Читайте также:
|
|
В онтологии рассматривается два понимания материи: домарксистское и марксистское.
(1) Домарксистская с убстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю («материя» с греч. - дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли) как носитель свойств, отличный от них. Вплоть до Маркса под материей понимали природу как совокупность материальных предметов. В вещественной концепции материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир.Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат — это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи, возникшей еще в Античности, в учениях досократиков, и просуществовавшей в науке вплоть до XIX в. Материальная субстанция характеризуется в ней обычно небольшим числом неизменных свойств (непроницаемость, неделимость, масса, протяженность и т.п.), которые заимствуются из опытных данных и которым придается универсальное значение. Свойства материальных объектов как бы «навешиваются» на абсолютно неизменную основу, поэтому такое понимание материи метафизично по своей сути
(2) Марксистское диалектически материалистическое атрибутивное понимание материи,
Д иалектический материализм определяет материю как объективную реальность,существующую вне и независимо от сознания и отображаемую им. «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В диалектическом материализме вместо субстратно-субстанционального понимания развивается атрибутивное понимание материи.
Атрибут материи – такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.
Атрибуты материи – пространство, время, движение, количество, качество. Они являются формами бытия материи. Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются вечность существования во времени и бесконечность в пространстве. Материя как субстанция (в материализме) несотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.
Физикалистская позиция – это позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств.
Характерными для научной картины мира являются принципы: объективности и материальности мира
Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон и многие другие обосновывали в своих трудах основные принципы механической картины мира. Так, в механической картине мира Вселенная состоит из мельчайших неделимых частиц и подчинена законам механики. Пространство представляет вместилище тел, а время – длительность процессов. Процессы природы характеризовались посредством абстракций – «неделимая корпускула», «тело», «абсолютное пространство» и «абсолютное время».
ИСТОРИЯ ОНТОЛОГИИ (концепции бытия)
Онтология как учение о бытии зарождается в философии Парменида – основателя элейской школы, впервые поставившего вопрос о бытии и небытии и описавшего бытие как вечное, единое, неподвижное, сфероподобное начало. Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно.
Демокрит постулирует равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты.
Платон в качестве первоосновы мира предлагал идею.
Аристотель утверждал, что бытие образуется как единство материи и формы. Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется материей. Это чистая потенция, которая при совмещении с формой (сущностью) создает бытие.
В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался Бог
С позиций креационизма источником движения является Бог. Он сотворил весь мир, и в том числе движение.
Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется механистической. Мир представал как механизм, а Бог – механик, создавший и запустивший этот механизм. Роль Бога ограничивалась актом творения мира.
Р. Декарт - философ, приравнявший пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются протяженная и мыслящая субстанции. Протяженная субстанция – материальная, телесная. Р. Декарт отождествил материю с протяжением. Мыслящая субстанция – духовная, нематериальная. Только человек обладает душой, то есть имеет в себе мыслящую субстанцию. Эти субстанции, по мнению Р. Декарта, созданы Богом.
Г. Лейбницу утверждал позицию, согласно которой мир состоит из бесчисленных психических субстанций – монад.
Монада - неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа.
И. Кант утверждал позицию, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах). Мир «вещей в себе» принципиально непознаваем, а познание феноменов не приближает к познанию «вещей в себе».
Ф. Энгельс распространил принципы материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы. Неоконченный труд Ф. Энгельса «Диалектика природы» представляет собой попытку создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания. Согласно принятому в марксизме материалистическому пониманию диалектики, в работе Энгельса утверждается идентичность определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении.
Метафизический материализм, по мнению Маркса и Энгельса, – противоположный диалектике метод познания бытия
А. Шопенгауэр – позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две ипостаси – волю и представление
Экзистенциализм рассматривает бытие как существование человека.
Дж. Беркли – философ, выступивший против понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел. В качестве основы существующего он считал «дух», и для него существовала в этом смысле лишь духовная субстанция.
В основе современной биологической картины мира лежит принцип эволюции.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |