Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философские воззрения софистов и Сократа.

Читайте также:
  1. II. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА
  2. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  3. XX век и философские проблемы
  4. А) Диалектика и метафизика как философские концепции развития
  5. Антихристианские воззрения Н. Макиавелли.
  6. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: РЕЛЯТИВИЗМ СОФИСТОВ И ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА
  7. Аристотель. Основные философские взгляды
  8. Билет№12:Религиозно- философские воззрения Августина Блаженного.
  9. Билет№2: Мировоззрение, его типы, особенности философии как типа мировоззрения.
  10. БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ

Софистика – искусство убеждать. Главная цель спора - не истина, а победа в споре. Цель софистов – научить правильно использовать приобретенное знание. Основа всего: все истины относительны.

Гносеологический релятивизм – знание относительно, возможно два противоположных мнения об одном предмете, и оба будут равноценны. Отрицание объективной истины. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор), т.е. каждый человек имеет свою истину. Признание субъективных истин. Главное св-во материи -изменчивость - распространяется и на человека.

Онтологическое обоснование – матрия в движении, она текуча. Там, где что-то пропало, появляется что-то другое.

Горгий – бытие не существует, а если и существует, то оно непознаваемо.

Этнический релятивизм – (АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНОЕ БЛАГО) добро и зло – относительные категории. Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Носитель истинного знания – любой человек (Протагор). Справедливость поступков оценивается в зависимости от места, условий, человека и прочего. Считали важнейшими законы природы.

Достоверно о Сократе известно очень мало, т.к. свои философские воззрения он доносил до учеников только через беседы. Платон – самый известный ученик Сократа, и именно на его записи полагаются исследователи. Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, но в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. В центре внимания – человек, «нравственное существо». Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Рассуждения Сократа: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость и прочее. В беседах сократ наводил собеседника на «путь истинный» своей «индукцией», в сущности – та же аналогия. Затем от общего к частному (дедукция) и корректировал выводы и определения.

Метод движения к пониманию идеи (ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ):

Ирония – насмешка над самонадеянностью собеседника.

Маевтика – последняя фаза иронии, когда собеседник избавляется от «фальшивых иллюзий».

Индукция (неведение) – Сократ не доходит до истины, а лишь движется по направлению к ней.

Основа метода – столкновение противоположностей.

Деймоний – внутренний голос Сократа, который «нашептывал» ему правильные ответы.

 

8.Античная философия классического периодна: Платон и Аристотель.

 

Философия Платона оказала огромное влияние на развитие современной философской мысли. Он был первым, кто основал свою собственную школу (Академия в Афинах). Метод Платона: диалог (диалектика), математика (усмотрение идеальных сущностей), миф (откровение о сверхчувствительной реальности).

Платон считается основателем системы объективного идеализма. Объективный идеализм – это признание первенства идеального по отношению к материальному. Платон был первым, кто ввел в философский обиход понятие идеи. У него она означает не столько внешнюю, сколько внутреннюю форму вещи, то есть ее сущность. Идеи первичны по отношению к вещам. Каждая вещь имеет свою идею.

А) Теория идей: идея воплощает в себе первообраз сущего и совершенное бытие, мир идей – упорядоченный космос, окружающий нас мир – лишь отображение подлинного, идеального мира.

Б) Концепция познания: чувства, обращённые к миру вещей, и разум, обращённый к миру идей. Процесс познания представляет собой «воспоминания» души о том, что было явлено ей в мире идей.

В) Учение о сущности, устройстве и порядке человеческой жизни: личность и общество – единое целое, идеология государства – согласие отдельных человеческих добродетелей со строем государства в целом; социальная утопия (разделяет граждан на 3 класса, строгая цензура, справедливость).

Таким образом, разум у Платона пассивен, главным процессом познания является припоминание того, что уже видела, зафиксировала душа. Логика процесса познания предстает у Платона как диалектическая логика. Мыслящий человек в процессе постижения истины как бы ведет разговор с самим собой, разрешая возникающие противоречия. Без внутреннего диалога с самим собой человек не может приблизиться к истине. И только разрешая противоречия, объективно возникающие в нашем мышлении, мы постигаем истину в ее полноте и цельности. Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектической мысли.

У Платона, как и у его учителя Сократа, важнейшим предметом исследований оказывается человек, общество и государство.

Аристотель был учеником Платона, а впоследствии воспитателем Александра Македонского. Он был первым выраженным историком в философии, создателем целой науки внутри философии (формальная логика), критиком Платона и создателем собственной философии.

Метод Аристотеля – аналитика (доказательства, приводящие к достоверному знанию). Главный труд – «Метафизика»: исследует первоначало и сущее как таковое.

Аристотель – основатель формальной логики.

3 основных логических закона:

1) закон тождества (понятие употребляется в рассуждении в одном определённом значении);

2) закон исключения противоречия (каждое суждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными);

3) закон исключения третьего (из двух суждений, одно из которых противоположно другому, истинно то, что третьего не дано)

Аристотель является систематизатором философских научных идей. Обобщил все открытия, созданные до него. Формирует свое представление о бытии, который есть предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Этот предметно-чувственный мир является первичной реальностью природы, которая непротиворечива и неизменна.

Материя у него является всеобщей причиной, т.к. без нее нет бытия, но она пассивна и бесформенна. Аристотель вносит понятие формы. Форма – это деятельное начало, заставляющее материю сделать определенную вещь. Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Форма выступает как сумма свойств, отличающая один предмет от другого, является сущностью предмета. Вещь может существовать только тогда, когда существует форма.

Аристотель критикует теорию идей Платона как самостоятельных доприродных сущностей, т.к. считает, что идеи Платона представляют собой понятия, отражающих материальный мир, т.е. являются копиями вещей, а не наоборот. Аристотель считает, что позиция Платона не дает возможности понять природу изменчивости чувственно-воспринимаемого мира. Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

 

9. Философия эллинизма: киники, стоики, скептики, эпикурейцы.

А) киники отождествляли добродетель и благо, занимаясь в основном этическими проблемами, уделяя мало внимания теории познания. Добродетель – сокращение потребностей, независимость от общества и государства; в разуме важно только то, что непосредственно влияет на практическую жизнь, в совершении поступков человек руководствуется своим разумом. Киники призывали жить в соответствии с личными моральными критериями, а не с законом, не признавали общественные законы, призывали к отмене собственности (оказали влияние на раннее христианство и стоицизм).

Б) скептики полагали всякое знание недостоверным, отрицали абсолютный и всеобщий характер добра и зла, достоверное знание о морали невозможно, утверждали вечный поиск, вечное недовольство разума. Скептицизм можно разделить на крайний и умеренный (пробаблизм):

Крайний: отрицает возможность всякого достоверного знания, основатель Пиррон не оставил после себя никаких сочинений. Умеренный: отрицает возможность достоверного знания о чём-либо определённом, допуская возможность познания в других областях.

В) стоики воспринимали мир как единое тело, живое и расчленённое, переплетение элементов материализма и идеализма; мир – живой организм, наделенный огненной душой, всё существующее телесно и различается только «глубиной» и «тонкостью» материи, в мире всё творится по внутренней абсолютной необходимости. Свобода воли, согласно Зенону, проявляется, только если человек живёт в согласии с природой; уравнивание перед лицом мирового закона всех людей. Стоики призывали человека не быть покорным судьбе, своей нравственностью увеличивать общее благо.

Г) эпикурейцы отрицали теологию и бессмертие души, проповедовали этический индивидуализм, ярко выраженную практическую направленность. Миссия философии – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями, вздорными желаниями. Начало и конец блаженной жизни – в наслаждении. Эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, наслаждение – мерило блага.

Желания:

1) естественные и необходимые (голод, жажда и т.п.)

2) естественные, но не необходимые (изысканные яства)

3) вздорные (жажда славы, богатства)

Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легкодостижимым минимумом («Проживи незаметно»)

 

10.Средневековая философия: особенности, главные проблемы, этапы развития.

 

теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Начало схоластики приходится на IX в. Она носила лишь религиоз­ный характер; мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. Метод схоластической философии был предопределен еще в ее ис­ходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посред­ством разума, т. е. философии.

Цели схоластики:

1) с помощью разума проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека;

2) с помощью философии дать богословию систематизированную форму;

3) используя философские аргументы, исключить критику религиозных истин.

В схоластическом методе господствует формализм.

Ключевой фигурой средневековой схоластики является Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма против язычников»). Фома Аквинский сводит задачу науки к объяснению закономерностей мира. Однако над царством философского познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть силой мышления. Речь идет о таких сверхъестественных истинах, как божественное открове­ние и пр., которые содержатся только в вере. Поэтому философия дол­жна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представ­ляет в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргумен­ты против веры. Фома Аквинский пытался использовать элементы учения Аристо­теля, преобразованные им согласно требованиям христианской теоло­гии. Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархических ступеней. Самая широкая сту­пень — неживая природа, над ней возвышается мир растений и жи­вотных, из которого вырастает высшая ступень — мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовер­шеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.

Фома Аквинский выступил систематизатором всей средневековой схоластики. Его учение пользовалось большим влиянием и было офи­циально признано римской церковью.

 

11.Философия эпохи возрождения: гуманистические и натурофилософские идеи.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Основные положения:

• человек — высшая ценность;

• развитие индивидуализма;

• оживление светских настроений, гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности;

• в формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе;

• важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени;

• другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу;

• характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи бытия;

• философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. Главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Основные представители: Макиавелли, Коперник, Галилей, Бруно.

Более подробно:

Одним из ярчайших представителей философии Возрождения является Николо Макиавелли.Наиболее известные его труды: "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает Вирту – воплощение человеческой энергии, умения и таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования.

Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Исследуя деятельность известных политических деятелей своего времени, Макиавелли приходит к идее "нового государя" – абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы (хитрость + мощь, властность и даже жестокость). Отсюда и соответствующее название его учения – макиавеллизм – употребляемое для обозначения политического вероломства и насилия. (Однако мыслитель всего лишь дал объективную оценку своей эпохе).

Нужно также учитывать, что учение Макиавелли задевало интересы церкви. Поэтому учения мыслителя активно критиковались иезуитами, поборниками чистоты веры, которые хотели очернить его имя.

На самом деле Макиавелли рассматривает возможность отхождения от морально-этических норм только в экстремальных ситуациях.

Главная же заслуга Макиавелли в том, что он первым посмотрел на политику не через призму квазисхоластических суждений, а через призму реализма. Это обстоятельство существенно способствовало развитию наук о политике.

 

12. Становление философии нового времени: Бекон и Декарт. Проблема метода научного познания.

Бэкон – основатель современного индуктивного метода (от частного к общему в процессе познания).

Великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Но также Бэкон указывал и на плачевное состояние науки. До сих пор, говорил Бэкон, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.

Вся основа философии Бэкона была практической: она должна быть отделена от теологии (отвергал любую примесь теологических объяснений в фактическом исследовании явлений, объяснял всё как необходимое следствие действующих причин), дать человечеству возможность с помощью научных открытий и изобретений овладеть силами природы.

«Идолы» - плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам:

1) идолы рода – свойственны самой природе человека;

2) идолы пещеры – личные суеверия;

3) идолы рынка – связаны с тиранией слов;

4) идолы театра – связаны с общепринятой системой мышления.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Декарт – первый выраженный рационалист.

Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всем». Скептицизм относительно чувств. «Мыслю – значит существую» - мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. Декарт доказал существование «Я» из факта «Я мыслю» - это значит, что я существую только тогда, когда мыслю. Однако доказательства существования Бога он заимствовал из схоластической философии.

Мир ума и мир материи – параллельные, не связаны друг с другом (Ум не приводит в движение тело, тело не движет умом).

Одной из важнейших частей философского наследия Декарта является рассуждения о методе. Главным принципом Декарта было «во всем сомневаться», Этот принцип, однако, был для него лишь определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум. Правила, которых он придерживается

- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью;

- разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

- совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.

«Начала философии» - большинство научных теорий. Тела людей и животных сравнивал с машинами. Животные лишены чувств и сознания; душа человека помещается в шишковидной железе, не может повлиять на общее количество движения во Вселенной, но она может изменить его направление. Душа не зависит от тела: «одна субстанция не может воздействовать на другую».

По Декарту не существует действия на расстоянии, не существует вакуума, атомов, всякое взаимодействие имеет характер воздействия.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 106 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав