салониках, решил сэкономить на пошлинах, а поскольку льгота полагалась мусульманам, приказал Анастасию одеться турком и так провезти товар через таможню. Трюк не удался: таможенники что-то заподозрили и потребовали от него прочесть мусульман­скую молитву. Юноша покраснел и не мог ничего сказать, его отвели к начальнику. Тот мог бы отпустить парня, взяв с него деньги, но решил прославиться и потребовал перейти в ислам. Анастасий не струсил и отказался. Поволокли его к мулле, пятеро свидетелей заявили, что неверный хулил Пророка. Юноша честно ответил, что ничего такого не говорил, хотя думает именно так. Его приговорили к повешению, но умер он еще по дороге к висе­лице от побоев. Так, жадность православного и честолюбие му­сульманина, объединившись, погубили твердого и честного в вере человека.

и начальных классов достаточно большое место. Дети могут ра­ботать с цветной бумагой и засушенными листьями, цветами, тка­нями. Воспитателю необходимо помнить о том, что занятия с ис­пользованием различных видов мозаики, так же как и работа с игрушкой, должны соотноситься с воспитательными задачами ирегионально-национальными особенностями.

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист­-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тре­вогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий обще­человеческие нравственные ценности, может не уступать в духов­ности любому верующему. Здесь ни к чему крайности, взаимоис­ключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плю­рализма мнений, взглядов, убеждений.

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка и такому суммирующему, своего рода итого­вому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа боже­ственна - это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной и волгой, - это не только языческое, это нечто высшее, не исклю­чающее ни буддизма, ни магометанства. Марийцев-язычников в Нижегородской губернии всего-то 8 тысяч. Они сохранили себя благодаря обожествлению родной природы. Сохранили и духов­ность. Языческое обожествление природы сохранилось у боль­шинства людей. Русский поэт Семен Надсон в мальчишеском воз­расте в своем дневнике записал: «Самое главное и отличительное свойство людей живых - это любовь к природе, способность вос­хищаться ею, познавать ее красоту и глубоко чувствовать превос­ходство над собою всего прекрасного и высшего». Любовь к при­роде - часть всеобщей любви, как и любовь к Богу.

I БuтУРll1Ю ги.. КУЗll1Ш т'Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. ­М, 1995. - С. 8-9.

В этом рассказе - предостережение людям о недопустимости ре­лигиозного фанатизма, необходимости быть терпимее друг к другу, избегать распрей. Ведь и сам Магомет предостерегал: «Кто оскорб­ляет Христа, оскорбляет и меня».

Представляется нелепым, что на долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учите­лей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их эти­ко-педагогических концепций бесспорна. Остановимся на них подробнее.

Важно отметить, что Будда говорил с народом на его языке. Манера проповеди и учения, искусное применение рассказов, притч, поговорок, несомненно, много способствовали тому, что мудрец мог привлечь к себе сердца простых людей, к нему толпа­ми шли верующие. Большое значение имела также личность Учи­теля и покровительство мощных царей. Но все это едва ли бы могло обеспечить такой успех учению, если бы оно само не шло навстречу потребностям масс.

Будда внушал: «Я учу, что есть действие, дело, воля». Как и христианство, буддизм выставляет главнейшей добродетелью любовь. Сила любви провозглашается великою. Кто проявляет любовь, тот имеет от этого восемь преимуществ: он хорошо спит; он хорошо пробуждается; он не имеет дурных снов; люди к нему относятся хорошо; все другие существа относятся к нему хорошо; боги охраняют его; огонь, яд, меч не вредят ему; если он далее и не усвоит себе ничего, он пойдет в мир Брахмана (высшее небо). Будда побуждал окружающих жить в любви: «Как мать охраняет свое дитя, своего единственного ребенка своей жизнью, так следу­ет проявлять безмерную любовь ко всем существам. Ко всему ми­ру следует проявлять безмерную любовь - к высшим, к низшим, к равным с нами, беспредельно, без вранья и соперничества. Стоя, ходя, сидя, лежа, покуда человек бодрствует, он должен высказы­вать такое расположение. Это называется жизнью в Боге». Лю­бовь, сострадание, дружественное участие и спокойствие состав­ляют жизнь в Боге, но источник трех последних есть любовь, за­нимающая первое место. В Дхаммапуде говорится: «Мы хотим жить счастливо, без ненависти между врагами; без ненависти хо­тим мы жить между ненавидящими нас... Безгневием покоряй гнев; злое покоряй добром; скупого покоряй дарами; истиной покоряй лжеца».

А вот основные заповеди: «Ты не должен убивать», «Ты не должен красть», «Ты должен жить целомудренно», «Ты не должен лгать», «Ты не должен пить опьяняющих напитков».

Буддизмом создается система запретов, формирующих совершен­ного человека. Один из них - не грешить ни мыслью, ни словом, ни телом. Грехи мысли: корыстолюбие, злоба, склонность к сомнению; грехи слова: ложь, клевета, проклятье, пустая болтовня; грехи тела: убийство, воровство, недозволительное половое сношение.

Многие из буддийских заповедей перекликаются с христиан­скими. В лекции ламы Данзана Хайбзуна (Д.х.Самаев) «Чтобы родиться человеком» есть очень важная идея: «Буддизм - не пар­тийная программа, но потребность. Становятся Буддой во благо других, вот и все. Это сознательный процесс - хотеть и делать для других то, что в твоих силах...» Тот же призыв жить во имя других людей содержится и в христианстве. Приведем несколько цитат Евангелия: «И это было написано по-иудейски, по-гречески и по­-латыни»; «Каждому из нас слышалось, что апостолы говорят на его родном языке..., все мы слышим, нам рассказывают они о ве­ликих делах божьих на наших родных языках»; «Но Бог сказал мне не называть никого скверным или нечистым», «Люди, вы ­братья, почему же обижаете друг друга?» Приведенные слова не нуждаются в комментариях, и они понятны всем и каждому неза­висимо от конфессиональной принадлежности.

В частотном словаре Евангелия после слова «Бог» следуют «Учитель», «Учению>, «Любовь», «Добро». Вот еще несколько христианских заветов, заповедей: «Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу»; «Перестаньте судить по внешним признакам, а судите по тому, что действительно правильно», «Тот, кто не лю­бит, остается мертвым»; «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выра­жаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.). Разве не эти запо­веди лежат в основе народной педагогики?

Есть чему поучиться у Христа и школьному учителю перед тем, как прийти в класс к ученикам: «Если вы, люди, будете следовать моему учению, то станете воистину моими учениками. Вы постиг­нете истину, и истина принесет вам освобождение»; «Пусть ма­ленькие дети идут ко мне»; «Ученик не бывает выше своего Учи­теля, но каждый, закончив учение, будет таким, как его учитель»; «Ученики сказали ему: "Послушай, вот сейчас Ты говоришь по­нятно, а не притчами. Теперь мы знаем, что Тебе все известно, и Ты отвечаешь на вопросы прежде, чем Тебе их зададут"». А вот молитва современных оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоя­щий день... Дай мне всецело предаться воле Твоей святой... На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня... Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи принять их со спокой­ной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя... Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами... Во всех непредвиденных случаях не дай мне забывать, что все ниспослано Тобой... Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не сму­щая. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня мо­литься, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь».

В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Они созвучны христианским. Раздавание милостыни - непрелож­ный закон справедливости, нравственный долг правоверных: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали».

Магомет проповедует благородную честность и искренность в поступках. «О, купцы! - говорил он, - ложь и обман сродни тор­говле; очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь надела милосердия, как бы в искупление; потому что Бога гневит обман, а милостыня смягчает Его гнев. Продающий негодную вещь и скрывающий ее недостатки вызывает гнев Божий и про­клятие ангелов». «Не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок; лучше избавить его от нищеты». «Не поступай'

несправедливо с другими, - и никто с тобой не поступит неспра­ведливо. Если должнику трудно уплатить долг, то кредитор дол­жен ждать, пока ему будет легко, а лучше всего, если он обратит такой долг в милостыню». «Накорми голодного, посети больного и освободи заключенного, если он неповинен». «Не смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый не­благодарный из всех голосов есть голос осла».

Религия - величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Вели­кая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильни­ками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учи­тель многих народов, был одним из величайших подвижников че­ловечества. Его учение стало основой всей арабской культуры. Да и к народной педагогике тех, кто исповедует ислам, дороги не най­дешь без Корана. Светская, школьная и семейная педагогика много потеряли, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия.

§ 6. ПРИМЕР-ИДЕАЛ

В примере-идеале как факторе народного воспитания, макси­мальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.

Пример природы - в ее очеловеченном восприятии примени­тельно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропо­морфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечи­вают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, кома­ров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гар­монии в природе.

Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, посидит негодяй в тени дуба - на следующий день померкнет для него свет божий и начнет он сохнуть. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном в семье. И воспитывают, фор­мируют его по примеру дуба: твердым и сильным - в делах, мяг­ким и нежным - в душе.

Этнограф-этнолог Захарий Ефимович Черняков рассказал, как во время экскурсии по тундре захотелось прилечь... Саам, прово­жатый, опередив, предугадав преступный жест, - собрать под себя охапку мха, замахал руками: «Нельзя, невозможно. У нас так не делают. Иначе все исчезнет. А как же олени»... В тундре на сотни верст кругом один мох растет. Однако каждый отросточек мха, с трудом пробивающийся из мерзлой земли, для саама драгоценен, для него родная природа - и символ, и идеал.

У чувашей обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родни­ки, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием впол­не определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке здесь - трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармо­ния, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпа­ется на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холо­стыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной.

Символический смысл несут и народные игры. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Пример - идеал, идеальные пред­ставления о человеке, лучшем сыне народа реализуются и в народ­ных празднествах. Игры и праздники - уникальная форма жизне­деятельности детей и взрослых, в них особенным образом проявля­ется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа. Так, например, в чувашском празднике Учук, про­водимом после весеннего сева, много места занимают полевые мо­ления, обращенные к божествам, покровительствующим плодоро­дию. Праздник сопровождается песнями, плясками, играми, бога­тым угощением. Детям на празднике уделяется особенное внима­ние. Все происходит на лоне природы, в самом красивом месте ок­рестности.

Есть в народе и слова-символы, и дела-символы (народные де­ла-символы равнозначны событиям-символам), в них реально воплощаются личности-символы. При этом надо думать не толь­ко о великих исторических деятелях. Личности-символы, таланты высокой нравственности - рядом с нами.

Попутно нельзя не сказать о своеобразных условиях действия примера на личность, что ясно сознавалось' в народной педагоги­ке. Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, он накладывается на уже существующий базис - со­весть и нравственность человека. Страшные последствия может иметь отрицательный пример, связанный с тотальным насилием, тем более если он ложится на неокрепшую психику юного челове­ка. В народе это всегда очень хорошо понимали. «Постыдитесь говорить так при детях», «Какой пример вы подаете своему сыну (дочери)». При таких разговорах присутствовал каждый из нас, и не раз.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем ду­ховно богаче народ и тем выше его национальная гордость и че­ловеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожа­луй, самые устойчивые.

Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подража­ния, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запе­чатлен в произведениях народного искусства...

Контрольные вопросы и задания

1. Прокомментируйте слова Н.В.Гоголя и Л.В.Щербы: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку», «Родной язык можно изгнать из процесса обучения (и тем самым обеднить этот про­цесс), но изгнать родной язык из голов учащихся невозможно».

2. «Человеку нужна общность идеалов - то, что мы бы назвали этнической доминантой». Как вы понимаете эти слова Л.Н. Гумилева?

3. Татарский педагог Каюм Насыри учил: «Что посеешь, то и пожнешь, о сын мой. Это значит, что за добро тебе воздается добром, а за зло ты заслу­жишь лишь страдания и МУКИ». Что вы можете сказать о связи этого изрече­ния с народной педагогикой?

4. В народе говорят: «Об усталости, голоде и боли не говорите громко. Не говорите чужим. А близким и родным - только на ушко». С каким фактором воспитания вы связываете это пожелание?

 

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав