Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II.Гносеология

Предмет познания- бытие. Основание опыта- в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений, т.е. чувственное восприятие предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Невозможно приобрести знание только при помощи ощущений и восприятий. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Аристотель является основоположником логики: разработал теорию мышления.

III. Общественно-политические взгляды

Гос-во- высшая форма общения между людьми, которая существует ради блага жизни его граждан. В структуре три класса: зажиточный, средний, бедный. По Ар. Лишь те государства имеют наилучшее устройство, где средний класс представлен в большеем количестве.

Выделил 2 группы гос.устройства:

· Правильные (монархия, аристократия, полития)

· Испорченные (тирания, олигархия, демократия)

 

Правильные формы могут переходить в испорченные по причине личных интересов немногих правящих.

10.Познание

Познание- процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Структура:

· Объект (часть реальности материальной или духовной)

· Субъект (источник целеполагающей активности)

· Знание (результат познания)

· Язык (универсальное средство общения людей)

Виды познания

Чувственное Рациональное
Процесс познания, осуществляемый посредством органов чувства Процесс асбтрактно-логического мышления, рассудка и разумного познания мира
· Ощущение- отображение отдельного свойства мат.объекта · Восприятие- целостный образ предмета · Представление- чувственный образ предмета, воздействующий на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый сейчас · Понятие- единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закреплены в их определении · Суждение- форма мышления, отражающая наличие или отсутствие определенных признаков и предметов, явлений · Умозаключение- форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое

 

Сенсуализм - учение,с огласно которому источником всех достоверных знаний являются ощущения (Дж.Локк-основоположник сенсуализма). Находится в тесной связи с эмпиризмом (направление, признающее опыт источником знаний и критерием истины; теоретическое мышлений может выходить за пределы опыта: «нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте»(Бэкон, Гоббс)

Рационализм - направление противоположное эмпиризму, согласно которому основой наших знаний и критерием истины является разум,в котором изначально имеются общие «врожденные» знания (математические аксиомы); опираясь на них, мы получаем новые знания методом дедукции (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

11.Средневековая философия

Средневековая философия (IV-XVвв.) в Западной Европе занимает подчиненное положение относительно религии христианства (философия служанка богословия)

Характерные черты:

· Теоцентризм

· Авторитаризм

· Креационизм (Бог сотворил мир из ничего)

· Проблема соотношения веры и разума

· Принцип откровения (человек не может самостоятельно познать высшую истину, это тайна, которую Бог открывает человеку по своей воле через пророков, Священного писания, церкви и т.д.)

· Спор об универсалиях (вопрос о природе общих понятий,идей; в схоластике- основной предмет спора X-XIVвв.)

· Сотериология (спасение души через веру в искупительную жертву Христа)

· Провиденциализм (все предопределено волей Бога)

· Эсхатология (конец истории нашего мира после Страшного суда наступит Царство Божье)

Схоластика - теологическая философия V-XVвв. Цель- рациональное обоснование христианского вероучения (Ф.Аквинский,Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный)

 

 

Характерные черты:

· Ориентация на учение Аристотеля

· Оторванность от реальной жизни

· Замкнутость

· Консерватизм

· Авторитаризм

· Схематичность

· Назидательность

· Учительство

Теоцентризм - главная черта средневекового мышления, основанная на идее Бога как сверхъестественной, совершенной благой личности, определяющей все происходящее в мире.

Спор об универсалиях стал основным предметом споров в схоластике V-XVвв. и породил два основных направления:

Реализм Номинализм
Общие понятия (универсалии) существуют реально, т.е. объективно, «до вещей»- в божественном разуме. (А.Великий, Ф.Аквинский, А.Кентерберийский) Реальным существование обладают единичные вещи, а общие понятия всего лишь имена для их обозначения; существуют после вещей (Росцелин, Оккам, Абеляр)

 

12.Происхождение и сущность сознания.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной реальности в ходе общественной практики.

Трактовки сознания:

· Идеализм - сознание- независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Гегель, Шеллинг)

· Диалектический материализм - сознание- свойство высокоорганизованной материи, сущность сознания идеальна; сознание есть высшая форма отражения мира (Маркс, Энгельс)

Основа сознания - отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого.

Три уровня отражения:

· Неживая природа (физико-химический взаимодействия)

· Биологический уровень (раздражительность, чувствительность, восприятие и т.д.)

· Социальное отражение (сознание)

Структура сознания:

· Знание (результат познания; отражение действительности в чувственных и рациональных образах)

· Внимание

· Память (закрепление, сохранение и воспроизведение предыдущего опыта)

· Воображение (способность создавать новые образы на основе впечатлений)

· Эмоции (чувства, страсти, аффекты)

· Воля (устремление человека на выполнение тех или иных действий)

Идеальное - субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека (знаниях, нравственно-моральных нормах, рассуждениях и т.д.)

В немецкой классической философии идеальное связывалось с активной и творческой деятельностью субъекта (Кант, Гегель). В отечественной марксистской философии сложились две концепции:

· Социально-историческая - идеальное есть способность человека в предметно-практической деятельности духовно, в мыслях, воле, потребностях воспроизводить вещь (Копнин, Ильенков);

· Натуралистически-биологическая- идеальное связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя вынести за пределы человеческого мозга и субъекта (Дубровский, Нарский)

13. Проблема метода и субстанции. Эмпиризм и рационализм

Субстанция -(от лат. «то,что лежит в основе») категория, обозначающая первоначало, первопричину всего сущего; источник единства и многообразия бытия, всеобщее основание бытия. Субстанция неизменна; она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе.

В античной философии – субстанция трактовалась как первоначало всех вещей (у Фалеса- вода,у Гераклита- огонь).

В Средние века вопрос о субстанции решался в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм).

В Новое время - субстанция трактовалась по разному: Спиноза - учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя; Декарт - в основе бытия две субстанции «мыслящая» и «протяженная»); Лейбниц - учение о множественности духовных субстанций- «монад»; Гегель - субстанция- целостность саморазвития Абсолютной идеи; в марксизме - субстанция есть материя.

Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм -направление, признающее опыт источником знаний и критерием истины; теоретическое мышлений может выходить за пределы опыта: «нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте»(Бэкон, Гоббс)

Бэкон (основатель эмпиризма) считал,что для познания законов природы необходимо использовать эмпирический и индуктивный метод; разработал учение об «идолах»- изъянах разума, мещающих познанию

Рационализм - направление противоположное эмпиризму, согласно которому основой наших знаний и критерием истины является разум, в котором изначально имеются общие «врожденные» знания (математические аксиомы); опираясь на них, мы получаем новые знания методом дедукции (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Декарт (основатель рационализма) полагал,что чувственный опыт не дает достоверного знания;

Спиноза выделяет три вида познания: чувственное (смутное), рациональное (достоверное) и интуитивное (безошибочное)

Лейбниц выделяет два вида истин: «истина факта» (случайные, основанные на опыте) и «истины разума» (врожденные идее: логика и математика)

14.Диалектика и метафизика

Диалектика (от греч. «искусство вести беседу»)- 1) в античном понимании-искусство творческого спора с целью достижения истины (Сократ); 2) с современном понимании- учение о законах бытия (природы, общества, сознания)

Исторические формы:

· Стихийная - представление древних об изменчивости мира; опиралась на опыт и наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон)

· Логико-гносеологическая - немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг)

· Материалистическая (Маркс, Энгельс)

Диалектика делится на два вида:

· Объективная - диалектика бытия, развитие реального мира (природы и общества)

· Субъективная: диалектическое мышление - переход от абстрактного знания к конкретному; теория диалектики - учение о всеобщих законах развития движения внешнего мира и мышления

Метафизика - 1)в античном понимании- учение о неизменных, сверхчувственных началах и принципах бытия; 2) в современном понимании- философский метод противоположный диалектике; рассматривает предметы как статичные и изолированные друг от друга.

Метафизический метод - метод философского мышления, характеризующийся однородностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого.

Диалектический метод - метод фил.мышления, в соответствии с которым следует понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике; ориентирует мышление на понимание истины как процесса развития знания.

Основные принципы

Метафизика Диалектика
· Принцип качественно неизменности · Изолированности · Непротиворечивости · Принцип детерминизма (взаимосвязь и обусловленности с другими предметами) · Принцип развития (качественное изменение) · Принцип системности (внутреннее упорядочение множества взаимосвязанных элементов) · Принцип противоречивости (внутренне противоречивый, наделенный противоположными сторонами, моментами)

 

15.Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма

Дж. Беркли (1685-1753) утверждал, что главная ошибка философов в том, что они резко противопоставляют «существование само по себе» и «существование в виде восприятия». Беркли считал, что они тождественны.:«Существовать значит быть воспринимаемым». Отсюда следует что 1) мы не знаем ничего, кроме наших ощущений; 2) соответственно все вещи- лишь комплексы наших ощущений и не существуют мне нашего сознания. «Материя», «субстанция» и т.п. всего лишь фантомы сознания.

Весь мир существует лишь потому, что его воспринимает и мыслит Бог.

Д.Юм (основатель агностицизма (агностики утверждают, что мир не познаваем впринципе)) утверждал, что для ума доступны только ощущения, поэтому люди верят в существование материального мира, но не могут познать его, т.к. мир есть совокупность ощущений субъекта; наличие причинно-следственных связей недоказуемо, т.к. в их основе лежит привычка. Юм отрицал существование Бога и полагал, что источник религии- фантазии людей.

16.Проблема истины

Истина - центральная категория теории познания, цель познания; существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине - вопрос об отношении знания к объективной реальности.

Трактовки:

· Объективный идеализм - истина- свойство идеальных объектов бытия

· Эмпиризм - истина- соответствие мышления чувственному опыту

· Рационализм - истина- согласие мышления с самим собой

· Диалектика - истина- процесс развития знания

Критерии истины - признаки, по которым можно отличать истину от заблуждения.

1) Практика - (основной критерий истины) целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности. Формы практики: общественное производство, научно-экспертная деятельность, социально-политическая деятельность, игровая практика, практика общения.

2) Дополнительные критерии: ясность, отчетливость знания, рационализм (логичность построения), эмпиризм (подтверждение в опыте), сенсуализм (подтверждение в ощущениях), конвенционализм (общезначимость), прагматизм (полезность,эффективность)

Истина и оценка

ОЦЕНКА— высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Способы выражения О. чрезвычайно разнообразны. Абсолютные О. выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично». Вместо них могут использоваться слова: «позитивно ценно», «негативно ценно», «добро», «зло» и т.п. Сравнительные О. формулируются в предложениях с оценочными словами «лучше», «хуже», «равноценно», «предпочтительно» и т.п. Оценочное отношение мысли к действительности чаще всего выражается не с помощью особых оценочных понятий, а высказываниями с явным или подразумеваемым «должно быть». О. включает следующие части, или компоненты: субъект О. — лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту; предмет О. — объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются; характер О. — абсолютная и сравнительная; основание О. — то, с т.зр. чего производится оценивание. Не все эти части находят явное выражение в О. Но это не означает, что они не обязательны. Без любой из них нет О. и, значит, нет фиксирующего ее оценочного высказывания.

О. не является ни истинной, ни ложной. Истина характеризует отношения между описательным высказыванием и действительностью; О. не являются описаниями. Они могут характеризоваться как целесообразные, эффективные, разумные, обоснованные и т.п., но не как истинные или ложные. Споры по поводу приложимости к О. терминов «истинно» и «ложно» во многом связаны с распространенностью двойственных, описательно-оценочных высказываний, которые в одних ситуациях функционируют как описания, а в др. — как О.

 

17.Теория познания Канта

И.Кант (родоначальник немецкой классической философии) поставил в центр философии познающего субъекта («Что я могу знать?»). В познании Кант выделил 2 вида бытия: «вещь в себе» (мир до познания) и «явление» (мир в сознании субъекта). Получение научных знаний возможно на уровне субъекта, обладающего априорными (доопытными) формами познания (пространство и время, чувственные понятия и категории,рассудок). Синтез чувственности и рассудка дает знание.

Признавая наличие Бога, Кант обнаружил, что в сфере теоретического разума невозможно доказать его существование.

По Канту, мораль абсолютна и основана на совести и нравственности. В основе этики Канта лежат 2 идеи: долг перед людьми и самоценность человека (человек должен быть целью,а не средством реализации чьих-то целей; поступай так, чтобы мотив твоих поступков мог стать законом для всех) (Категориальный импертив-обще-нравственные предписания)

18.Научное познание

Наука - совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основах науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира.

Критерии научного знания - поиск истины; познание сущности явлений, доказательность, проверяемость и обоснованность, системность знаний, объективность, рациональность, практическая значимость результатов, и т.д.

Принципы научного знания - а)принцип верификации - научным может быть только то знание, которое прошло практическую проверку в опыте; б) принцип фальсификации - научным может быть только то знание, которое может быть опровергнутым, хотя бы в принципе, т.е. его ложность можно установить в ходе проверки.

Отличие научного от обыденного знания: ненаучное (обыденное знание) в отличие от научного носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности.

Методы научного знания- совокупность приемов применяемых для получения достоверного знания:

· Методы эмпирического исследования:

- наблюдение (целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств)

- эксперимент (активное, целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных условиях)

- сравнение (выявление сходства или различия объектов)

- описание (фиксирование результатов научных исследований)

- измерение (нахождение числовых значений свойств объекта)

· Общелогические методы:

- анализ (реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждого из них поотдельности)

- синтез (мысленное или реальное объединение частей в единое целое)

- индукция (движение от частного к общему)

- дедукция (движение от общего к частному)

- аналогия (перенесение некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой подобный ему)

- моделирование (воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала)

· Методы теоретического познания:

- формализация (отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде; рассуждения об объектах переносятся в плоскость формул)

- абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих свойств)

- обобщение (установление общих свойств и признаков предметов)

- идеализация (мыслительная процедура образования абстрактных объектов, не осуществимых в реальности)

Формы научного знания

Факт - основа научного знания; предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать. Проблемы обусловлены выдвижением гипотез

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которой необходимо доказать

Закон - форма знания, отображающая общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами

Теория - форма организации научного знания,дающее целостное представление о закономерностях и сущности определенной области

Действительности. Элементами научной теории являются исходные основания: аксиомы, законы, принципы и т.д.

19. Идеалистическая диалектика Гегеля

Гегкль создает систему абсолютного идеализма, посредством метода идеалистической диалектики; разрабатывает диалектику как учение о законах развития бытия («Наука логики»). Согласно Гегелю – все сущее это процесс саморазвития Абсолютной идеи (Мирового разума):«Все действительное- разумно, все разумное- действительно», т.е. все истинное становится таковым через идею (тождество бытия и мышления).

Абсолютная идея, стремясь к самопознанию, проходит три стадии саморазвития: логика (идеальные понятия), природа (материальное инобытие) и дух (человеческая культура). В истории человечества Абсолютная идея возвращается сама к себе. Гегель понимал историю как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы на трех стадиях истории: восточное общество (все рабы), греко-римский мир (некоторые свободны) и германо-христианский мир (все свободны). Гегелю принадлежит известное изречение: «Каждый народ достоин своего правителя»

20.Наука как социальное явление. Проблема генезиса науки

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Говоря о возникновении науки, надо подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука (как указанное "целостное триединство"), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочковывания науки от традиционной философии.

В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде "зачатков" научные знания были "смиренной служанкой церкви", то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была "полнокровная наука", т.е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, "запас" необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют "первоначальное целое" единой науки как таковой.

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:

- Отделение науки от философии

- Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

- Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Ге́незис (греч. génesis) происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определённому состоянию, виду, явлению.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т.п.). Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот "ход" есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов.

21.Марксизм

Марксизм - философско-идейное течение, основанной Марксом и Энгельсом во второй половине XIXв., которое включает в себя диалектический материализм (учение о природе, познании и человеке) и исторический материализм (учение об обществе и его истории).

Диалектический материализм Исторический материализм
Основные идеи: материя первично,а сознание вторично, производно от материи; сознание есть свойство высокоорганизованной материи; Бога нет; материя находится в вечном движении, развитии; критерий истины- общественная практика; человек отличается от животного способностью к труду; сущность человека социальна Основные идеи: бытие определяет сознание; основа общества- способ производства (единство производительных сил и производственных отношений),который определяет политическую и идеологическую «надстройку»; критерий общественного прогресса- уровень развития производительных сил общества; единство основы общества и надстройки определяет общественно-экономическую формацию (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая); движущие силы истории- развитие производительных сил и социальные революции. Смысл истории человечества- переход к коммунизму как к всеобщему равенству на основе всеобщего изобилия

 

22. Развитие общества как естественно-исторический процесс

Понимание истории общества как естественноисторического процесса основано на признании определяющей роли материальной стороны человеческой деятельности. Вместе с тем духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей. Для лучшего понимания взаимодействия и взаимовлияния этих двух сторон естественноисторического процесса следует иметь в виду следующие важные положения, выдвинутые и обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом. 1. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». 2. «...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Подходы к исследованию истории общества

1) Формационный подход - концепция общественного развития в марксизме, в основе которой лежит учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ).

ОЭФ - конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень развития, характеризующаяся: а)способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношения (базис); б) социальными и политическими отношениями, юридическими нормами, учреждения и идеологией (надстройка). Основные ОЭФ - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Высшая ступень развития в данном подходе - коммунизм- общество без социального неравенства, лозунгом которого станет «От каждого- по способностям, каждому- по потребностям»

2) Цивилизационный подход - концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация проходит определенные циклы: рождение, расцвет, старение и гибель. Достоинство этого подхода в том, что он позволяет выявить своеобразие и уникальность исторического развития каждого конкретного общества. (Вебер, Тойнби, Сорокин, Гумилев и др.)

Цивилизация- культурно-историческая общность, этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган). Характерные черты современного этапа развития цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в развитии отношений природы и общества; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран.

23.Особенности русской философии XX века

Русская идеалистически-религиозная философия - течение в философии Росси, получившее распространение в конце XIX-нач.ХХвв., связанное с возникновением философских систем; этот этап называют религиозно-философским Ренессансом русской культуры. Ее истоки в идеях В.Соловьева, в мировоззренческих построений славянофилов.

Характерные черты: антропоцентризм, гуманизм, религиозно-христианский, мистический характер. Представители: Соловьев, Булгаков, Бердяев, Ильин, Лосский, Франк и др.

Русский космизм- оригинальное направление в русской философии конца XIX- первой половины ХХвв., в котором утвердилась идея неразрывного единства человека, Земли и космоса. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, религиозно-теологическое (Федоров, Соловьев, Флоренский) и естественнонаучное (Циолковский, Вернадский, Чижевский)

24. Культура как явление общественной жизни

Культура- часть человеческого окружения, созданная самими людьми. Другими словами все то, что создал человек. Форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия. Культура есть с овокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению.

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации. Современный этап развития культуры 20-21 веков характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий.

Функции культуры: креативная (творчество артефактов), познавательная, информационная (носитель социальной информации), аксиологическая (разрабатывает и транслирует ценности), коммуникативная (передает опыт поколениям), интегративная (объединяет людей), адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру)




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав