Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Собственных доказательств бытия Бога.

Читайте также:
  1. C. события В при условии, что событие А состоялось.
  2. E) отсутствие события и состава преступления
  3. E) оценку доказательств
  4. Августовские события 1991 г. Распад СССР и его влияние на международную обстановку. Становление новой российской государственности (1991–1993 гг.).
  5. Аллергия представляет собой качественно измененную (патологическую) форму иммунологической реактивности организма, которая сопровождается повреждением собственных клеток и тканей.
  6. Анализ и оценка собранных доказательств в речи защитника.
  7. Анализ и оценка собранных по делу доказательств в речи прокурора.
  8. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
  9. Аудиторские доказательства
  10. Билет №79. Гипотеза. Виды гипотезы. Доказательства и проверка.

«Роль аналитики - в скрытии язв общественного процесса и поиске рецептов их лечения. Обозначение тенденций - как негативных, так и позитивных - в развитии разных процессов. Публичная рефлексия на общественно-важные темы, которая призвана подстегивать "яйцеголовых" к дискуссии, в которой только и рождается истина, а чиновников и власть предержащих - вынуждать прислушиваться к общественному мнению, ориентироваться на экспертное мнение при выработке и принятии решений. Артикуляция общественного запроса и общественного интереса», - считает Наталья Лигачева.

А Сергей Даниленко отмечает: «Аналитика - пища для ума и основа принятия важных решений».

Другими словами, аналитические материалы ценны для общества как раз своей глубиной, объективностью и глобальностью взгляда на те или иные события или процессы. Хорошая аналитика способна не только «отразить», но и спрогнозировать. Такие статьи формируют определенную культуру потребления информации, учат читателя вдумчивости, рациональности и незаангажированности.

Для того, чтобы соответствовать всему вышеперечисленному, журналист-аналитик должен обладать многочисленными и разнообразными источниками информации. Говорят, хороший журналист должен представлять окружающий мир как совокупность источников информации и знать их координаты.

Типов источников информации, как и методов, три. Это соответственно – документы, люди и предметно-вещественная среда.

Из этих трех основных источников журналист может получить полную информацию на интересующую его тему. Но как найти эту тему, как узнать, где и что произошло, а лучше – будет происходить? Эти вопросы мы рассмотрим на практических занятиях J

Контрольные вопросы к лекции

1. На основе схемы-матрицы составьте формулы заметки, отчета и интервью.

2. Что может анализировать журналист? Перечислите составляющие части (этапы) анализа

3. Перечислите способности интеллекта, которые определяют возможность быть аналитиком

 

 

Вариант 9

Тема: Философия средних веков

Содержание:

Задание 1…………………………………………………………………….3

Задание 2…………………………………………………………………….4

Задание 3…………………………………………………………………….6

Задание 4…………………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………9

 

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Проблема веры и разума в средневековой философии.

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог – начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому».

Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

Бог – действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель – блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению – промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.

В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек – это душа, которую вдохнул в него Бог.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Универсалии-слова (термины), обозначающие все то, что по природе своей способно сказываться о единичных вещах (субстанциях), а именно – их свойства или отношения.

Номинализм-(лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.)

Реализм-(фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Концептуализм - (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

Акциденция-(лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный в его греческом варианте (греч. συμβεβηκός) Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.

Атрибут-необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний).

Эсхатология-(от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.

Креационизм- (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом

Сентенция-краткая латинская апофегма, как правило из античного источника, цитируемая вне контекста.

Фидеизм-философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм.

Алхимия-специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

«философский камень»- он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, "пятый элемент", — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

«бритва Оккама»- (иногда «лезвие Оккама», лат. lexparsimoniae) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349).

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Как объясняются доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского?

Фома Аквинский (лат.ThomasAquinas, TommasodeAquino) (1225/1226-1274) — философ и богослов; систематизатор ортодоксальной схоластики; основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Ф. А. считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (т. е. «очевидное» доказательство существования Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: движение: всё, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; причина: всё, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина — Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;степени качеств: всё, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придает смысл всему, — Бог. Также Ф. А. исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; считает, что любая вещь, либо явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (т. е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); доказывает, что бытие и благо обратимы, т. е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Ф. А., всё состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи — единство формы и материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.Исследуя проблему познания, Ф. А. приходит к следующим выводам: откровение и разум (вера и знание) — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание; если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; всё в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; философия и теология — разные науки; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; всё остальное (Божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Ф. А. в том, что им были: даны пять доказательств существования Бога; систематизирована схоластика; закреплено разделение эссенции и экзистенции, что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога — над окружающим миром); выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Ф. А. решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Ф. А. Основные произведения Ф. А.: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

 

Задание 4. Решите тест:

1. Что выдвигает Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии?

собственных доказательств бытия Бога.

2)4 благородные истины;

3)Христианские заповеди.

2. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками –




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аналитические навыки — способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.| Понятие государственного управления

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав