Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность права

Читайте также:
  1. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  2. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  3. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  4. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  5. I. Права на результаты интеллектуальной деятельности
  6. I. Сущность и социальное назначение государства.
  7. I. Сущность и социальное назначение государства.
  8. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  9. I. Сущность социальной структуры общества.
  10. I. Сущность, формы, функции исторического знания.

Сущность права - регулятор общественных отношений, выражающий чьи-либо интересы. Некоторые авторы пишут, что сущность права – «воздействовать на общественные отношения с целью их нормативного регулирования». Однако такой подход предполагает динамичный аспект сущности, а сущность по определению статична, по этой причине, в сущности, принципиально главное – «регулятор», а не «воздействие». Регулятивная природа права определяется тем, что оно характеризуется волевым признаком. Однако здесь существует разнообразие мнений. «Подводный камень» здесь – понимание самой «воли», ведь именно ей опосредовано понимание «права». Принципиально важным является уяснение того, чья конкретно воля находит выражение в праве. Теоретические расхождения следующие. Т.Гоббс - «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Ж.Ж. Руссо – «право заключает в себе общую волю». Представители марксизма – право – «возведенная в закон воля господствующе­го класса». В современной юридической литературе - «свободное выражение воли индивидов». В сущности права, воля - результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в за­коне (судебном прецеденте, нормативном договоре, правовом обычае, ином источнике права) и выступающая вследствие этого общесоциальной мерой и регулятором поведения людей. Общесоциальность подразумевает наличие «общей воли», поэтому допустимо говорить именно об общей мере поведения, специфическом критерии, выделяющем право среди иных нормативных регуляторов. Иначе, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой госу­дарства, нельзя будет обеспечить их полное исполнение.

Сущность права - это глав­ная, внутренняя, устойчивая, первично-качественная осно­ва права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. При рассмотрении сущности права важно обнаружить и юридически зафиксировать проявление содержательной и формальной характеристик в явлении. В сущности государства формальной характеристикой явления выступает то, что любое право – это, прежде всего регулятор. Содержательной характеристикой явления выступает то, чьи интересы данный регулятор обслуживает. Существуют основные: классовый и общесоциальный подходы в понимании сущности права. Классовый подход трактует право в уз­ких целях - как средство обеспечения главным образом ин­тересов экономи­чески господствующего класса. Общесоциальный подход трактует право как выражение компромисса между интересами различных классов, групп, социальных слоев общества. Также можно выделить религиоз­ный, национальный, расовый и иные подходы, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать (над общесоциальными). Определяя сущность права необходимо исходить из учета многофакторности и герменевтического метода познания явлений.

Ценность права заключается в том, что оно: обладает инструментальной ценностью, придающей действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, подконтрольность; воплощая общую волю, спо­собствует развитию желаемых отношений и ограничению в развитии нежелательных отношений; вы­ражает масштаб, границы свободы личности в об­ществе, ограничивая произвол; вы­ражает идею справедливости, является действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом; приобретает планетарную ценность, поскольку позволяет на международном уровне цивилизованным путем ре­шать общемировые проблемы (экология, война, голод).




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав