Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Г. А. Ахметова

 

1..Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00) [Текст]: // – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 192с.

2. Инструкции по использованию приборов [Текст].

3. Рожкова, Л.Д. Электрооборудование электрических станций и подстанций [Текст]: учебник / Л.Д. Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В. Чиркова – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.: ил.

4. Александров, К.К. Электротехнические чертежи и схемы. [Текст]: учебное пособие / К.К. Александров, Е.Г. Кузьмина – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 284 с.: ил.

5. Алексеев, А.А. Качество электроэнергии. [Текст]: учебное пособие / А.А. Алексеев, С.С. Ананичева – Екатеринбург: УГТУ, 2000. – 48 с.: ил.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный университет

 


История русской литературы XIX века.

Вторая половина


Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов 3 курса филологического факультета Башгосуниверситета

 

Уфа

РИЦ БашГУ



Печатается по решению кафедры русской литературы и фольклора БашГУ. Протокол от 26 ноября 2009 года


Составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и фольклора

Г. А. Ахметова


Литература по курсу: «История русской литературы 19 века. Вторая половина»

Тексты:

И.А.Гончаров.

Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

И.С.Тургенев.

Записки охотника. Ася. Первая любовь. Вешние воды. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Стихотворения в прозе.

А.Н.Островский.

Свои люди - сочтемся! Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Волки и овцы. Лес. Бесприданница.

Н.А.Некрасов.

Лирика. Коробейники. Мороз, Красный нос. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.

Ф.И.Тютчев.

Лирика.

А.А.Фет.

Лирика.

Ф.М.Достоевский.

Бедные люди. Униженные и оскорбленные. Записки из Мертвого дома. Преступление и наказание. Идиот. Братья Карамазовы.

Л.Н.Толстой.

Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Воскресение. Смерть Ивана Ильича. Холстомер. Крейцерова соната. Хаджи-Мурат

М.Е.Салтыков-Щедрин.

История одного города. Господа Головлевы. Сказки. Пошехонская старина.

Н.С.Лесков.

Леди Макбет Мценского уезда. Соборяне. Левша. Человек на часах. Очарованный странник.

А.П.Чехов

Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Учитель словесности. Анна на шее. Попрыгунья. Душечка. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

Основная литература:

1. Ю.И.Минералов. История русской литературы 19 века. 1840-1860-е годы. М.: Высшая школа, 2003.

2. История русской литературы 19 века. 40-60-е годы/Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громовой. 3-е изд. М., 2006;

3. Щенников Г.К., Щенникова Л.П. История русской литературы 19 века. М., 2006;

 

Дополнительная литература:

1. История русской литературы. В 4 т. Т.2, 3. Л: Наука, 1982, 1983.

2. История всемирной литературы. В 9 т. Т.6. М., 1989.

3. Поспелов Г.Н. История русской литературы 19 века (60-е годы). М., 1981.

 

 

 

 

 

Планы семинарских занятий

 

ТЕМА 1

Задание: подготовить сообщение на тему: «Обломов» Гончарова в восприятии современников

 

Роман Гончарова «Обломов» как бессобытийный эпос частной жизни

 

1. История создания. Споры о романе (Добролюбов, Дружинин и др.).

2. Фольклорные, литературные, жизненные прообразы Обломова.

3. Противоречивость образа Обломова: лиризм и ирония. Средства обрисовки характера. «Сон Обломова» и его место в романе. Два рода любви: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

4. Илья Обломов и Андрей Штольц: Восток – Запад.

 

Литература:

1. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.

2. Дружинин А.В. Литературная критика. М.,1983.

3. Аннинский И.Ф. Гончаров и его Обломов // И.Ф.Аннинский. Книги отражений. М., 1979.

4. Кантор В. Долгий навык к сну. (Размышления о романе И.А.Гончарова «Обломов»// Вопросы литературы. 1989, №1.

5. Отрадин М.В. Сон Обломова как художественное целое// Русская литература. 1992, №1.

6. Гейро Л.А. Роман И.А.Гончарова «Обломов» //И.А.Гончаров. Обломов. Л., 1987 (серия «Литературные памятники»).

7. Постнов О.Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.

8. Имя – сюжет – миф. Сб. статей. СПб., 1996. (Ляпушкин Е.И. Миф в художественной структуре «Сна Обломова»; Мельник В.И. О своеобразии религиозности И.А. Гончарова).

 

ТЕМА 2

 

Повести Тургенева о «трагическом значении любви» («Первая любовь», «Вешние воды»).

Задание: повторить термины «творческая история», «сюжет», «композиция» (Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001)

1. Повесть «Первая любовь». Творческая история. Композиция. Сюжетные линии. Лиризм и средства психологической характеристики героев. Концепция любви.

2. Лирическая повесть «Вешние воды». Творческая история. Композиция. Сюжетные линии.

 

Литература:

1. Чернов Н. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь» и ее реальные истоки// Вопросы литературы. 1973, №9.

2. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962.

3. Пумпянский Л.В. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979.

4. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист (1870-1880-е годы). Л., 1985.

5. Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.

6. Сандомирский С.С. Неизвестные писатели. Гоголь. Тургенев. Грибоедов. М., 1998.

7. Ильин В.Н. Тургенев – мистик и метапсихик/ Русская эмиграция о И.С.Тургеневе// Литературная учеба. 2000, №3.

 

 

ТЕМА 3

 

«Отцы и дети» Тургенева как лучший в русской литературе антинигилистический роман

Задание: подготовить сообщение на тему: «Роман Тургенева «Отцы и дети» в оценках современников».

1. Творческая история. Споры о романе (Антонович, Д.Писарев, Н.Страхов, Ф.Достоевский и др.).

2. Нигилист Базаров перед лицом вечных загадок. Символика любви и смерти в романе.

 

Литература:

1. Страхов Н. Литературная критика. М., 1984.

2. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962; его же. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1968.

4. Батюто А. Тургенев – романист. Л., 1972.

5. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. Л.. 1982.

6. Аюпов С.М. Поэтика и стиль романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Уфа, 1999; его же. Эволюция тургеневского романа. 1856-1862. Казань, 2001.

7. Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Пособие для учителя. М., 1982.

8. Труайа А. Иван Тургенев/ Пер. с фанц. М., 2007.

9. Моруа А. Тургенев/ Пер. с франц. М., 2001.

10. Ребель Г.М. Базаров и Раскольников: Слово- идея-масштаб личности// Русская литература. СПб., 2007, № 4. С. 3-31.

 

ТЕМА 4

 

А.Н.Островский – драматург

Задание: подготовить сообщение на тему: «Способы выражения авторской позиции в драматургии» (Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002).

1. Комедия «Свои люди – сочтемся!» Плутовской конфликт и сюжет об обманутом обманщике. Правда быта и характеров (язык, художественная ономастика). Гоголевская традиция и новаторство.

2. «Бесприданница» - драма утраченных иллюзий. Лариса Огудалова и ее окружение. Новизна поэтики.

 

Литература:

1. Журавлева А.И. А.Н.Островский – комедиограф. М., 1981.

2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского. М., 1986.

3. Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. М., 1967.

4. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н.Островского. М. 1967.

5. Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н.Островского. М.,!982.

6. Лакшин В.Я. А.Н.Островский. Биография. М., 1976 (серия «Жизнь в искусстве»); его же. Пять великих имен. Статьи, исследования, эссе. М., 1988.

7. История русской драматургии. Вторая половина 19- начало 20 века. Л., 1987.

8. Анализ драматического произведения. Л., 1988.

 

 

ТЕМА 5

«Преступление и наказание» Достоевского как идеологический роман

1. Жанровое своеобразие романов Достоевского (идеологический роман, полифонический роман, роман-трагедия, роман-миф).

2. Идея Раскольникова о праве на кровь «по совести» и ее опровержение. Свидригайлов как демонический двойник Раскольникова. Функция снов. Роль евангельской притчи о Лазаре.

3. Христианский гуманизм Сони Мармеладовой.

 

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание// Полн.собр.соч. В 30 томах. Т.6. Л.,1973 (комментарии и послесловие).

2. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1981.

3. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.

4. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

5. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М.. 1990.

6. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1985.

7. Мочульскй К. Гоголь. Вл. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

8. Энгельгард Б.М. Идеологический роман Достоевского// Б.М.Энгельгард. Избр. труды. СПб., 1995.

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979(или любое др. изд.)

10. Тихомиров Б. «Лазарь, гряди вон». Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. СПб., 2005.

11. Белов С.В. Энциклопедический словарь: Ф.М.Достоевский и его окружение. Т.1. (А-К). СПб., 2001.

12. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. М., 2000.

 

 

ТЕМА 6

 

«Идиот» Достоевского – роман о «положительно прекрасном человеке»

Задание: подготовить сообщение на тему: «Литературные воплощения образа Христа»

 

1. Мифологические, литературные, жизненные прообразы Мышкина.

2. Судьба добра в романе. Мышкин и его окружение.

3. Драма Рогожина и Настасьи Филипповны. Евангельские параллели.

 

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Идиот// Полн.собр.соч. В 30 томах. Тт.8,9. Л., 1974 (т.9 – комментарии и послесловие).

2. Кириллова И. Литературное воплощение образа Христа// Русская литература. 1991, №8.

3. Померанц С.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990.

4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (статья «Тематическая композиция романа «Идиот»).

5. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.

6. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1981.

7. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. 1821- 1881. В 3-х томах. СПб., 1999.

8. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М., 2001.

 

ТЕМА 7

Роман – эпопея Льва Толстого «Война и мир»

Задание: подготовить сообщение на тему: «Черты древнего эпоса в романе «Война и мир»

 

1. История создания, прототипы героев.

2. «Война и мир» как «русская «Илиада» (И.А.Гончаров). Синтез романного и эпопейного начал.

3. «Роевая» философия истории и развенчание «великих людей».

4. «Диалектика души» интеллектуальных героев: Андрей Болконский, Пьер Безухов.

5. Семья Ростовых как воплощение природных, естественных начал.

6. Композиция («лабиринт внутренних сцеплений»). Язык.

 

Литература:

1. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1991.

2. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир». М., 1978.

3. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

4. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

5. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 («Образ Кутузова и философия истории в романе «Война и мир»).

6. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. М., 1995.

7. Соболев Л. Современники читают «Войну и мир»// Вопросы литературы. М., 2007. Вып. 6. С. 179-224.

 

 

ТЕМА 8

Роман-трагедия Льва Толстого «Анна Каренина»

Задание: повторить термины «метафора», «лейтмотив», «символ» (В.Е.Хализев. Теория литературы. М., 2001).

 

1. Творческая история. Литературные и жизненные прообразы героев.

2. Образ Анны и проблема виновности. Эпиграф. Анна и Долли. Символика имени и портретной характеристики героини.

3. Духовный путь Константина Левина.

4. Система символических мотивов. «Диалектика души». Жанр.

 

Литература:

1. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. М., 1995.

2. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1960.

3. Гудзий Н.И. История создания «Анны Карениной»// Л.Н.Толстой. Собр.соч. В 90 томах (юбилейное издание). Т.20.

4. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной»// Русская литература. 1979, №4.

 

ТЕМА 9

«Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина как пародия на жанр дворянской семейной хроники

 

1. Творческая история, прообразы героев.

2. Головлево – образ «выморочного» гнезда. Пародирование семейных дворянских хроник (С.Т.Аксаков, Л.Толстой).

3. Порфирий Головлев как тип лицемера. Библейские и литературные параллели. Гротеск и трагедия.

Литература:

1. Покусаев Е.И. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М.,1976.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы// Собр.соч. В 20 томах. Т.13. М.,1972 (вступительная статья, комментарии).

 

ТЕМА 10

Рассказы Чехова

Задание: повторить термины «гротеск», «пародия», «анекдот», «деталь», «подтекст» (В.Е.Хализев. Теория литературы. М., 2002, Литературный энциклопедический словарь. М., 1987)

1. Ранняя юмористика. Завершение традиции сострадания «маленькому человеку». Пародия, гротеск, анекдот («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» и др.).

2. Рассказы конца 80 – середины 90-х годов. Трагизм рутины. Деталь и подтекст. Лиризм и ирония («Анна на шее», «Попрыгунья», «Душечка», «Ионыч» и др.).

3. Поздние рассказы, их своеобразие («Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», «Невеста»).

 

Литература:

1. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л.,1981.

2. Берковский Н.Я. Чехов – повествователь и драматург// Н.Я.Берковский. Статьи о литературе. М.; Л.,1962.

3. Эйхенбаум Б.М. О прозе. М.,1969

4. Катаев В.М. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.,1979; его же. Чехов и мифология нового времени// Филологические науки.1976, № 5.

5. Сухих И.Н. Поэтика Чехова. Л.,1987.

6. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. М.,1983.

7. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

8. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. Учеб. пособие. М., 1989.

10. Кройчик Л. Неуловимый Чехов: Этюды о творчестве писателя. Воронеж, 2007.

 

ТЕМА 11

Новаторство Чехова – драматурга («Чайка»)

Задание: выписать и обобщить высказывания персонажей пьесы о театре и литературе)

 

1. Сценическая история «Чайки».

2. Новизна драматургического конфликта и сюжетной организации. Символика названия.

3. Нина Заречная и «сюжет для небольшого рассказа» Тригорина.

4. Константин Треплев и Тригорин – два типа художников.

5. Маша Шамраева, Полина Андреевна, Сорин - созвучность судеб.

6. Психологический подтекст («подводное течение») и средства его выражения (паузы, разорванный диалог и др.).

 

Литература:

1. Паперный З. «Вопреки всем правилам». Пьесы и водевили Чехова. М.,1981; его же. «Чайка» А.П.Чехова. М.,1980.

2. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 («Принципы построения пьес Чехова»).

 

Вопросы к экзамену




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав