Читайте также:
|
|
Своеобразие древнеславянских литератур по сравнению с византийской западноевропейской книжной традицией. Проблема взаимозависимости древнерусской литературы и фольклора.
Религиозный символизм и начала средневековой эстетики. Концепция мира и человека: космология, провиденциализм, антропология и учение о свободе, спасении души и «казнях Божьих». Принципы христианской эсхатологии. Летописная, агиографическая и ораторская модели времени.
Жанровая система древнерусской литературы как научная конструкция. Недостаточное дифференцирование жанров и жанровых обозначений в восточнославянской книжной традиции. Структурные отношения жанров: объединяющие сборники-ансамбли и первичные жанры. Устойчивые жанрообразующие признаки в агиографии, воинской повести, хождениях, посланиях, торжественных проповедях.
Историзм и дидактическая, учительная направленность древнерусской литературы.
Образцы и техника древнерусского писателя. «Литературный этикет» и традиционализм («узус» и норма, их разграничение). Формообразующие и конвенциональные модели. Топосы-мотивы и топосы-формулы. Авторитетные тексты и обращение средневекового книжника к «чужому» слову. Приемы интерпретации и расширенного использования библейских текстов (буквализм, синкризис, аллегорические толкования, типологические сюжеты и образы). Послание пресвитеру Фоме Климента Смолятича как программное обоснование символико-аллегорической экзегезы.
Рукописный характер и анонимность древнерусской словесности. Основные понятия медиевистической текстологии (список, архетип, протограф, извод, стемма). Редкация как целенаправленная идейная или стилистическая переработка, подчиненная смысловым интенциям интерпретатора. Отличие намеренной переделки от ошибок писца и переосмысления. «Темные места» и приемы реконструкции испорченного текста.
Памятники средневековой словесности как источники духовной культуры.
Хронологические границы древнерусской литературы. Основные вехи ее истории.
Тема 2. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.
Начальный этап древнерусской книжности (кирилло-мефодиевская традиция, древнеболгарское влияние, типология ранних переводных памятников, гимнография). Литературная теория в «Изборнике Святослава» 1073 г. (трактат Георгия Хуровска «Об образех»). Переводная агиография. Апокрифы. Исторические и естественнонаучные произведения. Выдающиеся переводные памятники домонгольского периода: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Хроника» Георгия Амартола, Толковая Палея, «Откровение Мефодия Патарского», апокрифы о Енохе, Жития Василия Нового и Андрея Цареградского.
Летописание Киевской Руси. Гипотеза А.А. Шахматова и реконструкция ранних летописных сводов XI в. Летописцы Никон Великий, игумен Иоанн и Нестор. Три редакции «Повести временных лет». Источники летописи Нестора (устные и письменные). Историософия и этническое самосознание летописцев. Генезис летописной формы. Погодная запись. Система первичных жанров в составе летописи. Способы изображения человека. Жизнь и деяния князей в летописях. Проблема «эпического стиля» и сказания о князьях-язычниках в «Повести временных лет». Сведения о героях из народа. Крещение Руси (концепция Нестора-летописца, «Память и похвала» мниха Иакова, «Слово о законе и благодати», «Слово на обновление Десятинной церкви»).
Торжественные и дидактические поучения в литературе Киевской Руси (Иларион, новгородский архиепископ Лука и Феодосий Печерский как церковные деятели и проповедники). Византийская традиция эпидиктического красноречия. Композиция и ритмический строй «Слова о законе и благодати» 1037-1050 гг.
Агиография Киевской Руси. Житийный канон и агиологические разновидности. Агиографические топосы. Борисо-глебовский цикл и гипотезы о его формировании (анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение» Нестора, летописная повесть о Борисе и Глебе, паремейные чтения о Борисе и Глебе). Способы изображения человека и конвенциональная модель «страстотерпчества». «Житие Феодосия Печерского» и традиции византийской агиографии.
Хождения как жанр древнерусской книжности. Типология путевых записок. «Хождение игумена Даниила» как первый оригинальный памятник паломнической литературы. Канон и топика хождений.
«Поучение» Владимира Мономаха. Основные философские и этические проблемы. Образ идеального князя. Автобиографический характер памятника. Структура поучения и его книжные источники. Княжеское послание как разновидность домонгольской эпистолографии. Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |