Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные философские идеи Аристотеля

Читайте также:
  1. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  2. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И НАПИСАНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. I. Основные свойства живого. Биология клетки (цитология).
  6. I. Основные цели
  7. II. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА
  8. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  9. II. Основные количественные и качественные признаки преступности
  10. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Ученик Платона. Отошел от его учения и основал Ликей. Жил в Афинах, но умер в изгнании. В течение нескольких лет был учителем Александра Македонского (Великого). Пытался его облагородить.

Аристотель – первый энциклопедист. Метафизика – основное произведение. Критиковал Платона из-за «мира идей».

Концепция Аристотеля:

Отказывался от того, что идея существует отдельно от нашего мира. Считал, что идея существует в самих вещах. Эйдесы в переводе Аристотеля это форма.

Дуализм – материальная и идеальная. Эйдесы (формы) активны, материя пассивна. Роль формы важна, а материи второстепенна.

Проблемы Бога.

Бог – это есть чистая форма, которая может творить другие формы. В отношении естественной природы все вещи творит Бог, а идеи форм берутся из головы Бога.

Энтелехия – идея Бога. Энтелехия – цель, ради которой существует вещь. Телеология – учение о том, что мир устроен целесообразно, каждая вещь имеет цель. Учение неверное с точки зрения современной науки.

Физика Аристотеля.

Физика от слова фюзис – природа. Первый создал физику Аристотель, потом Ньютон, затем Эйнштейн.

«Учение о природе должно быть умозрительным» Аристотель. Ошибочный принцип. Учение природы должно быть экспериментальным и наблюдательным.

Законы физики Аристотеля:

1)Все тела стремятся к центру. Был геоцентристом: центр вселенной – земля и состояла из: земли, огня, воды, воздуха и небесной стихии – эфир. Была признана ложной в 19 веке.

2)Более тяжелое тело падает быстрее, чем более легкое тело.

3)Существует два вида движения совершенное (по кругу) и несовершенное (все остальные).

Аристотель явился основателем формальной логики, учение о правильных формах мышления – селлогизм.

Силлогизм – умозаключение: первая посылка Сократ человек, вторая посылка все люди смертны.

Ввел два закона: 1) Закон запрещения – невозможно, чтобы один и тот же признак был одновременно присущ и не присущ одному и тому же предмету. 2) Закон исключения третьего – не может быть ничего посередине, между двумя противоположными (взаимоисключающими) суждениями.

Явился отчасти основателем биологии, основатель экономики. Жизнь по Аристотелю: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела имеющим основание в нем самом».

 

 

11.Схоластика как метод средневековой философии Западной Европы. Вера и разум. Проблема универсалий: номинализм и реализм.

(о том периоде)Тотальное господство 1 единственной религии – христианство. Вся философия того периода была исключительно религиозная. Философия играла роль служанки. «Философия – есть служанка Богословии (теологии)»-П.Дамиани. Эпоха появления первых университетов - в 12 в. термин университет – объединение нескольких школ. В тот период высшее образование проходило высшую и низшую ступень. Низшая – 7 низших наук (искусств)- (арифметика-начало математики, астрономия, музыка(теория), риторика – история красноречия, грамматика, диалектика – как логика). Высшая ступень – медицина, юриспруденция, теология. Отцы церкви: Августин(«Если языческие философы случайно оборонили истины, полезные для нашей веры, то этих истин не только не следует остерегаться, а необходимо отнять у их незаконныз владельцев и употребить на пользу нашей вере»), Тертуллиан, Ориген.

2 основные проблемы:

1) Проблема соотношения веры и разума

2) Проблема универсалий:

1.номанализм;

2.реализм

2 основные позиции:

1) Критическая – Абеляр, Росцелин – мнение: все догматы веры должны быть так или иначе подкреплены разумом.

2) Ортодоксальная – Все догматы веры нужно принимать на веру и они не нуждаются в том, чтобы их доказывали.

Вера и разум: «Верую, даже если абсурдно» - Тетруллиан.

«После Христа мы не нуждаемся в любознательности, после Евангелия мы не имеем нужды в исследованиях».

Появился в 13 в. др.мылслитель – Фома Аквинский – Теория «двойственной» истины. Сказал следующее: «Есть такие догматы веры, которые нуждаются в доказательстве, а есть такие, которые нужно принимать на веру слепо»

Сверхразумные.

Догмат о Троице: Бог есть одновременно существо единое, и одновременно существо троичное: Бог-отец, Бог-сын, Бог – Святой дух.

Неотомизм –томизм – современно-офиц.философия католич.церк

-фомизм

Проблема универсалий – проблема соотношения общих един.понятий.

Номиналисты утверждали, что реальное существование имеет только единичные вещи, а общие понятия есть фикция, только имя, а реалисты – реально существует только общее понятие, а единичные – есть только фикция.

Основной метод средневековой философии Схоластика: имеет 2 основные значения:

1) в соврем. чаще всего означает некое книжное отвлеченное спекулятивное учение;

2) первоначальное значение этого термина и самое осн. – схоластика – метод ср.век.философии, суть которой заключается в поиске философских истин через толкование, коммент. и интерпретация свящ.текстов.

Священные тексты того периода – Священное писание или Библия. 2 вид Свящ.т. – сочинение «Отцов церкви» - труды ранних христианских философов, которые боролись с языч.философами.

3) Аристотель(язычник)

Метод схоластики – вам не нужно никакое наблюдение, эксперимент, нужно извлекать истину из текста.

Библия – рассказ о непосредственных контактах людей с Богом.

Главная суть философии – изучение Библии(свящ. писание.)

Для того, чтобы извлечь истину нужно работать с текстом.

Вся проблема спора – философы имели дело с текстом. Понятие Бог – искл. общее понятие.

Ленин: «В средневековой философии мы хорошо видим материализма(роль играл номинализм) и идеализма (роль играл реализм» - с одной стороны прав, с другой – нет.

Росцелин в 11 в. будучи номиналистом написал трактат «О Троице». Бог существовал одновременно как существо единичное и существо троичное. Понятие Бога как единое существо – не существует. Его трактат «О Троице» приговорили к сожжению.

Апсельш Кентеберрийский – антропология 1033 – 1109 – англ.философ – антропологич. доказательство бытия Бога – Мыслимый нами Бог не сможет не существовать в самой действительности, так как только он и является источником самой идеи Бога – самой значительной и совершенной из всех идей нашего бытия. Бог – совершенное понятие – всегда понятие общее.

Бог существует только потому, что существует понятие Бог. Если у человека есть понятие Бога, значит, Бог есть. Атропологич. доказательство – самое примитивное. Гаунил – «Книга в защиту безумца против Ансельша».

«Апологическая книга против монаха…»- в ответ.

Эсхатология – учение о конце Света, о конце истории.

Как всемогущий Бог может допустить зло в этом мире? – Августин предложил решение: Источником зла в этом мире является человек, Бог перестал отвечать за зло в этом мире.

12.Средневековая философия: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становлениехристианского вероучения в средневековом обществе.

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом (креационизм).

Философия Августина очень теоцентрична: в центре её Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Своё учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».

Августин считает время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде. Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности, приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.

В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, то и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть, познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.

Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 году был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании. Представитель эвдемонизма.

13.Философия эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Д. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла (один по выбору).

Мор Томас (1478 -1535) - англ. мыслитель, один из самых известных гуманистов, друг Эразма Роттердамского, автор книги "Утопия", давшей имя и положившей начало утопии, как жанру литературы, и более широко - форме духовно-интеллектуального опыта, характеризующей гуманизм как специфический тип культурно-исторической практики. Родился в Лондоне, в зажиточное семье "не знатного, но честного рода" учился в Оксфорде, добился успехов в юридической и политической деятельности, при Генрихе VIII занял высший административный пост лорда-канцлера и хранителя печати. К реформации, несмотря на прежнюю критику отдельных сторон католицизма, М. отнесся резко негативно, полемизировал с лютеранством, отказался присягнуть королю как новому главе церкви (см. Англиканство), за что был обвинен в государственной измене, заключен в Тауэр и казнен. В заключении и во время судебного разбирательства вел себя с достоинством и мужеством. Канонизирован Пием XI в 1935 г.

Концепция М. - значит, явление в дух развитии западно-христианской культуры. Религиозно-политический идеал католического средневековья сменяется у М.. качественно новой моделью социального устройства и при этом несмотря на влияние Платона ("Государство"), не является воспроизведением дохристианской античной точки зрения.

Центральная идея учения М. - личное человеческое счастье, обретаемое в земной жизни, но не реализация от века данного идеального "плана" мироустройства, восходящего к всегда сущему Благу, как у Платона, не теократическая доктрина земной власти священства в духе Иннокентия III и не идея загробного воздаяния и сопутствующий ей эсхатологизм и исторический пессимизм бл. Августина. Двигаясь в общем контексте гуманистического мифа, сформулировано Пико, М. полагает субъектом истории и собственной судьбы человека, но отнюдь не сверхличный фатум и не Божественное Провидение.

Социальный проект М. строится на оптимистической вере не только в познавательной, но и в творческой возможности человеческого разума. Жизнь утопийцев организована ими самими (с легкой руки основателя государства - Утопа) рационально. "Норма рациональности", предлагаемая М., включает в себя критическую реакцию на социально-экономические и религиозные реалии современной ему Англии. Всеобщий труд, справедливое распределение, отсутствие денег и частной собственности (из золота делают ночные горшки), единая система воспитания дают основание причислять М. к основоположникам социализма и коммунизма, а выборность и подконтрольность руководства к сторонникам демократии. М. - критик макиавеллизма - цель в политике не оправдывает средства, управление государством должно иметь под собой нравственную основу, Но как и у Макиавелли, церковь фактически оказывается элементом социальной структуры (выборность священников, в том числе женщин, идея явно реформационная); роль ее преимущественно морально-воспитательная. В целом, картина религиозной жизни в "утопии" навеяна идеями флорентийских платоников; (см. Фичино). Разрешено исповедовать любую форму религиозности и отправлять любой культ, если это не нарушает "права" иных исповеданий; основной религией является поклонение единому верховному существу - пантеистически разлитому во всем мире "Родителю", культ которого учрежден Утопом за 144 года до рождения Христа; христианству нашлось место в "сложном многоконфессиональном спектре религиозной жизни" утопийпев, и оно едва не совпало с основной религией.

Признавая бессмертие души, основной целью земной жизни М. называет удовольствие, понимая последнее как духовно-интеллектуальную свободную деятельность (в противовес гедонистической тенденции "южного" гуманизма, напр. Валлы). Обилие свободного времени для честных граждан предполагает наличие рабов, рекрутируемых из числа тяжких преступников. М. противник жестоких наказаний, предлагает рациональное, через труд, использование заключенных. Утопическое рабство оказывается порой мягче чем жизнь свободных граждан в соседних станах.

Мор один из творцов гуманистического мифа, его влияние более эмоционально-энергетическое, нежели концептуально-теоретическое. В отличие от флорентийского платоника, с его религиозно-поэтико-магической эклектикой М. придает мифологеме человека-творца более приземленное, социально-ориентированное и прагматическое звучание. Следующий шаг в заземлении мифологемы творчества был сделан Ф.Бэконом, который начал интерпретировать его как дело-созиданиие нового социального пространства-времени. В "Утопии" благодаря ее доступной форме для массового сознания, сформулировано новое чувство времени и истории, характерное для Нового времени: 1) человек- субъект истории и ее цель; 2) человеческий разум почти всемогущ; 3) настоящее, обремененное тьмой прошлого, достойно критики; 4) будущее, оплодотворенное светом человеческого разума, лучше, чем настоящее. Утопия как социально-политическая вербализация мифологемы человека-творца, являет собой матрицу политико-экономического развития новоевропейской цивилизации, получившей свое последующее концептуальное оформление в теориях прогресса у просветителей, в немецком идеализме и в марксизме.

14.Философия Нового Времени: Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт (один по выбору).

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.

Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд- канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному штрафу (40 000 ф.ст.), лишен парламентских полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода.

С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы. Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным"

15.Философия эпохи Просвещения: Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье (один по выбору).

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель философии французского Просвещения. Он происходил из

дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучитьюридическую практику Франции того времени. Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и общественных наук. Первый его литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) - имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще он написал "Рассуждение о причина величия и падения римлян" (1734).В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое существует в данном обществе.Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе:

1) "естественные", которые определяются биологическими, природными характеристиками человека и выражают его отношения к природе я к другим людям, но, так сказать, во внеобщественном состоянии;

2) социальные законы.

Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории: республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы государства определяются формой государства, законы же - это юридические выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу, состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами. Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства, характерные для определенных форм правления, а именно демократического, монархического и деспотического, детерминированы различными факторами: характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой), нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения.Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления - своеобразная структура, все элементы которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого.В каждой социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх. Если та или иная "страсть", или психологический принцип, ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из географической среды, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф местности.Составная часть учения Монтескье - его концепция "разделения властей", которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что необходимо разделить "власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Только подобное государственное устройство, в котором все эти власти разделены, может обеспечить такое положение, "при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему позволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Эта концепция Монтескье имела огромное демократическое содержание и не потеряла своего значения до настоящего времени.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав