Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Физиологические функции.

Читайте также:
  1. I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИОКАРДА
  2. Int nod (int, int); - прототип нашей функции.
  3. Internet, его функции. Web-броузеры. Поиск информации в Internet.
  4. Анатомия и физиология продолговатого мозга: особенности строения, ядра, функции.
  5. Анатомно-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата
  6. Анатомо - физиологические особенности детей от 0 до 2 лет
  7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОРГАНИЗМОМ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ. ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ
  8. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении. Процесс движения
  9. Анатомо-физиологические особенности артериального кровоснабжения мозга
  10. Анатомо-физиологические особенности ВНС

Из официальных источников известно немногое о детстве и юношестве Тимура, но произведения Клавихо, Ибн Арабшаха проливают нам на его детство.Амир Тимур (Тамерлан, Тимурленг, Темираксак) сын Тарагая Барласа родился в 1336г. 9 апреля, вблизи Самарканда. Он, как говорит предание, родился с куском запекшейся крови в руке и с белыми как у старца волосами, такое же говорили о Чингиз-хане. Его отец - эмир Тарагай Барлас был правителем Кешской долины. Устpойство госудаpства Тимуpа Во главу своо сильного центpализованного госудаpства Тимуp поставил аpмию. Она, по его мнению и действиям должна быть сильно,хоpошо обеспеченной и должна польностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Hадо отметить тот факт что Тимуp особое внимание обpащал на аpмию, и как следствие его положения были закpеплены в дальнейшем в "Уложениях Тимуpа".Структуру своего государства. он сохранил таким же как и во времена Чингис-хана счтитал что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно-территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые по его мнению заслуживале этого не тоько провинции, но и целые страны. Но Маверанахр, т. е. уп- равление центром он осуществлял самолично.Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости мобилизация населения, строительство дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом

проверялось абсолютно все. Если посмотреть на завоевательские походы Тимура то можно раз-делить их на 3 больших похода:
1 - 3-х летний поход
2 - 5-ти летний поход
3 - и последний 7-и летний поход (1398-1404).

45Казахское ханство во II половине XVI в.

В основе деления каз.общества на сословно-классовые группы лежало не столько имуществ полож-е ск-ко соцпроисхождение.В 16-17вв соц состав насел каз ханства представлял собой классову структуру феодал общества.Квысш-муаристократич сословию-ак-суйек (белая кость)-относ-сьчингизиды:ханы, султаны,огланы или торе, ходжи.чингизиды не принадлежали ни к каким каз племенам и родам,онисост-ли правящую группу общества.Каждый султан мог претендовать на ханский титул,наулус,кудавход.опред.число родов и племен.В своих улусах султанам принадлежала вся полнота административной и судеб власти,ониосвобожд-сь от несения повинностей в пользу хана.Все остальное население ханства относилось к сословию- кара суйек(черная кость)-не зависимо от имущественного положения.В это сословие входили представители родов и племен-бии. Среди представителей каз-й военно-кочев знати встречались эмиры и беки,т.е.бии разных рангов. Позднее биями назывались также лица,выполнявшие судеб функции,обладавшиеюридич.знаниями. бай-лицо,обладавшее богатствами, будь оно происхождением из султанов, родоплеменной знати(биев)или из рядовых членов племени. Постепенно баи стали составлять особую соц категорию каз общества, наибоее многочисленный слой класса феодалов. Наибоее многочисленный слой класса феодалов составляла родовая знать:бии, батыры, старшины. Обчно они стояли во главе родов и подчинялись султанам и ханам.К 3-й группе феодалов относилась высшая иерархия мусульм-х религиозных служителей-ишаны, имамы, хаджмуллы.Они также польз-сьпривелегиями.При хане и султанах наход-сь феодально-зависимые люди-тюленгуты,кот обслуживали их хоз-ва,участвовали в военпоходах.Основ насел каз хан-ва в 16-18 вв.сост-ли рядовые коч-ки- скотоводы-шаруа, земледельцы-жатаки и простые гаражане-мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов,составлявшие единое сословие-райаты.Беднейшая часть крестьян- наз-ськедеи(у них был свой скот,но его было не достаточно для того,чтобы прокормить семью) и байгуши(у них не было скота, они вели нищенскую жизнь).В каз хан-ве каждый рядовой коч-к счит-ся воином и в любое вр был обязан явиться к султану или хану для выступления в поход и отражения набега неприятеля.Воинская доблесть счит-сь высшим достоинством кочевника.

 

46Казахское ханство в XVII в.

В 17 веке внутриполит жизнь в Каз.ханстве не отличалась стабильностью. Она распадалась на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали м/у собой. На юге фактически утверждались 2 нана: Есим, преемник таваккула, сделал своей столицей Туркестан. В Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун-мухамед, сын султана дмалима. Постепенно в каждом из 3-х жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Каз.ханства на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамукали пытался отобрать Ташкент поддерживал сепаратизм отдельным султанов. С образованием 1635 г джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами каз.земель в прииртышье и Семиречье. Казахи были потеснены в южн. И западном направлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракагiпаками, ногайцами, башкирами. В 80-х 17 в джунгарская армия вторглась в Семиречье и Южн. Каз-н. были разгромлены несколько каз. улусов, захвачено 9 городов. Укрепление каз.хнаства в период правления хана Тауке (1680- 1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на каз.земли. Набеги джунгар перерезали важные торговые Пути, наi большой ущерб Хох-ву мирного населения. Тяжёлая экон и полит обстановка в Каз-нё была обусловлена непрекращающимся усобицами, нестабильными отношениями м правителями Ср.Азии. Состояние раздробленности и ослабление Каз.ханства сказывалось на целостности не только госуд-й, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть ханов, султанов, группировок аристократич гтлемён замедляли темпы общественно-культурного соц экон развития. Хану Тауке удалось нормализировать полит ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При нём был составлен свод норм обычного права "Жеты жаргы", который определил основные принципы правопорядка и госуд. Устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними гос-ми. В 17 нач 18 в соц состав населения Каз.ханства представляло собой классовую структуру феодально общества. Ханство в основном делилось на 2 классаб класс феодалов (белая кость) и класс крестьян (чёрная кость). Класс феодалов состоял из потомков чингизидов, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали др представители патриархально-феодальной знати эмиры (беки), баи, батыры. В 17-18 в главн отраслями хоз-ва в Каз. ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. В плодородных районах занимались земледелием: жетысу, южн каз-на, поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас, Или-регионы поливного земледелия. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, овёс; занимались бахчеводством. В этот период южн города пришли в упадок. Это нанесло значительный ущерб экономике всего Каз хан ва. Феод. Распри привели к упадку городск культуры, к кризису земледелня. Ослабла торговля.

 

47-48Политическое положение Казахстана при хане Тауке. Свод законов «Жеты Жаргы».

В начале I тыс. до н.э. в степях и горных районах Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основой, а затем и господствующей формой хозяйства. Это был огромный прорыв. Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные не использующиеся ранее степные пространства. Быстрый рост коневодства позволил, резко удлинить маршруты перекочёвок (1000-2000 км). Выработались правила посезонного использования пастбищных угодий, т.е. скотоводство стала экстенсивным. Скот содержался круглый год на подложном корму. Люди следовали за своими огромными табунами лошадей и отарами овец в поисках новых пастбищ. Но скотоводство было зависимо от природных условий, что делало его уязвимым. Тем не менее, появление кочевого скотоводства и соответствующего образца жизни было рациональным ответом на изменение природной среды, на демографический рост населения.

Скотоводство было кочевым, полукочевым. При полукочевом население кочует со скотом на незначительные расстояния, и возвращается на стационарные зимовки. При полукочевом скотоводстве люди имели больше возможностей заниматься земледелием.

В целом отрывочные данные о земледелии у скифов (близкородственных сакам) позволяют делать выводы о его широком распространении и высоком уровне. Античные историки описывают земледельцев выращивающих хлеб на продажу.

Ремесло у саков ещё дифференцировано. Тем не менее, различные вещи, которые обнаружены в поселениях и могильных скифов, свидетельствует о высокотехнологичном уровне ремесла. В кургане Иссык, было обнаружено 4 тыс. золотых предметов, большинство из которых представляют высокохудожественное искусство. Сакские, царские курганы представляют собою значительные архитектурные сооружения.

Саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях.

Помимо скотоводство и земледелия у ряда племен продолжали существовать охота и рыболовство. Он играли роль подсобных промыслов.

Погребальный обряд значительно от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения - были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.

Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершалось рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмоинской культуры (исседоны) сооружали курганы известные как «кургалы с усами» - двая ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.

В области искусства скотоводов - саков остались бытовые изделия, выполненные в скифском зверином стиле. Его основойбыл животный и растительный мотивы. Истоки популярности этого искусства лежат в области религиозных и магических представлений. Особенностью звериного стиля является изображение зверей чаще в движении, борьбе.

В развитии скифо-сакской культуры на различных территориях наблюдается определенное своеобразие, вызванное, по видимому, конкретными условиями исторического развития. Особое место в этой культуре имеет письменность рунического характера. Серебряная чаша, обнаруженная в кургане Иссык, имеет надпись, которая, к сожалению, ещё не расшифрована нашими лингвистами.

49.Образование Джунгарского ханства

В результате конфликта между монгольской династией Северная Юань или Монгольской империей в которой к тому времени главенствующую роль играли ойраты или согласно мусульманским и русским историческим источникам — калмыки и китайской Империей Мин, 1 сентября 1449 года в местности Туму (современная провинция Хубэй, КНР) ойрато-монгольскими войсками был захвачен в плен император Китая Чжу Цичжэнь. Это сражение (Тумуская катастрофа) считается одним из крупнейших военных поражений китайской Империи Мин.

В XV веке, когда средневековая Монголия достигла пика своего могущества, местные калмыцкие (ойратские) тайши которые к тому времени захватили власть в Монгольской империи уже не боялись накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда ойратский Эсэн-тайши, фактический лидер монголов, вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времен Хубилай-хана.

Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием калмыцкого (ойратского) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину. 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня. Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь, ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора добивавшегося воплощения этой идеи стала очевидной очень скоро.

Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хубэй. Встретив огромную китайскую армию намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточенной рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам (калмыкам).

Эсэн полагал, что пленный император — это весомая карта, и прекратил военные действия вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь, который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня — Чжу Циюя. Последовав советам придворных китайских министров-евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора. Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом. Сам же лидер ойратов встретил жёсткую критику за свою непродуманную политику и спустя шесть лет после Тумуской битвы (по китайски — катастрофы) был предательски убит покоренными родственниками казненного им монгольского аристократа.

Будущие правители Джунгарского ханства принадлежали к племени чоросов и являлись потомками ойратских тайшей Тогона и Эсэна. В начале XVII века потомок Эсэна, Гумэчи, носивший титул Хара-Хула-тайджи, возглавил объединение чоросов, дербетов и хойтов, и повёл войну против Шолой-Убуши-хунтайджи, хотогойтского Алтан-хана, несколько лет назад изгнавшего ойратов из западной Халхи.[1] В этот период из ойратов лишь хошоутский вождь Турубайху носил титул хана, в то время как дербетский Батур-Далай-тайша считался наиболее могущественным. Сын Хара-Хулы, Батур-хунтайджи, присоединился к тибетской экспедиции Гуши-хана Турубайху,[2] получив в награду от Далай-ламы V титул Эрдни. В результате военно-политической экспансии и столкновений с Манчжурской империей Цин, Россией, государствами и племенными союзами Средней Азии, с 1630 по 1677 год территория Джунгарского ханства значительно увеличилась, были образованы три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

В 1640 году ойратские правители провели общемонгольский съезд, на котором приняли Степное Уложение, установившее единые законы для всех ойратских владений.

50. Главной целью внешней политики Цэван-Рабдана было присоединение Халхи к Джунгарскому ханству и образование на этой основе объединенного монгольского государства. Частной задачей этой внешней политики было восстановление границ ханства, существовавших во времена Батур-хунтайджи. Для этого он стремился возвратить территории, отшедшие к Халхе в конце XYII в., равно как и территории, вошедшие в начале XYIII в. в состав России. Сокращение пастбищ создавало «земельную тесноту» и угрожало ойратскому государству возникновением нового кризиса. Внешнеполитическая программа Джунгарского ханства не могла не встретить противодействие правительства Цинской и Российской империй. Не добившись возвращения пастбищных территорий в Халхе и Южной Сибири, джунгары обрушились на казахов, которые, в свою очередь, стремились расширить свои владения за счет джунгарского государства22.

Джунгарские тайджи с 80-х годов XYII века удерживали за собою казахские кочевья в Жетысу и частично по рекам Чу и Талас. Однако эта временная власть выражалась только ограниченностью политического влияния. Над казахами Жетысу джунгары не могли добиться реальной власти.

Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XYII – начале XYIII веков связана деятельность выдающихся биев Казыбека, Толе, Айтеке.

Очередной набег джунгар не только в Жетысу, но и в долины рек Чу и Талас казахи отбивали в 1699 г. Несмотря на сопротивление казахских родов, джунгарам удалось захватить около десяти тысяч пленных. Казахи наращивали свои силы. Одной из предпосылок этому была крепкая власть Тауке хана. В ответ на отдельные стычки с джунгарами в 1702 – 1703 гг. казахские ополченцы организовали одновременное нападение на Джунгарию и волжских калмыков.

Несмотря на успехи казахских ополченцев, из Туркестана в ставку хунтайджи был направлен посол от имени хана Тауке и султана Каипа с целью «положить мирность». В результате дипломатических усилий с казахской стороны в течение нескольких лет не было крупных военных столкновений.

В 1708 г. казахи начали отбивать новое вторжение джунгар. Война приняла затяжной характер и шла с переменным успехом в 1708 – 1712 гг. Она длилась с перерывами, без особо ярких событий.

Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана произошло в 1710 – 1711 гг. Опасность нового, более сильного наступления джунгаров на казахские земли побудила султанов и старшин временно отодвинуть междоусобные распри на задний план и попытаться сообща найти способы обороны от неприятеля. С этой целью в 1710 г. в Пиаральских Каракумах был созван съезд, на котором обсуждался вопрос о возможных совместных действиях против военной агрессии Джунгарского ханства. Было создано единое войско во главе в батыром Богембаем23. Однако сказывалась несогласованность действий казахов, весной 1718 г. состоялось трехдневное сражение у Аягуза, закончившееся победой джунгар. К тому же после смерти Тауке, в каждом жузе стали избирать своего хана.

К 1723 г. в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Канси, был заключен джунгаро-китайский договор. Российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо притязаний. Неожиданный поворот событий джунгары решили использовать для нападения на казахские земли.

Вторжение 1723 – 1725 гг. было продиктовано, стремлением восстановить и расширить утраченное в годы войны с Цинской империей в 1717 – 1722 гг. влияние в южных районах Казахстана и в Средней Азии, восстановить за счет захваченной добычи подорванное войной хозяйство24.

Многие казахские роды не были подготовлены к неожиданному удару джунгар в ту раннюю весеннюю пору, когда начинались жизненно важные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испытав почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители все больше и больше обособлялись друг от друга. В 1723 г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. В устных казахских преданиях этот период именуется как «Актабан шубурынды». Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау (песня-плач) «Елим-ай».

Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XYIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего – откочевали в пределы Хивы и Бухары25.

Организаторы всенародного сопротивления Богембай, Кабанбай, Санрык, Жаныбек, Малайсары, и другие подняли народ на защиту родной земли. Джунгарские отряды вынуждены были считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор в горных местностях, в отдаленных степных районах, в городах.

Джунгары отрезали Казахское ханство от таких городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайрам.

Всенародное бедствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но и осмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальностью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли известные в народе казахские батыры, выдающиеся бии.

И, чтобы предотвратить уничтожение народа, за свое спасение взялся сам народ, не надеясь уже на султанов и родоправителей. В те рудные годы во главе ополчения казахов встали Кабанбай, Богембай, Малайсары, Наурызбай, Шакшак Жаныбек и многие известные батыры.

К 1726 – 1727 годам султаны и бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против агрессора. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.

Осенью 1726 года состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов, прославленные полководцы и батыры. Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора джунгарам. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противоречия, борьба за власть над всеми жузами, за пастбища. В Ордабасы Абулхаир был избран предводителем казахского ополчения.

Одно из крупных сражений произошло в 1726 г. на берегу р. Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины нанесли здесь джунгарам чувствительное поражение. Место битвы получило название «Калмак кырылган» (место гибели калмаков).

В 1729 г. произошло кровопролитное сражение казахов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай (по другим сведениям, в 1730 г. при озере Ит-ишпес, на Алакульской стороне26). Объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу27. Поражения джунгарских армий в сражениях с казахами (1726 – 1730 гг.) показали Галдан-Цэрену, что, объединившись, казахские жузы представляют собой силу, способную если не сокрушить, то нанести тяжелый удар по Джунгарскому ханству.

Особенную важность этой борьбы прекрасно понимали видные политики того времени. Единый порыв всего народа и его духа были так велики, что в какой-то степени наступило успокоение, и многие султаны стали вновь придерживаться центробежных тенденций. Закрепить успех победы в Аныракайской битве казахам помешали разногласия. Самоуспокоенность и бездействие дорого обошлись для казахского государства в последующем.

 

51. Гибель Джунгарского ханства

52. После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры, что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать переходить эту линию. Предположительно с конца XVIII века часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Они устраивались на крестьянских казенных землях в качестве земледельцев и пастухов.

Но таких казахов в тот период было еще немного. Основная масса прикочевывала для устройства на сибирских землях временных поселений. В будущем это привело к возникновению постоянных аулов и переходу части казахов на оседлый образ жизни. С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских казахов.

Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782 году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был Устав о сибирских киргизах 1822 года.

В русских документах тогда казахи значились киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками. В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской области, и их стали называть сибирскими киргизами. На территории Западно-Сибирской равнины расселялись в основном казахи Среднего жуза, состоявшие из племен кипчаков, аргынов, найманов, кереев и уаков.

Именно они и поселялись на сибирских землях — там, где кочевали и до джунгарского нашествия. К уакам и кереям отчасти присоединились кочевавшие в южных районах Сибири казахи Младшего жуза из племени же-тыру. Материалы Казахского отряда Сибирской историко-этно-графической экспедиции Омского университета, собранные в 1978 году, в том числе массовые записи племенной и родовой принадлежности современных казахов или их предков, показывают, что и сейчас на территории Омской области проживают представители аргынов, кереев, кипчаков и уаков. В небольшом количестве отмечены здесь и найманы, составлявшие в прошлом пятое племя Среднего жуза. Северными соседями казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные отношения. В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские, направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и крепости.

Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в основном временно на период найма на сезонные работы. Но некоторые казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о поселении киргиз вдоль Сибирской линии».

В 1816 году в Тобольской губернии числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 — в Ишимском и 82—в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и «е учтены казахи, временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь свощ кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека. Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за казахами, установлением административно-территориальных единиц с ограничением переходов казахов с одной территории на другую.

Хозяйственно-культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний. Именно в последней трети XIX века казахи появляются в Чуйской степи и начинает складываться еще одна их сибирская группа на Южном Алтае. Из-за ограничения пастбищных угодий царской администрацией в Усть-Каменогорском уезде в Семипалатинской области они откочевали сначала в Монголию.

Через 10 лет оттуда из-за массового падежа скота казахи переселились на Алтай, договорившись с алтайскими зайсанами о выделении им там пастбищ. Алтайцы помогли тогда казахам, выделив им скот. В дальнейшем, в том числе и в годы советской власти до середины 1930-х годов, казахи продолжали переселяться небольшими группами в Чуйскую степь. В настоящее время они проживают вместе с теленгитами (группа алтайцев) в Кош-Агачском районе Горно-Алтайской автономной области. Численность кош-агачских казахов — 7 тысяч человек. В основном это выходцы из племенного объединения найманов, меньше среди них уаков и ители.

Более 100 лет кош-агачские казахи живут в оторванности от остальных казахов в казахско-теленгитских поселках. У них сформировались новые черты в культуре и быте, сложились особенности в хозяйстве. Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к 1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель, находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще на несколько десятков лет.

В 1897 году на Западно-Сибирской равнине насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в Тарском округе Тобольской губернии. Омская исследовательница О. М. Бронникова (в настоящее время работает в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте «Музей антропологии и этнографии РАН») для советского времени выделяет три периода в расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период, начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время усилились миграционные процессы среди казахов.

Фактически к 1928 году сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни. Второй период охватывает конец 1920-х—1940-е годы. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан прежде всего с изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.

Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению формирования современного национального состава в данном регионе. Этот период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов.

Остальные сельские казахи расселены довольно дисперсно среди окружающего иноэтнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов.

 

Физиологические функции.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав