Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Всемирно-историческая концепция. Принцип историзма. Методология изучения истории международных отношений.

Читайте также:
  1. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  2. I Принцип работы клавиатур
  3. I Цели и задачи изучения дисциплины
  4. I. Из истории развития методики развития речи
  5. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  6. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  7. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  8. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  9. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  10. I. Теоретические основы изучения туристских информационных систем как новой модели туристского бизнеса

1. Аналитика культурологии [Электронное научное издание] – Режим доступа: http:// analiculturolog.ru

2. Библиотека Гумер [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author

3. Библиотека по культурологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.countries.ru/library.htm

4. Библиотека по философии культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://yanko.lib.ru/

5. Высшая школа культурологии Московского государственного института искусств и культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hischool.ru/index.html

6. Интернет журнал «Культурология» http://www.kulturologia.ru/

7. Культурология. XX век. Энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.velikanov.ru/culturology

8. Портал - «Культура» [Электронный ресурс] – Режим доступа:kultura-portal.ru

9. Портал «Культура России» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.russianculture.ru

10. Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 226 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/masscult/index.html

11. Российский институт культурологии [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ricur.ru

12. Сайт «Культуролог» по теории и философии современной культуры http://culturolog.ru/index.php?option=com_weblinks&Itemid=14

13. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm

14. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/

15. Энциклопедия культуры. Библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://deja-vu4.narod.ru/library.html

 

Всемирно-историческая концепция. Принцип историзма. Методология изучения истории международных отношений.

1. Всемирно-историческая концепция. Принцип историзма.

Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции истории является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это - восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к «Критике политической экономии» - азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к «Капиталу» - докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания - в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс). Всемирно-историческая интерпретация истории имела научное значение в рамках индустриального общества и позволила выявить предпосылки, тенденции и закономерности его становления в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий этой интерпретации европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно - Россия). Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки. Одной из предпосылок исторического подхода к миру оказался перенос центра тяжести на изучение субъекта и его деятельной природы, осуществленный Кантом. Принцип историзма входит в число основных философско - методологических принципов. Он представляет собой один из необходимых элементов диалектики. Но сфера действия принципа историзма не ограничивается лишь профессиональным историческим познанием; он находит применение во многих науках и конкретных исследованиях и позволяет создавать объективные картины развития природы и общества, открывать закономерности их развития. Не смотря на высокую значимость принципа историзма, его возможности как методологического принципа познания в современном математическом образовании пока еще не реализуются полностью. Традиционно понятие методологии используется в двух значениях: 1) как совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) как область знания, изучающую средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практико-преобразующей деятельности. Большинство исследователей рассматривает методологию как научное знание о деятельности в определенной области, средствах, результатах и методах этой деятельности. Историзм есть мировоззренческий принцип познания, и как таковой он сочетает в себе научную сторону, ориентированную только на объект, с аксиологической стороной, вовлекающей в познание человечески-ценностный подход, человеческую заинтересованность и человеческую деятельность. Взаимосвязь «человеческого» с «историческим» ярко очерчена известным русским философом Н.А. Бердяевым в книге «Смысл истории». Он писал: «Человек есть в высочайшей степени историческое существо … Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески. И нельзя рассматривать человека вне глубочайшей духовной реальности истории». В чем же состоит главная сущность принципа историзма? В «Философском словаре» принцип историзма трактуется как принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Близкий к этому смысл можно найти и в определении, представленном в «Большой Советской Энциклопедии»: «Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся». В современных философских исследованиях эта характеристика названа самой общей, фундаментальной, выражающей принцип историзма в его целостности: рассматривать предметы, процессы в их развитии, изменении, самодвижении. «Это означает требование брать материальные системы во временном их аспекте, как изменяющиеся во времени; если эта система существует в настоящий момент, то – в аспекте прошлого, настоящего и будущего».

2. Понятие предмета "история международных отношений".

История МО – это история войн, или история этапов становления в системе МП, или взаимодействие гос-в друг с другом.

Исторически международные отношения складывались и развивались как отношения, прежде всего, межгосударственные; возникновение явления международных отношений связано с возникновением института государства, а изменение их характера на разных этапах исторического развития в значительной степени определялось эволюцией государства.

Понятие гос-ва как политии появляется лишь в эпоху просвещения, идея изучения политики международных сообщений была введена в эпоху Макиавелли (к. 15 - н. 16 в.в.). А понятие современного государства становится устойчивым лишь в 17 в.: идея согражданства, равенства перед законом, подчинения власти и ограничение норм обычного права. Под гос-ом понимается много видов власти. Полития как форма власти включает в себя такие понятия, как империя, республика, деспотия, демократия и т.д. В современном же понимании гос-во – это общественное образование, имеющ. устойчивые политические границы, признанные др. гос-ми, имеющее суверенную власть, профессиональный аппарат демократии, развитое и профессиональное право.

Вплоть до 20 в. Понимание МО определялось: 1) тем, что такое гос-во, 2) пониманием идеального гос-ва, 3) взаимодействием гос-в друг с другом. В 20 веке появляется теория Раймона Арона и Бжезинского и происходит смещение акцентов на понятия мир и война. Изначально конфликт (война) – это негативное качество. Лишь со 2ой половины 20 в. война рассматривается как критерий изменения мировой политики в контексте изменения баланса сил.

Происходит также возникновение идеомы «мы – они»: т.е. отношения в экономическом и политическом плане, которые всегда противопоставлялись. Война же являлась способом разрешения данного конфликта.

С 17 в. регулятором мировой политики выступает национальное гос-во, оно стремится увеличить территорию и вес в мировой политике за счёт др. гос-в. Изменение актов в мировой политике ведёт к перекраиванию соотношения сил.

В современном понимании международные отношения — это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, то есть между народами в самом широком смысле этого слова. (Проще говоря, МО – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене).

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав