Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

мусульманское право (шариат).

Читайте также:
  1. F) До прекращения дела обвиняемому должно быть разъяснено право возражать против такого основания.
  2. Gl] Тема 9.Законность и правопорядок. Мировой правопорядок
  3. I . Понятие и признаки правовых норм.
  4. I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя информатики
  5. I. Нормативные правовые акты
  6. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  7. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  8. I. Правовой обычай.
  9. I. Правомерное поведение личности.
  10. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.

1) «Обычное право» в современный период, т.е. после достижения странами Африки независимости, признается самостоятельным источником национального права и интегрируется (посредством законодательства и судебной практики) с действующими в этих странах положениями европейского права.

2) Индусское право имеет своим источниками «Веды» (древнеиндийские памятники II тысячелетия до н.э.), согласно которым общество делится на четыре Варны (касты). Члены различных Варн должны следовать божественно предустановленной для их варны дхарме – закону, обычаю, правилу поведения. Сборники толкования смысла дхарм – дхармашастры (II в. до н.э.- III в. н.э.) рассматриваются как равноценные части единого индусского права. Кроме того, к источникам индусского права относятся нибандхазы (составлены в XΙΙ– XVΙΙ вв.) – сборники комментариев к дхармашастрам.

Дхармашастры и нибандхазы придают большое значение «хорошему обычаю», соответствующему дхарме. В этом смысле обычаи являются источником позитивного индусского права. Причем каждая индусская община, каждая каста и даже каждая семья имеет свои обычаи. Возникающие споры решаются собранием членов касты на основе ее обычаев. В тех случаях, когда нет заранее установленных правил, индусское право рекомендует индивидам и судьям руководствоваться требованиями разума, совести и справедливости.

Модернизация индусского права, начатая Индией в 1947 г., не завершена до сих пор, поскольку не принят предусмотренный Конституцией 1950 г. Гражданский Кодекс, который должен был установить единый для всех жителей страны гражданско-правовой статус.

3) Мусульманское право представляет собой правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VΙΙ в.). Шариат («путь следования») – это совокупность предписаний о том, что должны и чего не должны делать верующие. Таким образом, в основе шариата лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священная книга и основа ислама; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) инджма – общее мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Поэтому, толкуя названные источники, правоведы сформулировали основные принципы и конкретные нормы мусульманского права.

В качестве общего приема толкования и применения шариата был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Значения кияса как метода и одновременно источника шариата состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушения тем самым фикции мусульманской доктрины о беспробельности шариата.

Сегодня общая тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права часто прерывается усилением в ряде мусульманских стран фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата. Существенную роль фундаментализм, а значит, и шариат играют в Иране, Афганистане, Пакистане, Судане.

Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит в таких постсоциалистических странах, как Албания, ряд республик бывшей Югославии, а также в некоторых в прошлом советских республиках и автономиях.

 

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав