Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Культура эпохи Возрождения.

Читайте также:
  1. D) Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.
  2. II. Правовая культура: понятие, функции и виды.
  3. III. Культура как процесс – фактор социальных изменений.
  4. Q]3:1: Взгляды какого крупного историка, открывшего в дальнейшем археологический памятник эпохи бронзы «Бегазы» были объявлены лженаучными в послевоенный период?
  5. Авторские педагогические системы Нового времени и эпохи Просвещения
  6. Адаптивная физическая культура- составнаячасть комплексной реабилитации инвалидов
  7. Адукацыя, навука і культура ў БССР у 1945-1985 гг.
  8. Адукацыя,навука і культура Беларусі 1990-2012
  9. Англия – экономический лидер эпохи промышленного капитализма.
  10. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие еографические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Еще одна интересная черта: явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Средневековье еще влияло на образ жизни людей, поэтому городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личностные особенности человека.

В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:

1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);

2) медицине (Ф. Парацельс и др.);

3) математике (Дж. Кардано и др.);

4) географии;

5) геологии;

6) зоологии;

7) ботанике и др.

Появились работы по истории (Бруни, Макиавелли и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются языки:

1) итальянский;

2) французский;

3) английский;

4) немецкий.

Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом.

Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте.

Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:

1) Данте Алигьери (1265–1321);

2) Джованни Боккаччо (1313–1375);

3) Франческо Петрарка (1304–1374).

По характеру творчества, тематике, жанрам все эти авторы абсолютно разные. В истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с конкретным произведением: Данте – с «Божественной комедией», Боккаччо – с «Декамероном», Петрарка – со стихами, посвященными Лауре.

Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469–1527) – политический деятель позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469–1536) – писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара и других писателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов.

Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547–1616), Лопе де Бега (1562–1635) и другие были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616).

Уже в период Высокого Возрождения европейская литература переживала упадок. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском Реформации, выступавшей против «язычества» культуры Возрождения.

Живопись. Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.

В искусстве итальянского Возрождения господствующее место занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрески – по сырой штукатурке писали красками (итал. fresco – «свежий»).

Проторенессанс (XIII – начало XIV вв.) – реддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бондоне (1266/76—1337) – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма.

Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:

1) Мазаччо (1401–1426);

2) Донателло (1386–1466);

3) Сандро Боттичелли (1445–1510) и десятками других выдающихся художников, полотна которых украшают музеи мира.

Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением. Характерные черты реализма итальянского Возрождения:

1) классическая ясность;

2) человечность образов;

3) их пластическая сила;

4) гармоническая выразительность.

Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77—1576). Кисти Тициана принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета. Его картины: «Лежащая Венера», «Даная», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Себастьян», «Пьета».

Крупнейшие живописцы Северного Возрождения. Крупнейшими живописцами Северного Возрождения этой эпохи были:

1) Ян ван Эйк;

2) Иероним Босх;

3) Питер Брейгель старший.

Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были:

1) Альбрехт Дюрер;

2) Лукас Кранах старший;

3) Ханс Гольбейн младший.

Французские художники этого периода уступают в блеске мастерства своим нидерландским и немецким коллегам, однако их произведения имеют свои особенности. Самым крупным французским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420–1477/1481). Он работал во всех видах живописи:

1) в портрете;

2) в миниатюре;

3) в станковой живописи.

Наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрождения считается Эль Греко (1541–1616). Образ человека у испанского художника наделен одухотворенностью. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи объединяют необычные приемы изобразительного языка художника. Колорит построен на приеме контрастного сопоставления ярких цветов. У героев Эль Греко неестественно вытянутые фигуры, удлиненные бледные лица, судорожные жесты, часто изменен масштаб фигур и предметов.

В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (итал. manierismo – «вычурность»), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.

Архитектура и скульптура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:

1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;

2) изменение характера монументальной, культовой архитектуры – устремленность в ширину.

Архитектура Возрождения отличается:

1) простотой объемов, форм и ритма;

2) спокойствием и статичностью;

3) симметрией композиции;

4) делением здания на этажи горизонтальными тягами;

5) четким порядком размещения оконных проемов и архитектурных деталей.

В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена:

1) Ф. Брунеллески;

2) Л. Альберти;

3) Д. Браманте;

4) Микеланджело Буонаротти;

5) Ф. Делорм и др.

В развитии ренессансной архитектуры важное место принадлежит строительству дворцовой архитектуры – палаццо.

Во Франции Ренессанс в архитектуре можно разделить на два этапа:

1) первый – ранний период (1500–1540 гг.) – замки короля и французской знати: Шамбор, Блуа, Шатобриан и др.;

2) второй – зрелый (1540–1570 гг.). Самым значительным сооружением этого периода является королевский дворец Лувр, созданный архитектором П. Леско (1515–1578).

В Испании архитектура Возрождения охватывает все XVI столетие. Самым крупным произведением является королевский замок Эскориал (автор – Эррера).

Активно развивалась скульптура. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Микеланджело Буонаротти.




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав