Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этапы развития исторической науки

Читайте также:
  1. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  2. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  3. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  4. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  5. I. Из истории развития методики развития речи
  6. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  7. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  8. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  9. II. 10. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НА УКИ
  10. II. Основные этапы работы
  1. Задачи и функции Европейского Центрального Банка.
  2. Влияние валютных операций на национальную экономику.
  3. Анализ развития рынка золота в России.
  4. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
  5. Европейский валютный союз – фактор стабилизации и усиления позиций европейского финансового рынка.
  6. Анализ процессов эволюции мировой валютной системы.
  7. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР.
  8. Конвертируемость денег: понятия, виды, факторы.
  9. Проблемы конвертируемости российского рубля.

 

 

Рассмотрены на заседании кафедры (Протокол № 38 от 25.06.2013 г.)  
Заведующий кафедрой финансов и кредита _______________С.А. Черникова «25» июня 2013 г.     СОГЛАСОВАНО Начальник учебно-методического управления ______________________Э.Р.Торсунова «_____» ________________2013г.

 

Место истории в системе наук

 

Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память.

Объект и предмет истории в трактовке марксистской историографии. Интегральный характер предмета истории.

Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы “Анналов” о предмете истории. Структуралистская концепция “общества как целостности”. История ментальности как основа трактовки предмета истории на современном этапе развития историографии. “Научная” история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории науке и политике в концепциях постмодернистов.

 

Этапы развития исторической науки

 

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течение Дательного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

 

1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм — идея о том, что "то, что было раньше, — лучше, чем сейчас". Так, древние индийцы считали, что "золотой век" человечеством уже пройден, а впереди — только тяжелый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в "Илиаде" Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341—270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов — Геродота и фуки дида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480 — ок. 425 до н.э.) считали "отцом истории". Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию.. Главный его труд — "История греко-персидских войн". Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460—400 до н.э.) автор "Истории", включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200 — ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд "История" (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая — при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня — Сыма Цянь (145 или 135 — ок. 86 до н.э.), прозванный "китайским Геродотом". Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали "Исторические записки" ("Ши Цэи"), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

 

2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией ранне -средневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354—430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского, (538 или 539 — 593 или 594) Рауля Глабера, (985 ок. 1047), Михаила Пселла (1018 — ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский — автор "Истории франков" в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора Называют "отцом варварства".

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы "всеобщих историй" Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад -Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX — начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли "Повесть временных лет", автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось "Слово о полку Игореве", посвященное неудачному походу Новгород -Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469—1527) в работе "Государь" (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории — имущественную.

 

3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668—1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (без государственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727—1781) —французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист — считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106—43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление "воли Бога", "божественного провидения", "божественного мирового духа" или абсолютной "идеи". Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гиэо (1787—1874), О. Тьерри (1795—1856), Ф. Минье (1796—1884), М. Генри (1818—1881), Г. Карлейль (1795—1881 Л М. Маколей (1800—1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776—1861) и S. Онкекн создали "Всемирную историю" (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770—1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895). Его отличительная черта — распространение на все сферы объективной действительности — природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: "Мы знаем только одну единственную науку — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" 1.

Историческая мысль Востока в XVII—XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам — и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная "История Российская" В.Н. Татищева (1686—1756), "История Российская" М.М. Щербатова (1733—1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766—1826). Его главный труд — "История Государства Российского", написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная "История России с древнейших времен" С.М. Соловьева (1820—1879), "Русская история" Н.И. Костомарова (1817—1885) и "Курс русской истории" В.0. Ключевского (1841—1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813—1855).

 

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX—XX вв.) На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889—1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864—1920), Марка Блока (1886—1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав